Название этого двухмачтового парусника — «Генерал Зарусский», «специальность» — морской туризм. Скоро парусник отметит свое 40-летие. История его такова.
Шведские судостроители начала XX века получили широкую известность благодаря великолепному качеству композитных корпусов малых парусников. Сталь в Швеции славилась издавна. Набор из нее в сочетании с обшивкой из высокосортного дерева и покрытием подводной части листовой латунью позволял создавать долговечные суда. Польша заказала одной из шведских верфей небольшое парусное судно для учебных целей, но так как на воду его спустили в самый канун войны — в 1939 г., получить заказ смогла только после 1945 г.; до того парусник держал флаг нейтральной Швеции.
Поднимая на судне флаг ПНР, хозяева нарекли судно именем своего славного соотечественника — генерала Зарусского, которому принадлежат слова, обращенные ко всем патриотам Польши, боровшимся за ее независимость: «Будьте твердыми, как гранит, а души сохраните чистыми и глубокими, как море».
Парусник — собственность Всепольской молодежной патриотической организации содействия вооруженным силам, приписан он к Ястарне. Его знают во многих портах Северной Атлантики и Балтийского моря. Регулярно заходит он в гавани советской Прибалтики. Самый дальний свой рейс «Генерал Зарусский» совершил в 1975 г. — это было плавание на Шпицберген.
«Генерал Зарусский» вооружен гафельным кечем. Одновременно он может нести три кливера, стаксель, грот, бизань, два топселя и два апселя — 310 м2 парусов из дакрона. Наибольшая длина судна вместе с трехметровым бушпритом — 28 м. Ширина — 5,82 м. Осадка — 3,6 м. Полная грузовместимость (тоннаж брутто) — 71,2 per. т. В машинном отделении судна стоят два 95-сильных четырехцилиндровых дизеля «Рекин». Правда, при штормовом встречном ветре они оказываются слабоваты — помогают плохо, приходится нести глухо зарифленные паруса.
Парусник, несмотря на почтенный возраст, в хорошем состоянии: сосновая палуба не течет, деревянный рангоут не тронут гнилью. Наверху здесь все мощно, надежно и по-старинному бесхитростно. (Вот где можно принимать экзамен по морской практике у яхтенных капитанов! Забыл, что такое бисы, медведки, ракс-клоты, как правильно «морщит» грот при в меру выбранных дирик-фале и гафель-гардели, — получи свои два балла!) Все здесь по-морскому чарующе!
Попасть в рейс на кече всегда много желающих. Для этого, как минимум, необходимо быть яхтенным матросом со стажем. Каждый, потрудившись на своем рабочем месте сверхурочно, вносит 5 тыс. злотых (на трехнедельный рейс) в общий котел. Так что плавание доступно практически всем работающим яхтсменам. Это не круиз на какой-нибудь фешенебельной яхте по Карибскому морю из серии рекламируемых на Западе для толстосумов! Да и по духу своему это отнюдь не увеселительная прогулка. Яхтсмен остается яхтсменом и тогда, когда свою легкую яхту меняет на 60-тонный парусник. Его цель — дальний парусный переход со всеми его прелестями и невзгодами.
Информация об изображении
Участники рейса «Генерала Зарусского» в Ленинград с капитаном Павловским (второй слева)
Конечно, в экипаже «Генерала Зарусского» все делается силами команды (в постоянный штат здесь входят только капитан и старший механик). Рабочий становится старпомом или матросом — в зависимости от яхтенной квалификации и опыта, инженер оказывается мотористом, врач — судовым доктором, художник — камбузником. Все, как на яхте. Обычно в море с каждым рейсом уходит 30 яхтсменов-отпускников.

Участники рейса «Генерала Зарусского» в Ленинград с капитаном Павловским (второй слева)
Капитан «Генерала Зарусского» — Ян Павловский впервые пришел в Ленинград на борту этого же судна в 1948 г. Значился он тогда по судовой роли боцманом. Через десять лет ему посчастливилось ходить на паруснике вместе с Леонидом Телигой — будущим первым польским яхтсменом-одиночкой на трассе кругосветного плавания. Павловский вот уже три десятка лет верен «Генералу Зарусскому». Яхтенный капитан дальнего плавания учит капитанов завтрашней Польши. И тех, кто склонен выходить в море только на парусниках, и тех, кому суждено стоять на капитанских мостиках судов, которым нет необходимости нести паруса на мачтах!