Когда якоря были медными
Во время I мировой войны промышленность Германии стала ощущать острый дефицит в меди: запасы ее оказались исчерпаны, а от стран-поставщиков Германия была отрезана блокадой.
Один из найденных выходов был таким. Заказывая в нейтральных странах — Швеции, Дании и Голландии любые, в том числе и малые, суда, немецкие судовладельцы стали требовать от верфей-изготовителей комплектации этих судов огромными якорями, изготовленными непременно из... меди! Баржи, плававшие по внутренним водным путям Германии и свободно ходившие в Голландию, вдруг усиленно начали «терять» свои обычные якоря перед самым пересечением границы, и шкиперам пришлось заказывать в голландских портах новые якоря — тоже из меди. Кроме того, на всех немецких судах, заходящих в эти страны, неизменно приходилось заменять почему-то вышедшие из строя трубопроводы, причем капитаны опять-таки соглашались платить любые деньги, лишь бы новые трубы были медными.
Естественно, как только суда оказывались в Германии, с них первым делом снимали якоря и демонтировали системы.
За первый же год действия этой хитроумной выдумки Германия получила около 1500 т необходимого стратегического сырья.
Все наоборот
Не случайно, — утверждает поляк Юлиан Червинский (автор книжки «Восемь лет на океанах»), — Кокосовые острова в Индийском океане называют «островами, где все наоборот». Еще бы! Крабы здесь питаются кокосовыми орехами, рыбы едят кораллы, собаки ловят рыб, люди катаются на черепахах, раковины представляют собой опасные ловушки, а на верхушках пальм живут крысы.
Модели из... объедков
Самыми редкими и потому очень ценными моделями старинных судов считаются те, которые были сделаны в период наполеоновских войн пленными французскими моряками, содержавшимися обычно на тюремных судах в устьях рек. Модели эти славятся не только исключительной точностью выполнения, необычны и примененные материалы. Даже дерево не всегда было доступно пленным; они использовали в первую очередь кости и отходы тех продуктов, которыми их кормили.
Антиакулья электроника
После многолетних экспериментов одна из западногерманских фирм в Киле приступила к выпуску устройства, которое успешно отпугивает акул, испуская неприятные для них электрические импульсы. По дну пляжа укладывается «антиакулий» кабель, под защитой которого купающиеся чувствуют себя в безопасности.
Невероятный чемпионат
Во Франции завершился четвертый (!) чемпионат мира по гребле в ваннах, в котором приняли участие 100 гребцов. Накал страстей был таков, что на середине 600-метровой дистанции три «судна» залило через борт и их капитанам пришлось «принять ванну». Победители — водопроводчики Жан Ференти и Пьер Лантернье — выиграли состязание с преимуществом в целых 2 мин: их «Дракон» представлял собой диковинный катамаран из двух ванн, поддерживаемых на поверхности специальной конструкцией: они достигли финиша за 7 мин.
Шесть новых морских государств
По данным ежегодного справочника, издаваемого Бременским институтом экономики морского судоходства, в настоящее время насчитываются 153 страны, имеющие морской флот под собственным флагом. В их число за последние два года вошли, например: Иордания, Суринам, Мозамбик, Ангола, Камерун и Катар.
Первооткрыватель Америки!
Христофор Колумб жив и здоров, проживает в Мадриде и до сих пор выходит в море (правда, нечасто). Его мундир украшают погоны капитан-лейтенанта испанских военно-морских сил. Хотя он прямой потомок «настоящего» Христофора Колумба и потому один из наиболее пышно титулованных особ Испании (герцог Де'Верага, маркиз Ямайский, вице-король Индейский, адмирал Океании и дважды гранд), это, по общему мнению сослуживцев и соседей, самый скромный человек на свете.
4В-летний герцог и т. д. любит рассказывать об одной почтенной старухе-испанке, которая несколько лет тому назад, когда он присутствовал при открытии очередного памятника Колумбу (в США — в Майами), подошла к нему и во всеуслышание заявила:
— Вы самозванец! Вы чересчур молоды, чтобы на самом деле открыть Америку...
Сколько лет Суэцкому каналу?
Суэцкий канал, как выяснилось недавно, был прорыт древними египтянами, а потом разрушен временем и дикими кочевниками. Как сообщает «Тайм», это обнаружилось во время аэрофотосъемок дельты Нила. Геологи нашли под слоем песка насыпи и дамбы, позволившие уточнить размеры античного канала: он имел ширину 60 м и глубину от 2 до 3 м, вполне достаточную для прохода барж.
Шампанское отменяется
В 1843 г. в Англии по проекту Брунеля было закончено строительство первого в мире железного судна океанского плавания и первого в мире винтового, а не колесного морского парохода «Великобритания». Осталось только во время прилива вывести судно из сухого дока, где оно было построено, на большую воду и поднять под звуки музыки флаг. Собралась огромная толпа гостей. Когда уровень воды достиг нужной отметки, полагалось разбить традиционную бутылку шампанского и открыть ворота дока — батопорт, однако ничего подобного не произошло: было объявлено, что торжество отменяется, ибо «выяснилось», что ширина судна на миделе на несколько дюймов больше ширины ворот...
Судостроители играют в кубики
Основные типы рыболовных судов — сейнеры, траулеры и дрифтеры — существенно отличаются не только орудиями лова, но и устройством и оборудованием. Норвежская фирма «Геликс» построила судно, которое в зависимости от условий промысла может быть очень быстро превращено, скажем, из траулера в сейнер. Кормовая часть судна имеет вырез, куда при помощи обычного крана вставляется сменная секция со всем нужным оборудованием и механизмами. Временно ненужные секции хранятся на берегу.
Шлюзы в старых английских каналах уже давно стали тесны — не пропускают современные суда все больших и больших размерений, однако и удлинять их не представляется возможным: слишком их много! Судостроителям пришлось приспосабливать новые суда к существующим условиям: носовую и кормовую части предназначенных для этих систем пароходов и барж делать... быстросъемными. При подходе к короткому шлюзу судно разбирается на секции, которые шлюзуются по отдельности, а затем снова стыкуются.
Из истории компаса
Еще 4000 лет назад древние китайцы в качестве компаса использовали прибор в виде фигурки человечка, вытянутая рука которого указывала на юг: фигурка стояла на магнитной каретке. В III веке применялась компасная игла, подвешенная на шелковой нити.
Викинги использовали «направляющий камень» — кусочек магнита, подвешенный к нитке или прикрепленный к деревянной дощечке, плававшей в сосуде с водой.
В Мексике найден прибор, изготовленный, как считают, не позднее X века до н. э. и представляющий собой часть железной призмы длиной 34 мм, вдоль которой идет полукруглый желобок. Эту призму укладывали на плавающий в воде кусочек дерева.
В принципе так же был устроен и европейский компас, первые упоминания о котором относятся к XII веку: намагниченная стрелка укреплялась на пробке, плавающей в воде. Прототип современного компаса был изобретен итальянцем Флавио Джойя в XIV веке.
Советы пассажирам
В начале нашего века в одном из путеводителей, составленном английской судоходной компанией и выдававшемся пассажирам трансатлантических пароходов вместе с билетом, содержались довольно ценные рекомендации:
Не считай, что всем известно высокое положение, которое ты занимаешь у себя дома. Никогда не пробуй фамильярничать с капитаном, а тем паче высказывать ему свое неудовольствие по поводу разных мелких неурядиц. Не развлекай нервных дам рассказами о кораблекрушениях и судах, исчезнувших при загадочных обстоятельствах. Не пытайся учить членов экипажа морскому делу. Не утверждай, что ты не подвержен морской болезни, пока не сойдешь на берег.
Рыба-головоломка
Небольшая рыба — миксина, которая иногда попадает в тралы камчатских рыбаков, представляет целый комплекс загадок. Во-первых, это единственная из рыб, которая дышит через нос. Во-вторых, глаза ее затянуты кожей, и только сверхчувствительные клетки, расположенные по всему телу, помогают миксине ориентироваться. В-третьих, сердец у рыбки сразу четыре: одно — для движителя-хвоста, другие — для печени, головы и мышц. Рыбка более полугода может обходиться без пищи. В случае опасности она выделяет слизь, и вода вокруг нее становится похожей на студень. Она хорошо прячется и способна завязываться узлом, так гибок ее позвоночник.
МОНАХИ БЕЗ РАБОТЫ
В начале XIII в. епископ Кентерберийский основал братство монахов, члены которого были обязаны: «помогать всем, кто попал в беду у берегов Англии, снабжать их едой и пресной водой, излечивать раны, а для ориентировки мореходов ставить маяки».
Теперь ту часть обязанностей монахов, которая касается обслуживания маяков, все чаще выполняет автоматика. Бездушный фотоэлемент включает огонь при заходе солнца и выключает его утром. Если тысячеваттная лампа выходит из строя, автомат включает запасную.
В Теннинге (ФРГ), например, работает центр управления 52 маяками Гельголандского залива. В его штате всего... пять электриков.
Деревянные броненосцы
Первым русским кораблем, на котором рангоут был сделан из железа, оказался деревянный броненосец «Севастополь». Интересно, что проектировался корабль как обычный фрегат, не имевший брони, когда же корпус его практически был готов («на пять шестых»), адмиралы приняли решение превратить его в... броненосец! В 1862 г. проект переделали, и на деревянный корпус надели бортовой броневой пояс и броневую палубу. В дальнейшем от строительства деревянных броненосцев, естественно, отказались, так как «они находились в ремонте намного больше, нежели находились в строю».
Взгляд со стороны
В старом парусном флоте существовал такой порядок. После того как корабль был подготовлен к походу, перед самым снятием с якоря боцману полагалось объехать на шлюпке вокруг и внимательно осмотреть его со всех сторон. С палубы далеко не всегда можно было заметить какое-либо упущение в парусном вооружении. Поэтому-то и требовался обязательный осмотр со всех сторон.
Неожиданное вторжение
Актриса А. Сирс из Филадельфии проснулась от ужасающего грохота, и далеко не сразу поняла, что произошло. Речное судно с грузом сахара развило при подходе слишком большую скорость, что-то где-то вышло на нем из строя, а в результате теплоход разворотил причал, вылетел носом на набережную и уткнулся в здание театра, где актриса занимала комнату.
Тайны Каспийского дна
Почерневшее от времени ружье с клеймом Тульского завода и цифрой «1852», судовой колокол и якорь нашли подводные археологи. Это — следы исчезнувшей экспедиции Н. А. Ивашинцова, исследовавшей в прошлом веке Каспийское море. Много десятилетий поиски затонувшей шхуны «Куба» были безрезультатными.
Более 2000 предметов найдено в прибрежной полосе. Среди них такая редкость, как 70-килограммовый каменный якорь, пролежавший на морском дне тысячу лет: подобными якорями пользовались в XI веке.
Смотри на гетры!
«Гетры Зуава еще сухие», — сообщают газеты. Следовательно, пока опасности нет. А вот если вода подымется до колен, это уже беда.
Во время сильных наводнений воды Сены нередко затопляют центральные кварталы французской столицы. В такие дни парижане измеряют уровень воды в реке по статуе Зуава под центральным пролетом моста Альма.
Деревянные гиганты
Оказывается, в XX веке еще строились огромные парусники с деревянными корпусами (правильнее сказать — композитными, поскольку отдельные узлы набора и даже целые районы обшивки делались стальными).
Самые большие суда строились в Америке, где в распоряжении корабелов имелся более крупный строевой лес. Одним из крупнейших деревянных судов в мире была шестимачтовая шхуна «Вайоминг», построенная в 1909 г. Ее вместимость — 3730 per. т, грузоподъемность — 5300 т; длина по килю — 100,4 м, ширина — 15,27 м, высота борта — 9,26 м. Гигантом была и шестимачтовая шхуна «Орегон Фэа» («Е. Б. Стирлинг») — 1919 г., грузоподъемностью 4200 т. Не намного меньше были шестимачтовые же шхуны «Орегон Пайн» (1920 г.) и «Форт Ларами» (1921 г.).
Ллойд считал деревянное судно надежным и принимал его к страхованию, если вес всех его металлических частей и креплений был не менее 10—12% веса дерева. Длина отдельных брусьев, закладываемых в киль, доходила до 30—36 м.