Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные факты / 1979 год / Новгородское судно XII века
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Построена копия армянского киликийского парусника XIII века
    Первое судно с ротативным мотором
    Любительское судно на воздушной подушке
    Переоборудование шлюпки в туристское судно
    Парусное судно «Плейнсейл» с парусами-крыльями
    Быстроходное судно на подводных крыльях «Тайфун»
    Прославленный китобойное судно «Чарльз В. Морган»
    За рубежом: якорь, плот, статистика, рекорд, судно, джонки...
    За рубежом: «Ладога», исследования, микро-судно, аварии...
    Прогулочно-туристское судно из старой списанной шлюпки
    Сообщения: черепаха, судно, раки, браконьеры, пираты, альпинизм...
    Новое судно «Дар млодзежи» вместо «Дар Пемежа»
    Каютное судно из мотолодки «Казанка-2М»
    За рубежом: Атлантика, ветеран, вокруг света, секстан, старейшее судно...


    Новгородское судно XII века

    Год: 1979. Номер журнала «Катера и Яхты»: 78 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииРисунок художника новгородского судна
    Рисунок художника новгородского судна
     
    После выхода Новгородской земли из состава Киевской Руси — произошло это в 1136 г. — в бассейне озера Ильмень образовалась самостоятельная феодальная республика. В продолжение нескольких веков новгородцы сохраняли свободу морского сообщения с Европой и вели оживленную заграничную торговлю, имея свой торговый флот.

    В то время как Киевская Русь была потрясена нашествием татар и плавание русских по южным морям прекратилось, новгородские купеческие корабли ходили в Данию и Швецию, на балтийское южнославянское поморье. На Готланде новгородцы держали свой гостиный двор. Когда же в XII в. на Балтике образовался торговый союз — Ганза — в него вошел и Господин Великий Новгород, «владевший ключом» к главным тогдашним торговым путям с востока и юга. Больше того, сами ганзейцы признавали новгородскую купеческую общину «источником, из которого произошли все прочие конторы союза».

    Информация об изображенииОбщий вид и план парусности судна
    Общий вид и план парусности судна
     
    Карл Маркс писал о деятельности Великого Новгорода: «Его корабли ходили в Любек, его жители сквозь дремучие леса проложили себе путь в Сибирь; неизмеримые пространства между Ладожским озером. Белым морем, Новой Землей и Онегой были ими несколько цивилизованы»1.

    Суда, строившиеся в Новгородской Руси, славились высоким качеством работы. В зависимости от условий плавания и требуемой грузоподъемности строились суда самых различных размеров и типов. При всем их многообразии можно выделить четыре основные группы:
    • челны-однодеревки, выдолбленные из цельного ствола дерева; иногда такие лодки, выдолбленные из прямоствольного Дуба, вмещали по 50—60 человек со всем снаряжением;
    • набойные ладьи с прибитыми (пришитыми) к долбленой «колоде» бортами из одной-двух широких досок кромка на кромку;
    • шитики, относительно плоскодонные малые ладьи, собранные из тесаных досок на наборе с креплением по пазам при помощи шитья распаренной вицей — корнями можжевельника, ивовыми ветвями, жгутом мсчалы, рыбьими жилами и т. п.;
    • заморские ладьи — чаще всего имеющие более острые, килеватые обводы, относительно крупные суда, закрытые палубой и снабженные надстройкой («чердаком»), с дощатой обшивкой по набору из цельных кокор; основные черты этих судов сложились, очевидно, не без влияния мореходных норманнских дракаров.

    В Балтийском бассейне новгородцы применяли различные ладьи и соймы, насады и ушкуи, а также и суда заимствованных у соседей типов — шнеки (от шв. слова змея), лайбы, большие парусные бусы-корабли.

    Как показывают материалы археологов, судостроители древней Руси использовали довольно совершенные по своему времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из местных руд «варили» кричное железо, широко применяли металлические крепления.

    Изображенный на рисунке новгородский корабль близок к большой заморской ладье периода X—XII зв. Такие суда имели водоизмещение до 6—6,5 тыс. пудов (т. е. 100—120 т) при наибольшей длине около 20 м; ширину — 4,5—5,5 м; осадку — до 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70—80 м2.

    Примечания


    1. Карл Маркс. Хронологические выписки. Архив МИЭ, т. 2. М., 1938, с. 337—338.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Нужен нагрудный знак яхтенного капитана
    Проблемы экологии и малый флот
    Крейсерский катамаран «Чародей» в Тольятти
    Бригантина «Витязь» продолжает плавание
    Симпозиум по проектированию и постройке парусных судов
    Сообщения: якоря, электроника, Суэцкий канал, компас, броненосцы...
    На строительстве объектов для Олимпиады-80 в Таллине
    Ленинградскому яхт-клубу флота исполнилось двадцать пять лет
    Сообщения: пароходы, пиратство, премия, кража, пушки, сено...
    Знак качества моторной лодке «Крым»
    Аэросани-амфибия с воздушным винтом Туполевского КБ
    Статистика распространенности малых судов в мире
    Сообщения: циклон, страхование, вода в море, танктейнер, часы...
    Новое судно «Дар млодзежи» вместо «Дар Пемежа»
    Третий норвежский корабль «Лейф Эриксон»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Новгородское судно XII века

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Итоги десятилетней работы ЦКБ «Нептун»
    Конструкторское бюро спортсудостроения СКВ ЛКИ «Океан»
    Кишиневский клуб юных моряков-парусников
    Волны в морях и океанах
    Из опыта работы Комитета СНП Латвии
    Сообщения: Робинзон, танкер, крючок, плавучий сад, шум...
    Воднолыжные костюмы киевского производства
    Яхт-клуб металлистов в Ленинграде
    Японская инспекция по маломерному флоту
    Испытательный пробег на мотолодках вокруг Британии
    Международные выставки лодок в Финляндии
    Улучшение моторной лодки «Нептун-3»
    Мореходная многоцелевая мотолодка «Ягуар» (тип V.62)
    Выпуск подвесных парусов налажен
    Киевский клуб капитанов


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 46 + 13 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории