Бывают ошибки и в энциклопедии
Любому школьнику известно, что первый пароход Фупьтона, начавший в 1В07 г. совершать регулярные рейсы от Нью-Йорка до Опбани, назывался «Клермонт». Однако на самом деле прославленный пароход назывался иначе: «Норс-ривер стимбот», порт приписки — Клермонт. Причем Клермонт отнюдь не являпся крупным портовым городом: это быпо местечко, где располагалось имение компаньона Фультона.
«Клермонт» осталось незакрашенным во время капитальной перестройки судна, и хотя во всех документах пароход первое время продолжал называться «Норс-ривер», попавшее на картинки название «Клермонт» прилипло, и судно «уплыло в историю» под этим именем.
Об этом сообщил американский журнал «Ридерс дайджест». (См. также книгу В. С. Виргинского «Роберт Фультон», Москва, «Наука», 1965 г.)
Однорукий гребок
Для любой небольшой парусной или моторной лодки, отправляющейся в плавание или выходящей в гонку, необходимо весло-гребок. Однако обычное весло такого типа, как правило, неудобно в обращении, так как занимает обе руки.
Одна из британских фирм предложила специальный гребок, который гораздо более удобен при маневрировании на малой лодке: им можно работать одной рукой, вторая же рука остается свободной. Незаменим он и на мелководье, и при маневрировании на виндсерфере. В случае, если лодка залита водой, его можно использовать и как черпак.
Изготовляется такой гребок из легкого полипропилена; он непотопляем, даже удар им не представляет опасности для лакировки корпуса лодки.
Размеры его 430X135 мм, а вес всего 250 г, т. е. втрое меньше, чем обычного стандартного весла-гребка.
Устройство для отдачи шкота
Получившие широкое распространение шкотовые стопора клинового типа при большой парусности оказываются недостаточно удобными: трос сильно «закусывает» в стопоре, чтобы отдать шкот, приходится прилагать большие усилия. Два года назад английская фирма «Клэмклитс» начала выпускать быстроотдающее устройство, которое срабатывает мгновенно, независимо от величины нагрузки.
Состоит оно из обычного клинового стопора 2, шарнирно закрепленного на основании 4 и удерживаемого в рабочем положении фиксатором 5. Если потребуется освободить снасть 3 из стопора, достаточно потянуть за конец 1. Тогда стопор под действием тяги снасти откинется вперед и освободит ее. Конец снасти удерживается дополнительным стопором 6.
Устройство применяется для шкотов на катамаранах и для фалов на гоночных яхтах.
Томбуй-катушка
Для того чтобы исключить случаи запутывания буйрепа при отдаче его вместе с якорем, я сделал епепиальный буек-катушку, который уже длительный период безотказно работает по своему прямому назначению. Устройство состоит нз катушки 1, скобы 2, оси катушки 3, направляющего хвостовика 4 и дистанционных шайб 5.
Катушка 1 диаметром 100 мм склеена из пенопластовых дисков эпоксидной шпаклевкой. В катушку на эпоксидной шпаклевке вставлена ось 3, изготовленная из стального прутка диаметром 3 мм. Скоба 2 изготовлена нз дюралюминиевой полосы размером 3X24X310. На двух заклепках диаметром 3 мм к скобе приклепан хвосговик из дюралюминиевого угольника 25X25X2,5 длиной 270 мм. На конце хвостовик имеет отогнутую полку с отверстием, через которое пропущен буйреп 6 из капронового тросика. Для ограничения длины вытравленного буйрепа на него надета резиновая трубка 7, посредством перемещения которой регулируется (заранее) необходимая длина буйрепа.
Буек-катушка имеет положительную плавучесть, которая обеспечивает всплытие его с буйрепом. Пенопластовую катушку рекомендуется окрасить в ярко-оранжевый цвет (например, свинцовым суриком).
О вреде дистанционного управления
Небольшой траулер «Биркда-ле», подготовленный к выходу в море, стоял у стенки в английском порту Гримсби, а вся немногочисленная его команда последние минуты перед рейсом проводила на берегу. С некоторым опозданием против условленного срока (задержали домашние заботы) в порту появился шкипер Симпсон — опытный моряк, прослуживший на море тридцать с лишним лет. С чувством облегчения шкипер лично отдал швартовы, лихо перескочил на палубу своего суденышка, насвистывая, встал к штурвалу и включил двигатель. Траулер пошел по реке Хамбер к выходу в море.
Спустя некоторое время Симпсону понадобился кто-то из экипажа. и лишь тогда он обнаружил, что на траулере кроме него никого нет.
Можно представить себе недоумение собравшихся на причале рыбаков, когда они увидели судно на горизонте уходящим в плавание без них.
Набожный капитан и дева Мария
В сентябре 1860 г. итальянский бриг у побережья Далмации наскочил на риф, не обозначенный на картах. Судно получило пробоину. Пластырь завести не удалось, матросы бросились к помпам. Капитан, весьма набожный человек, стал молиться о спасении, преклонив колена перед стоящей в его каюте большой — почти в человеческий рост — деревянной статуей девы Марии.
Однако чем горячее молился капитан, тем быстрее прибывала вода. Стало ясно, что судно вот-вот пойдет ко дну. Рассвирепевший капитан, осыпая статую градом отборных ругательств, выволок ее из каюты и швырнул за борт.
И вдруг — помпы начали справляться с поступлением воды, полузатопленный бриг удалось кое-как довести до гавани. Когда судно поставили в док, в пробоине обнаружили застрявшую статую девы Марии, затянутую потоком воды.
Первое алюминиевое судно
Французский яхтсмен Палице был, очевидно, первым, кто (еще в 1893 г.) заказал для себя большую— водоизмещением 10 т — яхту из алюминия. Кораблестроители подсчитали, что если бы эта яхта была построена из дерева, вес порожнего корпуса составил бы 3,5 т, вес стального был бы несколько меньше — 3,0 т. Корпус, изготовленный из алюминия, весил всего 1,4 т. При этом центр тяжести алюминиевой яхты располагался на 22 см ниже, чем деревянной.
В дальнейшем, однако, выяснилось, что необходимо увеличивать и число шпангоутов и толщину алюминиевой обшивки.
Рекорд дальности плавания на виндсерфере
Принадлежавший американцу Кену Виннеру рекорд дальности плавания на виндсерфере, равный 100 милям, перекрыт на 9 миль французом Стефаном Пейроном в ходе стартовавшего 23 августа 1979 г. в Ля-Боль ралли на виндсерферах «Одъерн». Только тяжелые погодные условия в Бискайском заливе (ветер 18 м/с; волна высотой до 2,5 м) вынудили спортсмена прервать свое рекордное плавание и искать укрытия в одной из бухточек островов Гленан у южного побережья Бретани.
Сколько парусников в мире?
В течение 1978 г, болгарский журнал «Корабостроене корабоплаване» из номера в номер печатал статью инженера Мирослава Цанова под многозначительным заглавием «Парусные корабли сегодня» («Ветроходните кораби днес»). Наиболее интересная часть этой работы — таблица технических данных поименно учтенных автором существующих ныне парусников водоизмещением свыше 100 т. При всей условности подобных подсчетов сводные цифры представляют интерес.
Учтено поименно 312 судов, причем 53% общего их числа автор относит к ныне плавающим.
Самую большую группу судов составляют круизно-туристские или прогулочно-экскурсионные суда — 103 единицы. Чуть меньше судов учебных — 101 ед. (из них 23 — стационары). 7В парусников представляют собой экспонаты музеев, суда-памятники и суда-копии. Остальное — стоящие на приколе суда, используемые как рестораны, клубы, казармы.