Может ли килька спасти судно?
С одного из наших рыбацких судов, промышлявших кильку на Балтике, поступила странная радиограмма: речь шла о мине заграждения, почему-то оказавшейся... на палубе. Военные моряки поспешили на помощь. Оказывается, поднятую вместе с уловом мину рыбаки не заметили и спокойно начали «выливать» рыбу. Когда мина выпала из трала, взрыва не произошло только потому, что сработал живой амортизатор из кильки и салаки.
— Благодарите, рыбаки, свою рыбку! — сказали флотские специалисты, разрядившие мину.
Когда должен спать капитан?
Трое суток пароход с пассажирами на борту шел малым ходом в сплошном тумане, и все это время капитан неотлучно находился на мостике. Но вот он решил часок отдохнуть. Стоило ему покинуть мостик — пароход наскочил на рифы. Владелец судовой компании в гневе заявил капитану: «Вы могли отдыхать все эти трое суток, но в роковую минуту должны были сами управлять судном!»
Эта легенда, бытующая на флотах всего мира, убедительно говорит о роли капитана на судне.
Спешите на тренировку
В Голландии проводятся соревнования по весьма необычному виду «спорта»: на продолжительность сидения на сваях над водой. Контрольное время — неделя, а там — кто дольше! Ловить при этом рыбу считается неспортивно. Обсуждается проблема: можно ли брать с собой телевизор?
Последний крик моды
То, что многие модницы южных островов используют в качестве украшений раковины и иные дары океана, известно давно. Теперь сделан новый шаг.
В районе Филиппинских островов обитает крохотная (длиной 6—7 мм) рыбка — бычок пандака. Она-то и послужила местным законодательницам моды живым «ювелирным изделием». Именно живым, потому что носить рыбку полагается в крохотных аквариумах, выполненных в виде сережек из хрусталя.
Нет дыма без огня
Это было еще в те времена, когда пароходы были пароходами. Как-то на одной польской верфи ждали высокое начальство. Директору верфи почему-то потребовалось сделать вид, что только-только поставленный на ремонт пароходик под № 6 уже готов к выходу в море (очевидно, уже тогда существовали приписки!). Как бы то ни было, в момент появления начальства обращенный к берегу борт «шестерки» сверкал кое-как нанесенной свежей краской, а из трубы валил дым. Излишнее усердие подчиненных подвело: дым из трубы валил такой, что потрясенное начальство пожелало лично посмотреть на котел, от которого может идти столько дыма. Перед ним распахнули дверцу топки: посредине на кирпичах стоял ковш со смолой, в котором горело несколько дощечек.
Странное сражение
Во время Крымской войны зарегистрирован уникальный в морской истории случай: кавалеристы взяли в плен английский военный корабль «Тигр». Это произошло невдалеке от Одессы. Англичане, пользуясь старой путевой картой, на которой не были обозначены прибрежные глубины, опасно приблизились к берегу и в конце концов совершенно неожиданно плотно сели на камни. И как только солнце рассеяло утреннюю дымку, корабль почти в упор был расстрелян подоспевшей сюда на рысях батареей конной артиллерии. После недолгого боя моряки спустили флаг.
Сервис на высоте
Незадолго до отплытия голландского лайнера в США по каютам класса «люкс» прошел сопровождаемый двумя матросами чрезвычайно вежливый стюард. Пассажирам была предоставлена возможность сдать свои драгоценности на хранение в корабельный сейф. Стюард аккуратно запечатывал полученные ценности в фирменные пакеты и выписывал солидные фирменные квитанции с подробным описанием вещей. Когда «стюард» и «матросы» успели покинуть лайнер — неясно. Делом занимается Интерпол.
Как экономить на спичках
Как сообщал журнал «Русское судоходство» (№ 142, 1893 г.), на Азовском и Черном морях портовое начальство изобрело хитроумный способ существенной экономии государственных средств. Лес здесь всегда был дорог. Каждая потерянная в штормовых зимних условиях веха считалась прямым убытком и для списания ее требовалась длительная переписка. Вот и придумали для сохранения вех на зиму их... снимать! Делалось это как раз в тот момент, когда вехи, ограждающие опасные для плавания места, были особенно нужны. «Экономия» оборачивалась гибелью ряда судов со всеми находящимися на них грузами и даже с людьми.
Как создавалась «Мистери»
Когда ныне известному английскому яхтенному конструктору Роберту Кларку (автору проекта победителя ОСТАР-68 «Сир Томас Липтон») было 25 лет, ему пришлось удалить один глаз из-за кровоизлияния в мозг. Несколько недель он провел в больнице, лежа с забинтованными глазами. И именно в это время настолько подробно, во всех деталях обдумал идею своей первой — и необычной — яхты, что в дальнейшем оформить замысел в виде проекта не составило большого труда. Вскоре яхту, названную в связи с обстоятельствами создания «Мистери» («Таинство»), построил приятель Кларка и не прогадал: она оказалась отличной.
Зонтик на случай пробоины
Западногерманские фирмы выпускают такие приспособления трех типоразмеров, цена их колеблется от 120 до 173 марок.
Если вдруг оказалась пробитой обшивка или открылась сильная течь в корпусе, не всегда есть возможность быстро завести пластырь или отвести судно в безопасное для ремонта место. При помощи предлагаемого приспособления — уплотняющего зонтика — это можно сделать очень быстро и практически в любых условиях, причем приспособление может использоваться многократно.
Спицы плотно сложенного зонта просовываются сквозь пробоину в обшивке, затем за центральный стержень зонт втягивается обратно внутрь корпуса. Спицы раскрываются, водонепроницаемый материал зонта расправляется, закрывая собой пробоину, а давление воды плотно прижимает его к обшивке корпуса. Этого быстрого ремонта вполне достаточно, чтобы безопасно дойти до стоянки.
Быстрее ветра
18 июля 1980 г. на Гавайских островах состоялись официально санкционированные Королевской яхтенной ассоциацией RYA заезды виндсерферов на побитие рекордов скорости (см. сборник №86). Свежий ветер, дувший со скоростью 11—12 м/с, позволил 23-летнему виндсерфисту из Голландии Яапу ван дер Ресту побить сразу три из существовавших до сего времени пяти рекордов.
В классе парусников с площадью паруса до 10 м2 прежний рекорд, установленный Клайвом Колензо на парусной доске, составлял 42,3 км/ч; новый рекорд ван дер Реста — 45,16 км/ч. В классе А (суда с максимальной площадью паруса 13,9 м2) новый рекорд — 45,44 км/ч; в классе В (21,84 м2) — 43,48 км/ч.
Виндсерфисту удалось также превысить существующий рекорд и в классе С, но в пределах 2% прежнего рекорда; однако этого оказалось мало, чтобы объявить рекорд побитым.
Таким образом, по скорости виндсерфер уступает только одному паруснику — катамарану «Кроссбау-II» неограниченного класса, развившему 62,6 км/ч.
В этих заездах ван дер Реет выступал на специально изготовленной фирмой «Тен Кейт Спорт» парусной доске длиной 2,9 м.
Когда же появятся надувные бревна?
Еще в 1975 г. в сборнике были напечатаны чертежи надувных баллонов — «бревен» производства Уфимского завода резино-техннческнх изделий. Пора бы этим баллонам и появиться в продаже, но — увы! Более чем годичный поиск их у нас на Украине закончился неудачей; работники торговли о них и не слышали. А баллоны, я считаю, лучший (во всяком случае, один из лучших) способ увеличения остойчивости малого судна. Я, к примеру, за неимением нужных мне «бревен» использую сегменты автомобильных камер.
Не смогли бы вы подсказать: выпускаются ли эти «бревна» (в частности — длиной 2,1 м при D=300 мм)? А если нет. то почему? Насколько я понимаю, такие баллоны интересуют многих!
Башкирская база «Роскультторга» на наш запрос ответила, что завод в Уфе баллоны не выпускает из-за отсутствия сырья. Надеемся, что это явление — временное, и какое-либо из предприятий все-таки начнет выпускать давно обещанную продукцию вместо того, чтобы разрабатывать новые образцы и давать новые обещания?