Семиместный виндсерфер
«Виндглидер-тандем» уже освоен в серийном производстве и на нем проводятся чемпионаты Европы. Никого не удивляют и трех-, четырехместные виндсерферы, на одном из которых «Крокодилы Элорна» пытались в прошлом году побить рекорд скорости. Однако испытания семимачтового виндсерфера, проведенные в ФРГ, заставили усомниться в целесообразности дальнейшего увеличения числа мачт и экипажа.
Виндсерфер-монстр был собран из семи средних секций разборного виндсерфера типа «Шарк» (см. сборник №67). Общая площадь парусности достигла 38 м2, но экипаж успешно справлялся с управлением, выполняя обычные повороты и даже лавируя. Тем не менее требуется исключительная синхронность работы всех членов экипажа. К тому же прочность корпуса длиной почти 11 м вызывает опасение, ведь поперечное сечение виндсерфера осталось таким же, как и у обычного «Шарк», — что-то около 100X650 мм.
Новый вид парусного спорта
В последнее время швартующиеся в портах Новой Зеландии яхты самым тщательным образом осматривают инспекторы Службы борьбы с наркотиками, применяющие специально обученных собак. Установлено, что некоторые трудолюбивые яхтсмены, отправляясь в путешествие, якобы для отдыха, к южным островам Тихого океана, попутно занимались «сельским хозяйством». На пустынных берегах полуобитаемых и необитаемых островов они высевали индийскую коноплю, из которой приготовляют марихуану. Спустя несколько месяцев оставалось повторить плавание, чтобы собрать урожай. Такое совмещение полезного с приятным давало приличный доход при минимуме риска.
Самая массовая регата
Самым массовым в истории парусного спорта соревнованием является, пожалуй, проходившая в Дании в 1976 г. регата вокруг острова Зеландия: участвовало свыше 6000 яхтсменов на борту 1617 судов различных классов. Победителем стал экипаж яхты «Карате», преодолевший 233 мили за 36 часов. В контрольное время уложилось 1406 судов.
Голоса яхтсменов на пленке
Одна из французских фирм выпустила в продажу магнитофонные записи своеобразных репортажей с дистанций парусных регат и одиночных плаваний. О своих впечатлениях и переживаниях рассказывают Ален Кола (позднее — пропавший без вести в океане) и Эрик Табарли. Этот последний известен крайне молчаливым характером. «Разговорить» его удалось только благодаря тому, что после операции руки ему пришлось провести некоторое время в больнице и он не мог даже писать.
Чудо-яхта будущего
78 лет назад в журнале «Море и его жизнь» (1903 г., № 4) была помещена статья «Новая чудо-яхта», иллюстрированная всего одним рисунком, который и воспроизводится на фото. Не касаясь содержания статьи, посвященной, в основном, истории развития в наших мелких водах яхт-плотов, или, как их еще называли, яхт-«тарелок» с бульбкилем, обратим внимание читателя на то, что изображена, пользуясь нынешними терминами, яхта-экраноплан — быстроходное парусное судно, отрывающееся от воды под действием подъемной силы, возникающей на развитых крыльях. Уместны два вопроса. Как могло бы разгоняться подобное судно? И не противоречат ли «огромная скорость» и положение флагов тому, что, судя по состоянию поверхности моря, ветер дует довольно слабый?
Про рыбаков и про улов
Александр и Валентина Тараны (супруги из Днепропетровска) ловили рыбу вместе, но честь разделывать улов — трехкилограммовую щуку была предоставлена жене. Разделывая рыбу, Валентина обнаружила в ней... часы. Еще более удивилась она тому, что, во-первых, они еще тикали, а во-вторых — очень напоминали ее собственные. Оказалось, что Валентина обронила в воду свои часы, а щука, кружившая поблизости, соблазнилась блестящей вещицей, приняв ее за что-то съедобное. Сразу же отвечаем на могущий возникнуть вопрос: часы были отечественного производства!
Что такое ойлджек?
В длинном списке преступлений, совершаемых пиратами Южно-Китайского моря, появился оригинальный вариант: «ойлджек» — кража нефти с проходящих танкеров. Растущие цены на топливо служат гарантией расцвета новой отрасли пиратского промысла.
«Первой ласточкой» было ограбление танкера с 700-тонным грузом нефти. Захватив судно, пираты заставили отвести его к затерявшемуся в водах Сиамского залива острову, где перекачали солидную часть «черного золота» в танки стоявшего там большого траулера. Лишь много часов спустя команде танкера, запертой в одной из кают, удалось выбраться из заточения и сообщить властям о случившемся. Отныне все танкера, следующие через таиландские воды, будут сопровождаться полицейскими катерами.
Незаменимое пособие
Фирма, занимающаяся обслуживанием моряков Финляндии, решила издать для них словарь профессиональных слов и выражений. Цель издания — облегчить общение. Финские моряки изучили и, как утверждают специалисты, существенно дополнили разосланный им «проект словаря», первоначально состоящего всего из 600 терминов. Эти дополнения сейчас систематизируются.
Откуда взялся камбуз?
Средняя часть палубы на старинных испанских каравеллах не имела никаких надстроек. Здесь помещались судовые шлюпки, кухня, площадка для компаса (который хранился в особом ящике — батикоре), колодец трюмной помпы, брашпиль. Называлось это место — камбес. За многовековую историю парусного корабля всему нашлось свое место, но судовую кухню продолжали размещать именно здесь и в память о «камбесе» она так и стала называться... камбуз.
Почему море соленое?
Долгое время считалось, что соль приносят морям реки, однако сторонники этой гипотезы не могли объяснить, почему состав соли в морской воде намного отличается от ее состава в реках. Сейчас преобладает мнение, что «поставщиком» солей являются подводные вулканы. Исследования показали, что на дне Мирового океана вулканов значительно больше, чем на суше, а содержащиеся в материале вулканических извержений растворимые соединения близки к морской соли по составу.
Почему мы так говорим?
Сейчас «получить фитиль» — значить иметь замечание по службе, а то и разнос от начальника. История этого выражения такова. В парусном флоте матросам категорически воспрещалось иметь спички, а курить разрешалось только на баке у бочонка, наполненного водой. Здесь же для нужд прикуривающих постоянно горел выходящий из узкого отверстия ночника нитяной фитиль, а чтобы фитиль этот не гас, к нему приставляли матроса из числа тех, которые чем-либо проштрафились в течение дня. Отсюда и пошло: «получить фитиля» — быть наказанным внеочередным дежурством у ночника.
Робинзон от искусства
Любители рыбной ловли, высадившиеся на небольшом необитаемом островке Хатиокодзима (250 км от Токио), страшно перепугались, встретив на нем обросшего человека. Еще больше они удивились, когда отшельник предложил им осмотреть выставку своих картин. Он оказался иллюстратором одной из токийских компаний, решившим уединиться, чтобы выяснить, а затем с помощью кисти и красок рассказать всем о том, что чувствует человек искусства, оказавшись в положении Робинзона. Уже несколько месяцев он питался рыбой, дикорастущими овощами, кореньями и ягодами; за это время написано до полусотни полотен, однако полностью выразить обуревающие его чувства он еще не успел...
Энергия крика
Английские ученые сделали достопримечательное открытие. Они сумели подсчитать звуковую энергию, «выделяемую» зрителями на стадионе во время ответственного футбольного матча, например, когда 100 тысяч болельщиков одновременно закричат: «Го-о-ол!» Оказывается, ее хватит, чтобы вскипятить два литра воды (т. е. вполне можно сварить кофе для всей команды-победительницы).
Требуется опытный сантехник
Известно, что амфитеатр Флавиев, или Колизей, построенный в Риме в 80 г. н. э., предназначался для гладиаторских боев не только на суше, но и в морских условиях: его арена заполнялась водой, на нее выходили боевые корабли и между ними начинались битвы — «наамахии». Как работала эта система, обеспечивающая очень быстрое заполнение водой специальных помещений, до сих пор остается загадкой.
Почетный титул
Звание «самого большого неудачника» за все время проведения регат на Адмиральский кубок «присвоили» англичанину Коксону, который «столкнулся» с королевской яхтой «Британия» — чуть ли не 5000-тонным теплоходом! В прессе, оживленно комментировавшей это событие, стала дежурной шутка, что «можно тара-нить любое другое судно, но просто неприлично не заметить королевскую яхту».
Краткость — сестра таланта
Интересно, как выглядела бы карта Сиамского залива, если бы вместо сокращенного названия порта и столицы Таиланда Бангкок пришлось печатать его полный вариант: Великий Город Ангелов, Высшее Вместилище Божественных Сокровищ, Великая Земля, которую нельзя завоевать, Великое и Процветающее Царство, Великолепная и Восхитительная Столица Девяти Драгоценных Камней, Место, где живут Самые Великие Владыки и находится Великий Дворец, Обиталище Богов и Перевоплощающихся Духов.
Поневоле вспоминается японская сказка о мальчике, которому крупно не везло только из-за того, что у него было чрезвычайно длинное имя.
Кубинский вариант Робинзона
Имя Гильермо Сангили на Кубе известно всем. Биография его такова. Родился в 1846 г., изучал морское дело в США, стал капитаном, построил себе судно и пошел на нем в Австралию. Судно наткнулось на риф, вся команда, кроме капитана, погибла. Моряк остался один на необитаемом острове. Из обломков судна соорудил «дом», добыл огонь, питался чем придется. Сколько лет он провел в одиночестве, Сангили даже не знал! Подобрали его совершенно случайно посетившие остров рыбаки. Они дали ему одежду и высадили в Австралии. Все пришлось начинать с нуля, но Сангили не пал духом. Через несколько лет он стал мэром Сиднея.
Всем кранцам кранец!
Что такое кранец (от голл. «кране» — венок), известно каждому. А вот что сам кранец может иметь «размерения» довольно крупного малотоннажного судна — знают немногие. «Рекордсменами» остаются кранцы, примененные на причале для супертанкеров на острове Кюрасао. Изготовлены они японской фирмой «Иокогама раббер» и имеют размеры 4,5 на 12 м. Цена одного резинового кранца — 400 тыс. долларов.
Двое в лодке, не считая собаки
Первое (во всяком случае — одно из первых) плавание парусного маломерного судна через океан было совершено в 1865 г. Это был бот длиной 8 м и водоизмещением около 2 т, на котором шли американец — штурман Гудсон и его приятель; третьим «членом экипажа» был пес-нью-фаундленд. Все 36 суток плавания из Нью-Йорка до устья Темзы моряки несли вахты попеременно, не оставляя руля ни на миг. Друзья едва не погибли во время одного из особенно сильных штормов. Во всяком случае они уже не захотели возвращаться домой на своем суденышке и предпочли ему уютную каюту океанского парохода (тем более, что англичане купили у них бот, ставший после этого экспонатом морского музея),
Радиалы вместо градусов
Навигация остается одной из немногих отраслей человеческой деятельности, где основные единицы измерений никак не согласуются с международной метрической системой. Некоторые специалисты предлагают покончить с несправедливостью и осуществить переход на метрическую систему в навигации вводом новых единиц измерений углов и времени. Прямой угол предлагается делить не на 90°, а на 100 так называемых радиалов. Тогда, согласно определению метра как десятимиллионной части расстояния от полюса до экватора по меридиану один радиал будет соответствовать 100 км, децирадиал — 10 км и т. д. Сутки же предлагается разделить на 20 новых часов, новый час — на 100 новых минут, а новую минуту — на 1С0 новых секунд. Эта система устанавливает 20 новых часовых поясов шириной (по экватору) 2000 км. В навигации основной единицей будет новая минута. Обозначение 0000 новых минут будет соответствовать полуночи, 1000 — полудню, 1500 — 18 часам и 1999 — без одной минуты новой полуночи. Все, как видите, очень логично и просто!
Неутомимый путешественник
Книга Тима Северина (см. сборник № 75) о плавании на «Св. Брендане» уже переведена на 16 языков. Неутомимый путешественник намерен снова двинуться в путь. На этот раз он собирается отплыть из Омана в Юго-Западную Азию на традиционном судне местных рыбаков.
Коварная река и губернатор
Давно было известно, что нет на свете более изменчивой и капризной реки, чем Амударья. Поэтому здешние пароходы всегда двигались крайне осторожно, то и дело останавливаясь и промеряя глубины.
Новый генерал-губернатор Тевяшов, присланный сюда из столицы для наведения порядка, приказал речникам впредь скорость не снижать и «не создавать себе трудностей», а строго руководствоваться существующими картами, изданными «всего» десять лет назад. И, больше того, было приказано каждый раз красным карандашом прокладывать линию движения парохода.
Когда губернатор через некоторое время вспомнил о своих указаниях и потребовал показать ему на картах пути следования судов, он был крайне удивлен: красные линии смело пересекали горы, острова, песчаную пустыню и даже казачьи посты. Ретивый администратор, не смутившись, объявил, что, поскольку во всем виноваты старые карты и неточности прокладки, он прикажет срочно изготовить новые карты и уж тогда потребует от капитанов сугубо морской строгости. Эти карты по его заказу срочно составляли и печатали три года, а за это время река, естественно, вновь и не один раз выбрала для себя новое русло...