Как кораблям давали имена
Любопытные факты из истории волжского судоходства сообщают горьковские краеведы. Правления крупных компаний своим пароходам давали звучные имена выдающихся государственных деятелей, полководцев и как минимум — мифологических героев. Популярны были названия драгоценных камней («Алмаз», «Изумруд», «Жемчуг», «Бриллиант»). А большинство мелких судовладельцев крестило свои суда «как бог на душу положит» («Слуга покорный», «Червячок», «Ай-люли», «Котенок»). Частенько в названиях фигурировала фамилия хозяина. К примеру, купец Бугров все реки Нижегородского края считал, очевидно, своей собственностью: его пароходы так и назывались — «Сейма Бугрова», «Линда Бугрова» и т. п. Плавал по Волге и пароход «Братья Булычовы». Его хозяин, конечно, и предположить не мог, что благодаря великому нижегородцу А. М. Горькому фамилия эта скоро станет известна!
Ра — не только бог солнца у египтян, но и древнейшее название «Волги»; его также использовал один нижегородский судовладелец.
Новый вид навигационных препятствии
Администрация канала Брюссель — Шарлеруа длительное время получала сообщения от капитанов судов о каких-то новых подводных препятствиях, встречающихся при прохождении отдельных участков, где до того никаких навигационных опасностей не было. Все выяснилось при очередной очистке канала. На берег вытащили... тридцать более или менее исправных автомобилей. Все они зарегистрированы в полиции как украденные.
Остерегайтесь знакомства
Офелия, Катрин, Мария, Айрин, Синди... Лучше с ними не знакомиться! Эти нежные имена будут присвоены будущим ураганам, которые «посетят» в новом году атлантическое побережье США, Карибское море и Мексиканский залив. Подобный метод обозначения ураганов очень удобен по самой простой причине: такие имена легче запоминаются. Впервые дал женское имя урагану австрийский метеоролог Клемент Врагге. Это произошло в конце XIX века. С тех пор подобная практика и сохраняется.
Сложная ситуация
Водолазу, работающему на грунте, кричат по телефону с судна: «Бросай все, скорее поднимайся на борт! Кажется, мы идем на дно»...
Зачем красят тюленей?
Поголовье тюленей на Шетландских островах постоянно сокращается: возникла опасность, что браконьеры истребят их полностью. Сохранить тюленей — такую задачу поставила специально созданная в Англии организация.
Поскольку патрульная служба оказалась практически бессильной, для спасения молодых тюленей их... опрыскивают безвредной несмывающейся краской: это делает их шкуры непригодными для сбыта.
Чудеса природы
Виднейшие знатоки права — в затруднении.
Крохотный, никому не нужный островок Угусима, расположенный в заливе вблизи японского города Фукуока, стал знаменитым — неожиданно начал быстро расти: во время приливов волны почему-то принялись выносить на его берега песок и ил, за несколько лет его площадь увеличилась с 1800 до 10 000 м2. Городские власти Фукуоки заявили, что «появившаяся территория, без сомнения, принадлежит государству». А некто Синитиро Кономи считает иначе: чуть ли не после каждого прилива он переносит проволочное ограждение по краю островка и столб, на котором висит табличка: «Остров принадлежит семье Кономи с 1905 года». Законами подобный вариант не предусмотрен. Судебный спор служит рекламой: несколько фирм пытаются купить островок, цена каждого его метра растет не по дням, а по часам — даже быстрее, чем его площадь.
Ясность прежде всего
В инструкции французского военно-морского ведомства есть, в числе многих, такой параграф: «Во избежание несчастных случаев торпеды на кораблях хранить так, чтобы верхняя их часть (зарядная) находилась внизу — в трюме, а нижняя — наверху. Дабы личный состав не путал «верх» с «низом», на нижней части каждой торпеды сделать надпись: «верх», а на верхней «низ»...
Судовладелец-чемпион
Рейнгард Лохнер из Гамбурга гордо именует себя владельцем самого большого в мире флота. Правда, флота в масштабе 1:1250. Его коллекция микро-моделей насчитывает 14 000 судов.
Представлены все плавучие транспортные средства, когда-либо спускавшиеся на воду в Гамбурге, ну, а между прочим — модели неизменной «Санта Марии», корабля Нельсона «Викторин и других, любимых моделистами судов всех времен и народов.
Дары моря
Недавно в течение нескольких дней тысячи отдыхающих на модном испанском морском курорте Паламос занимались необычной «рыбной ловлей»: выуживали со дна моря баллончики с газом для зажигалок. Не надо было обладать способностями Шерлока Холмса, чтобы понять: несколько ящиков с этими баллончиками пришлось выбросить за борт контрабандистам с яхты, которую преследовала морская полиция.
Вниманию безработных капитанов
Среди моряков, плавающих на супертанкерах, бытует такая шутка: «Говорят, американцы ставят рекорд: строят такой длинный танкер, что потребуются два капитана — один будет командовать на носу, другой — на корме».
Из жизни туристов
Богатому американцу показывают знаменитый корабль «Виктории, на котором держал свой флаг адмирал Нельсон, Проходя мимо медной мемориальной доски, привинченной к палубе на том самом месте, где адмирал был сражен вражеской пулей, моряк, сопровождающий американца, благоговейно снял фуражку и сказал: «Вот — именно здесь он упал». «Ничего удивительного, — невозмутимо ответил турист, — я тоже чуть не споткнулся об эту медяшку!»...
Месть по-бразильски
Возмущенный тем, что служащие почтового отделения отказались принять чек на 3 тыс. крузейро в оплату выписанных им навигационных пособий, капитан Эмилиу Арруда решил отомстить. Он уплатил всю указанную сумму наличными, но самой-самой мелкой монетой. Работники почты сообща пересчитывали 20 тысяч монет весь рабочий день. Однако и мстителю это обошлось недешево. Когда он получил деньги в банке, пришлось нанять носильщиков, которые оценили свою работу в 1 тыс. крузейро, да еще купить прочный большой мешок стоимостью опять-таки в 1 тыс. крузейро. Сумма, которую в тот вечер капитан на радостях оставил в портовой таверне, была существенно выше.
Из иностранного юмора
Курсант английского морского училища сдавал экзамен комиссии, которую возглавлял адмирал.
— Назовите имена трех самых известных английских адмиралов, — попросил экзаменатор.
— Нельсон, Дрейк и... простите, сэр, как ваша фамилия?
Два молодых матроса, не умевших даже держаться на воде, долго старались придумать способ избежать регулярных и довольно скучных занятий по плаванию. Наконец, приятели нашли выход: они вызвались быть спасателями.
Стюард: Мне очень жаль, капитан, но в бутылку с виски случайно попало немного жидкости для чистки меди...
Капитан: Не беда. Я держу эту бутылку для представителей таможни...
Старый морской волк рассказывает гостям: «Однажды мне пришлось отбиваться сразу от десяти тигровых акул!»...
Его сынишка: «В прошлом году, помнится, ты говорил, что акул было пять...»
Старый морской волк: «В прошлом году ты был слишком мал, чтобы знать всю ужасную правду»...
Рыбаки на экраноплане
Промысел рыбы в море — это в первую очередь поиск и погоня. Исходя из этой давно открытой истины, англичанин Чарльз Грин спроектировал для современного рыболовства совершенно новое техническое средство: гибрид экраноплана — летающей лодки-катамарана и парусника с жестким крылом. Подчеркнем, это все-таки не самолет, а экраноплан. На поверхности моря он будет двигаться с малой скоростью благодаря парусу, которым послужит установленное вертикально одно из крыльев.
Предполагается, что несколько рыболовных судов нового типа будут работать совместно с основной плавбазой. Принципиальное преимущество такого варианта — скорость добывающего судна и большой радиус действия.
Коронный аргумент Грина в пользу его фантастического проекта — неоспоримый факт, что суда на воздушной подушке, как и суда на подводных крыльях и буровые вышки в открытом море также еще совсем недавно считались абсолютно нереальным и никчемным вымыслом.
Фантазия на тему амфибии
Автомобиль-амфибия, созданный в туманном Альбионе, снабжен сферическими надувными колесами, поддерживающими аппарат над водой. При благоприятном ветре двигатель отключается, в небо выпускают парус в виде высокоэффективного воздушного змея. Создатели амфибии утверждают, что нет более захватывающего зрелища, чем соревнования на таких средствах передвижения, которым остается только придумать название.
Как растворить воду?
Найден способ, упрощающий длительное хранение запаса пресной воды на малых судах. Химики западногерманской фирмы «Дегусса», пытаясь добавить в воду 10% водоотталкивающей (гидрофобной) кремниевой кислоты, совершенно случайно встряхнули эту смесь, и вода превратилась в белую пудру, которая может храниться в таком виде бесконечно долго. «Сухая вода» представляет собой огромное количество изолированных водяных капелек.
Как сделать воду скользкой?
Полтора года бились над этой проблемой в одном из нью-йоркских исследовательских институтов. И выяснили, что, добавив к самой обычной воде окись полиэтилена, можно примерно на 70% уменьшить потери на трение ее о стенки пожарных шлангов: для «скользкой воды» требуется вдвое меньший напор. Это особенно обрадовало морских пожарных, которым приходится подавать воду на большие расстояния.
Как поймать нефть?
Участившиеся случаи аварий танкеров и нефтепроводов заставляют искать эффективные средства борьбы с нефтяными «пятнами». Любопытный способ предложил шведский инженер Ханс Эриксон. На загрязненную поверхность моря разбрасывают небольшие пористые пластиковые подушки, обладающие свойством моментально впитывать разлившуюся нефть В окрестностях Гетеборга провели испытания и убедились, что «подушки Эриксона» поглощают практически все 100% нефти. Более того, собранную нефть можно выжать и использовать. Сами же подушки могут употребляться около 200 раз!
Старость — не радость
Бюро медицинской статистики США опубликовало цифры, из которых следует:
- что моряки в возрасте свыше 40 лет болеют в 10 раз больше, чем до 40 лет;
- что в настоящее время средний возраст моряков торгового флота США составляет примерно 50 лет.
Самый строгий инспектор
В Англии предложено использовать для контроля за чистотой питьевой воды форель. Установлено, что эта рыба незамедлительно реагирует на широкую гамму загрязнителей; «система с форелью» гораздо надежнее и несоизмеримо дешевле всех существующих физико-химических систем анализа. Рыба реагирует на загрязнения слабым электрическим излучением, которое легко фиксируется и измеряется. Около месяца форель дежурит в бассейне, через который проходит питьевая вода, после чего ее переводят на полтора-два месяца в естественный бассейн для отдыха; это необходимо, чтобы она не привыкла к непрерывным дозам загрязнителей.
«Дар млодзежи» — на воде
После торжественного спуска на воду 27.11 1982 г. парусное учебное судно «Дар млодзежи» было поставлено к достроечной стенке Гданьской судоверфи имени В. И. Ленина.
Как можно видеть из фотоснимков, заимствованных из польского журнала «Може», на паруснике уже закончена установка мачт. Операция по установке мачт (фок- и грот-мачты имеют длину по 49 м и вес по 9,5 т, бизань-мачта — длину 41 м и вес 6,3 т) при помощи мощного плавучего крана заняла один день.
Ведется изготовление парусов.
Ожидается, что новый фрегат (по нашей терминологии — корабль), призванный заменить вышедший из строя старый «Дар Поможа», войдет в строй до конца этого года. Руководит вооружением судна, строящегося на средства, собранные молодежью страны, Комитет во главе с капитаном Казимежем Юркевичем.
С лекции — в море
Студенческий яхт-клуб был организован в 1910 г. в Петербурге. В нем состояло 47 членов, в ведении которых насчитывалось парусных судов — 11, моторных — 2, шлюпок — 8, буеров — 7, байдарок — 1. Девять из них находились в общественном пользовании, поэтому расходы членов клуба на содержание плавсредств сводились к минимуму. Часть судов была построена руками самих студентов. В 1912 г. студенческий яхт-клуб вступил в Российский парусный гоночный союз, который уже объединял семь других спортивных клубов столицы.
Ласточки на катере
Однажды я увидел ласточкино гнездо на борту плавающего катера. Я был немало удивлен и решил, что ласточки построили его в то время, когда катер стоял на приколе.
Но — нет, все было иначе. Вот что рассказал мне владелец «Баргузина» член нашего клуба «Нева» Н. Д. Беляев.
— Однажды, лет пять назад, весной, когда мы стояли на Свири, наш катер облюбовали ласточки. Они долго кружились вокруг него, точно присматриваясь, залетали под кормовой кринолин. Дней через десять построили там гнездо — это была настоящая «каюта»! Когда мы покидали стоянку на три — пять часов, ласточки оставляли гнездо, провожали и встречали нас примерно в километре от стоянки, а после швартовки продолжали высиживать потомство.
Прошло дней двадцать и мы, наконец, услышали писк, а еще недели через три довелось увидеть нам и довольно крупного птенца, сидящего на краю гнезда. Мы стали беспокоиться, что во время движения можем потерять птенцов: под гнездом укрепили сетку из марли. Однако наши опасения были напрасными. На ходу птенцы сидели смирно и «носа не высовывали», а их родители, как обычно, провожали и встречали нас.
Когда на следующий год мы подходили к тем же местам, нас весело встретила стайка ласточек.
Каждый год весной мы ходим на Свирь. И каждый год эта история повторяется.