Десять лет назад в нашей стране для обмера крейсерско-гоночных яхт были приняты новые международные правила IOR Эти правила наиболее совершенны по сравнению с ранее применявшимися, но зато требуют кропотливой работы по обмеру корпуса и парусов, прежде чем в мерительном свидетельстве яхты появится гоночный балл. При обмере даже небольшой яхты меритель должен сделать около 250 различных замеров, а расчеты занимают несколько рабочих дней, даже если выполняются с помощью миникалькулятора.
Чтобы обмерить весь крейсерский флот страны, (насчитывающий более 1000 вымпелов), потребовались бы огромные затраты времени мерителей. Предыдущий опыт применения формулы IOR показал, что при этом практически невозможно было бы избежать ошибок. К тому же за прошедшие десять лет в первоначально принятые правила IOR неоднократно вводились поправки и дополнения, которые существенно влияли на величину гоночного балла и требовали переобмера ряда величин и нового перерасчета.
Проблема была решена в комплексе. Спортивно-техническая комиссия Федерации парусного спорта СССР в содружестве с кафедрой Физического факультета МГУ и под руководством отдела гребного и парусного спорта Спорткомитета СССР разработала единую систему расчета гоночного балла и регистрации крейсерско-гоночных яхт с максимальным использованием возможностей ЭВМ. Схема ее работы такова: официальные мерители ФПС на местах осуществляют обмер яхт и заполняют стандартные бланки протокола обмера, которые одновременно являются бланками ввода данных в ЭВМ. Затем эти бланки пересылаются в Спортсудорегистр СССР в г. Москву, где ответственный член спортивно-технической комиссии ФПС СССР осуществляет первичный контроль обмерных данных. Далее бланки направляются в Вычислительный центр, где данные вводятся в ЭВМ с одновременным вторичным контролем обмерных величин путем сравнения с обмерными величинами аналогичных яхт и записываются на магнитную ленту. Эти записи представляют собой архив. Из машины ЕС 1010 выходит уже готовое мерительное свидетельство яхты, которое после проверки регистрируется в Спортсудорегистре СССР, окончательно оформляется и высылается мерителю, выполнявшему обмер яхты.
Если какие-либо условия обмера, предусмотренные правилами, не соблюдены, в распечатке мерительного свидетельства делается соответствующая запись, полученный материал может служить только в качестве вспомогательного и возвращается мерителю без регистрации. При повторном обмере данные архива корректируются.
С помощью ЭВМ можно моментально получить копию или дубликат мерительного свидетельства любой яхты. Для Спорткомитета и ФПС СССР систематически выдаются официальные списки с основными данными яхт, систематизированными как по классам IOR, так и по городам. Эти списки выпускаются на правах Судовых книг, ранее заполнявшихся вручную. На 1 января 1982 г. архив содержит данные на 567 вымпелов, из которых 41 яхта I класса IOR; 56 — II; 140 — III; 19 — IV; 70 — V; 241—-VI.
Разработанная система расчета гоночного балла и регистрации крейсерско-гоночных яхт применяется уже два года. За это время подтвердилась ее полная надежность. Скорость обработки документов доходила до 50 расчетов в неделю, а время оформления мерительного свидетельства от получения протокола обмера Спортсудорегистром СССР до отсылки мерителю не превышало 7 дней. Это, конечно, не является пределом, характеризующим пропускную способность системы.
Ввод данных в ЭВМ через дисплей занимает не более двух минут. При работе используются две операционные системы: IDOS (интерактивная дисковая операционная система) — для ввода данных, редактирования и архива, и DBM (дисковый пакетный монитор) — для обработки данных, хранящихся в архиве. Система IDOS позволяет контролировать через дисплей ошибки ввода и вносить изменения, связанные с переобмером, а также готовить программы и данные для их автоматической обработки в системе DBM. Разработана серия программ, например: для расчета гоночного балла, оценки влияния различных параметров на его величину, вычисления таблицы поправок времени TMF, вычисления таблицы бермудской поправки и т. д.
Описываемая система позволяет вести поиск при решении таких задач, как переход на новые правила обмера с учетом всех изменений, внесенных в них с момента ввода системы в действие, или создание единой системы обработки данных по всем соревнованиям крейсерских яхт, проводимым в стране. Созданный архив позволяет осуществить переход на новые правила достаточно просто, так как для каждой яхты необходимо ввести сравнительно небольшое число дополнительных обмерных параметров.
Создание единой системы обмера и регистрации крейсерско-гоночных яхт и обработки данных крейсерских соревнований является важным этапом в деле совершенствования спортивно-массовой работы, а также основой для научного анализа тенденций развития яхтостроения.