В октябре прошлого года в Ленинграде состоялась IV Всесоюзная научно-техническая конференция «Проблемы малотоннажного судостроения», организованная Центральным правлением научно-технического общества имени акад. А. Н. Крылова и Министерством судостроительной промышленности СССР. В ее работе приняли участие специалисты судостроительной и двадцати других отраслей промышленности страны, занятых производством и эксплуатацией малых судов различного назначения.
На пленарном заседании и в четырех секциях были заслушаны 86 докладов и сообщений, в которых производственники, конструкторы и работники научно-исследовательских институтов сообщали о положительном опыте проектирования и строительства малотоннажных судов, намечали пути разрешения основных задач, поставленных партией и правительством в связи с расширением освоения в одиннадцатой пятилетке новых районов Сибири, Дальнего Востока, крайнего Севера и глубинных районов нечерноземной зоны РСФСР, а также в связи с интенсификацией рыболовного промысла в прибрежных зонах морей и на внутренних водоемах. Отмечалось, что из 500 тыс. км внутренних водных путей страны для транспортного судоходства сейчас используется немногим более двух третей; остальные реки и озера доступны только для судов, обладающих малой осадкой. Именно в них народное хозяйство страны - испытывает в настоящее время острый дефицит. Особенно необходимы сухогрузные и наливные малотоннажные суда, буксиры и рабочие катера, суда, предназначенные для очистки акваторий и для гидротехнических работ.
В качестве первоочередных задач развития малотоннажного судостроения выступавшие отмечали необходимость сокращения количества типоразмеров судов одинакового назначения и оборудования для них; разработки новых унифицированных проектов судов, которые предусматривали бы постройку различных модификаций; специализации предприятий, занятых производством малых судов, их технического перевооружения и реконструкции; внедрения в производство более совершенной технологии. Одной из главных проблем остается обеспечение малотоннажного судостроения экономичными и надежными двигателями, а также оборудованием.
Освоение малых, ранее несудоходных рек неизбежно оказывается связанным с проблемами сохранения природы к чистоты водной среды. Конференция обратилась к Госкомитету СМ СССР по науке и технике с просьбой обеспечить проведение комплексных исследований воздействия малых судов (в том числе и прогулочно-туристских) на окружающую среду с целью разработки нормативов для регулирования допустимого количества судов, эксплуатирующихся на водоемах различных типов,-а также режима эксплуатации. судов, исходя из экологических параметров.
Значительное внимание в работе конференции было уделено производству и проектированию судов для продажи населению. Основными задачами в этой области признаны расширение ассортимента, повышение качества и снижение себестоимости прогулочных, туристских и спортивных судов и оборудования для них, а также расширение производства экономичных и экологически чистых подвесных моторов и стационарных двигателей различной мощности. В частности, конференция посчитала необходимым обратиться в Госплан СССР с просьбой ускорить освоение выпуска конвертированных автомобильных двигателей «УМЗ-412Э» для установки на прогулочно-туристских катерах; предусмотреть в планах моторостроительных заводов разработку мероприятий по повышению надежности и экономичности выпускаемых подвесных моторов; возобновление выпуска 5-сильных подвесных моторов и освоение в серийном производстве моторов мощностью 40—60 л. с.; выпуск подвесных моторов с удлиненным дейдвудом; организацию производства четырехтактных лодочных стационарных двигателей мощностью 6—8 л. с., агрегатированных в установку с днищевой угловой колонкой.
Конференция приняла рекомендации шире развивать работы по изучению потребности населения в отдыхе и хозяйственной деятельности на воде и спроса на прогулочные суда, по формированию научно обоснованного ассортимента прогулочных судов.