Городу-труженику Архангельску исполняется 400 лет. Само появление этого города, который сначала назывался Новый Город, позднее — Ново-Холмогоры, затем Архангельский Город (по имени Михайло-Архангельского монастыря) и, наконец, Архангельск, было связано с нуждами морской торговли. В старинных грамотах так и говорится, что по Указу государя Ивана IV город создан для «корабельного пристанища». Представление о нем — первом, а на многие годы и единственном международном морском порте России неразрывно связано с видом оживленных набережных, причалов, сотен парусных судов на рейде. Лес мачт окружал одноэтажный деревянный город, их вертикали перекликались с возвышающимися над крышами домишек шпилями храмов и колоколен.
С началом навигации старинный поморский город, на зиму как бы засыпавший, оживал, преображался. И неслучайно появление первого парусника весной становилось событием, горожане отмечали его праздничным гуляньем.
Три с лишним века жизни города-юбиляра связаны именно с парусным флотом. Романтика странствий, красота моря и тяжелые будни моряка — все это воплотилось в образе парусника, со дней основания города ставшего его символом.
Время преобразило облик и наших домов, и наших кораблей. Однако по-прежнему воплощением старых морских традиций Архангельска остается судно, одетое парусами. Сегодня это — трехмачтовая шхуна «Запад».
Парусник построен в 1949 г. в Финляндии как парусно-моторное грузовое судно и несколько лет работал под флагом Эстонского пароходства. Переоборудованная под учебное судно, с навигации 1954 г. шхуна стала совершать учебные плавания, имея на борту по 50 курсантов Архангельского мореходного училища. Здесь будущие капитаны проходили первую плавательную практику — знакомились с основами морского дела, нелегкой работой и жизнью моряка.
Рейсы «Запада» не ограничивались только акваторией Белого моря. Парусник ходил к берегам Новой Земли, к полуострову Рыбачий, к острову Колгуев. Около 2000 юношей приняли на нем морское крещение за 21 год службы — немалый срок для деревянного судна. В 1957 г. шхуну «Запад» поставили на прикол.
Решено было разобрать старое судно, но жизнь распорядилась иначе. Шхуну отвели на ремонт — на завод «Красная Кузница», так как было принято новое, единственно справедливое решение — установить ее на берегу — на главной пристани города в качестве памятника морской славы северян-поморов. Еще в XII веке здешние моряки бесстрашно выходили в Ледовитый океан, впоследствии проложили пути на Грумант (Шпицберген) и на Матку (Новая Земля). Из Архангельска, от причала вошедшей в историю изучения и освоения Арктики знаменитой Красной пристани уходили в море многие полярные исследователи. Отсюда отправлялись экспедиции В. А. Русанова и А. М. Сибирякова. Отсюда начался рейс «Св. Фоки» под командованием Георгия Яковлевича Седова. Здесь провожали архангелогородцы ледокольный пароход «Сибиряков», совершивший легендарный переход Северным морским путем с запада на восток за одну навигацию. Сюда, на Красной пристани, и поставили в 1983 г. шхуну «Запад».
После окончания ремонтно-восстановительных работ во внутренних помещениях в ней будет развернута экспозиция музея Северного морского пароходства — «Мореплавание на Севере в XII—XX веках».
В канун праздника город получил великолепный подарок.