Бывает и такое!
Перед нью-йоркским судом предстал капитан Джесс Хинслей. Обвинение выглядело совершенно необычно и, во всяком случае, не современно: капитан был обвинен в бесчеловечном обращении с членами экипажа своего судна. В частности, в том, что по его приказу провинившихся моряков опускали за борт, когда судно находилось в ледяных водах Северной Атлантики. Суд присяжных приговорил Хинслея к тюремному заключению и лишению диплома капитана, поскольку «подобные жестокие меры, как и протягивание недисциплинированных матросов под килем, уже давно не применяется в морской практике».
Первый пароход в русской поэзии
Известный русский поэт Е. Баратынский в одном из номеров «Современника» за 1844 г. опубликовал стихотворение «Пироскаф». В те времена пироскафами (по-гречески — огнехрд) называли и пароходы, и паровозы.
Это стихотворение возникло под впечатлением морского путешествия поэта по Средиземному морю — он отплыл из Неаполя на парусно-паровом судне. По-видимому, это одно из первых упоминаний о морских пароходах в русской поэзии.
Спасатель-рекордсмен
Глухонемой пловец-спасатель Лерой Коломбо из Галвестона (США) поставил своеобразный рекорд по количеству спасенных им людей: за свою жизнь он спас 907 человек. Это достижение зафиксировано в Книге Гиннесса. Коломбо скончался в возрасте 69 лет, причем дежурить на спасательной вышке он продолжал до последних дней жизни.
Боцман с «Юности»
Полноправным членом экипажа теплохода «Юность» является любимец моряков — пес по кличке Боцман. Он очень серьезно относится к своим «обязанностям». Так, услыхав «Швартовной команде занять места по расписанию!», пес мчится на бак и с деловым видом встает там, где и положено истинному боцману.
Спецрейс на спецкатере
В Японии по озеру Кавагути — излюбленному месту отдыха жителей одноименного города — курсирует большой прогулочный катер, внешнему виду которого придана форма рыбы. На борт допускаются только люди с удочками, имеющие разрешение на лов рыбы и, естественно, билет. Устроившись со всеми удобствами на кресле, каждый у своего иллюминатора, 12 пассажиров-счастливчиков ловят рыбу. Спецрейсы пользуются огромным успехом — капитан катера великолепно знает рыбные места; он и сам ловит рыбу (прямо из ходовой рубки).
Кое-что о комарах
Каждый из нас имеет что рассказать о комарах. Однако моряки с теплохода «Химик Зелинский» знают несколько больше: они были свидетелями совершенно необычного явления — комариного десанта. Их судно на пути из Херсона в Одессу подверглось неожиданному нападению. В считанные минуты мириады комаров не только овладели помещениями надстройки, но и проникли в машинное отделение, облепили стекла иллюминаторов. Их было так много, что видимость резко ухудшилась, капитан вынужден был сбавить ход до малого. 10-сантиметровым слоем комары покрыли палубу.
Помогла погода: на вторые сутки «оккупации» резко похолодало — у насекомых появилась вялость, и вот только тогда сильными струями воды удалось очистить от них теплоход.
Трехэтажная развязка
Это сооружение считалось в Швеции чудом XIX века: суда, следующие по 250-километровому каналу Дальсланд, проплывают через бурную реку Упперуд по мосту! Да, именно так «развязал» пересечение канала и реки талантливый инженер Нильс Эриксон. Каналу 115 лет, но все его 15 шлюзов до сих пор действуют. Небольшие суда, яхты и катера и ныне над Упперудом проплывают все по тому же мосту, а выше них построен еще и новый железнодорожный мост.
Взлет и падение фирмы «К. Скотт»
Крис Скотт — 31-летний крановщик порта Лонг-Бич — с детских лет мечтал стать водолазом, поднимать груженные золотом испанские галеоны. Крис предлагал свои услуги калифорнийским судоподъемным компаниям, однако при существующей безработице его скромный опыт подводника-любителя никого не интересовал.
Скотт основал собственную фирму. Штат ее состоял из одного-единственного человека — его самого; это позволило свести «управленческие расходы» и бесполезные затраты времени к нулю. Весь наличный капитал глава фирмы истратил за два дня. Он приобрел лицензию на право подъема затонувшего 14 лет назад 35-метрового пароходика «Принц Луи», оплатил аренду старенького компрессора и закупил 4500 полиэтиленовых мешков «Мобил» для вывоза мусора. И принялся за дело. Изо дня в день он опускался на дно залива и прикреплял мешок за мешком к корпусу «Принца». Он был упорен. И в один прекрасный день, надув мешки, поднял-таки судно на поверхность...
Это была сенсация: профессионалы твердо заявили, что в одиночку и без готового проекта сделать такое — немыслимо! Однако герой дня, «чье имя войдет в историю водолазного дела», скромно сообщил репортерам, что продать ржавый корпус (постройки 1921 г.) не удалось и теперь он понятия не имеет, что делать дальше. Позднее стало известно, что глава прогоревшей фирмы женился и своими руками переоборудует «Принц Луи» в жилье — плавучий дом для молодой семьи.
Борьба с загрязнением
В одном из ленинградских архивов в «Журнале мирских дел» за 1822 г. обнаружена любопытная запись. Жители Большой Охты собрали сход и приняли решение — потребовать закрыть заводик некоего Ивана Дудина, производивший сажу (из нее делали краски, чернила и т. п.). Сырьем служили доставляемые с боен кости. Производство сопровождалось копотью и дурным запахом, «от коего могла даже последовать зараза рогатой скотине, а равно и людям». Дудин, видимо, игнорировал голос общественности, поскольку позднее был вынесен приговор: «строптивого заводчика бить розгами в пример, а коптилку уничтожить».
Из старых историй
Сквозь ночной туман прямо по носу мелькнул огонь. Находившийся на мостике командир корабля приказал передать на встречное судно, чтобы оно немедленно изменило курс на 10° к зюйду.
Через минуту ему передали ответ: «Изменяйте курс сами — на 10° к норду!»
Командир корабля возмутился и приказал передать: «Я — адмирал! Немедленно измените курс. За последствия не отвечаю...»
Ответ гласил: «Я тоже моряк. Срочно измените курс на 10°! За последствия ответите».
Тут уж бравый адмирал пришел в бешенство и велел просигналить: «Я командир крупнейшего броненосца нашего флота! Приказываю категорически: немедленно измените курс на 10° к зюйду!»
Очередной ответ не заставил ждать: «Подчиниться приказу не могу, я — смотритель маяка!»
Скорость под парусом
Как известно, на сегодня официально зарегистрированный рекорд скорости на воде под парусами равен 36,2 уз (катамаран «Кроссбау-М» с парусностью 130 м2). Роковую роль сопротивления воды можно легко оценить, сравнив эту цифру с рекордными скоростями парусников, окончательно «вынутых» из воды на воздух.
Рекорд скорости буера в несколько раз выше — 124,3 уз (230 км/ч). Его установил Джон Д. Бакстаф еще в 1938 г. на буере класса А на льду американского озера Уиннебейго (шт. Висконсин).
По Книге Гиннесса официальный мировой рекорд для колесной «пляжной» или «песчаной» яхты равен 66,48 ст. мили в час (58 уз; 107 км/ч) и установлен 22.III 1981 г. французом Ивом Но на «Мобиле». Правда, следует заметить, что незарегистрированный рекорд американца Н. Эмброудона (1976 г.) существенно выше: 88,4 ст. мили в час (76,8 уз; 142,2 км/ч).
Ренессанс пара?
После долгого перерыва старая добрая паровая машина с котлом, работающим на угле, вновь вернулась на просторы морей. Судно «Ривер войн», построенное недавно в Нагасаки, оснащено именно таким надежным и экономичным (при нынешних ценах нефти) двигателем. Новый пароход уже перевозит грузы в районе Австралии. Начата постройка шести таких же пароходов. Правда, построечная стоимость каждого из них на 20% выше, чем теплохода, но применение угля делает их вполне рентабельными.
Вниманию любителей гребли
Джон Моррисон, профессор классических языков Кембриджского университета, поддержанный группой энтузиастов, начал строительство... древнегреческой триремы — боевого корабля с тремя рядами весел, расположенных в шахматном порядке. Трирема будет возможно более точной копией тех, на которых древние греки разгромили персидский флот в 480 г. до н. э. в Саламинской битве. Но построить корпус длиной 35 м — это еще не все. Не меньшую сложность представит «комплектование экипажа»: ведь требуется сразу 170 гребцов, способных ворочать многометровыми веслами.
Из XIX века в XXI
На Дрезден базируется самый старый в Европе флот из 12 речных колесных пароходов. Флагманскому кораблю пошел 102-й год. Это пароход «Город Велен» (название менялось неоднократно). Все это время он работает практически на одной и той же линии; навигация продолжается примерно 160 дней, за день судно проходит по 100 км. Другими словами, уже наплавало оно не менее 1,6 млн. км. Тем не менее при очередном освидетельствовании парохода инспекторами установлено, что корпус его в прекрасном состоянии, да и паровая машина, изготовленная в 1914 г., вполне исправна. Специалисты считают, что «Город Велен» вполне может прослужит еще не менее четверти века, катая экскурсантов по Эльбе, как и в 80-е годы XIX века, когда он был совсем новым.
Кто виноват?
Один из редчайших случаев в истории мореплавания произошел около японского острова Кюсю. Пять судов, торопившихся укрыться от шторма, при входе в порт-убежище столкнулись друг с другом. Самое большое из них — греческое «Г1си-ли», получило значительные повреждения носовой части; у южнокорейского «Нам Канг» — разворочен правый борт; меньше пострадали тайваньский «Хан Гсин» и два небольших японских судна. Самое невероятное, что при этом ни один человек не получил и царапины. Виноваты все пять судоводителей.
По цене золотых слитков
Судьба останков испанского галиона «Принц де Конти», затонувшего в 1746 г. близ французского острова Бель-Иль, мало кого интересовала, хотя было известно, что к ним время от времени наведываются аквалангисты — любители старины. Гром грянул, когда стало известно, что наряду с невинными сувенирами из трюма судна были извлечены три золотых слитка. Власти города Лорьяна приняли немедленные меры: теперь за любой снятый с галиона предмет: любитель старины должен уплатить штраф от 4 до 40 тыс. франков. Предмет при этом будет реквизирован.
Гонки вокруг мыса Горн
Более ста лет держится рекорд, установленный клиппером «Флайинг Клауд» в 1881 г.: этот парусник прошел из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг мыса Горн за 89 дней. Чтобы исправить «оплошность», по этому маршруту протяженностью 13 300 миль будет проведена парусная гонка.
На старт в Нью-Йорке 1 января 1985 г. выйдут килевые яхты и многокорпусники всех типов. Для судов-участников установлено единственное ограничение: длина должна быть не менее 16,775 и не более 24,4 м.
Покоритель проливов
У французского виндсерфиста Арно де Росне своеобразная спортивная специализация: выступлениям на соревнованиях любого рода он предпочитает одиночные плавания на парусной доске через крупнейшие проливы мира. Как уже сообщалось в «КЯ», им покорены Берингов пролив и Ла-Манш. В конце прошлого года Росье за 58 минут пересек в том и другом направлениях Гибралтарский пролив. Средняя скорость при этом составила 16,5 уз! В нынешнем году на очереди 15 проливов.
На рекордную глубину
Француз Жак Мейоль совершил свободное погружение (без кислородного прибора) на глубину 105 м. В общей сложности он пробыл под водой 3 мин 14 с, из которых погружение заняло 1 мин 24 с.