«Страница байдарочника», пожалуй, самая жалкая в журнале. Ни разу не излагались вопросы конструирования лодок с мягкой оболочкой и относительно жестким набором. Так и остался неясным вопрос об оценке мореходности малой лодки. Как установить необходимую высоту борта, углы допустимого крена и опрокидывания, запас плавучести, парусность корпуса? Это вопросы отнюдь не праздные!
Я плаваю со своими старыми друзьями, которые работают, однако, в других местах. И я понимаю товарищей из нашего профкома, не желающих брать на себя обязательства выпускающей организации для группы, в составе которой лишь один ее представитель. Так мы и плаваем «неорганизованными», не имеем ни маршрутных книжек, ни соответствующих зачетов и разрядов, несмотря на большой опыт. Организационная помощь таким, как мы, «полудикарям» была бы и своевременной и полезной.
И еще. Очень хотелось бы, чтобы любое описание новых отечественных моделей сопровождалось краткой характеристикой аналогичной зарубежной продукции. В рубрике «Построено любителями» предлагаю больше внимания уделять не деталировке конструкций,— их все равно никто не повторяет в оригинальном виде! — а тем идеям, которые легли в основу проекта, тем недостаткам и достоинствам, на которые стоит обратить внимание коллег-читателей.
А. В. Багров, Москва
Нужен раздел «Правовые нормы», который помог бы нам разобраться в законах, чтобы не отступать от них, но и не допускать применения неправомерных санкций. Вот пример. Местный инспектор рыбоохраны запретил до VI месяца движение моторок (даже по фарватерам) по Волге и Костр. вдхр., хотя движение большого флота, включая скоростные крылатые суда, закрыто, естественно, не было. Главрыбвод МРХ СССР ответил, что регулировать движение мотолодок вообще не входит в компетенцию рыбоохраны, После нашего запроса в исполком облсовета тот же инспектор стал вызывать нас повестками в исполком, как обычных браконьеров, и намекать на опасные для нас последствия жалоб. Рыбоохрана руководствуется постановлением СМ СССР 1969 г. и штрафует за выход на воду до ее разрешения так же, как за браконьерство. С точки зрения закона, это, по мнению юристов, неверно. Тем более, что с выходом постановления СМ СССР 1976 г. «Об упорядочении спортивного и любительского рыболовства» предыдущий документ в части, касающейся владельцев мотолодок, силу утратил: должны быть согласованы с МРХ СССР новые правила пользования маломерными судами, находящимися в личной собственности граждан. Однако до сих пор никаких новых правил нет. Хорошо бы, чтобы кто-нибудь из МРХ встретился со спецами из новосозданных комиссий по маломерному флоту за «круглым столом» редакции да и разобрался сначала сам.
Группа костромичей
Ажиотаж вокруг «КиЯ» поутих, многие покупают его по привычке. Связываю это с уменьшением объема «моторных» статей. Совсем редко появляются обзоры зарубежных новинок. На нашей Оби течение около 5—6 км/ч, так что для семейной лодки необходим мощный мотор. Рано снимать эту проблему с повестки дня! А пока вешаем два мотора. Оно, конечно, надежнее, но хлопот больше втрое, да и с экономичностью не очень-то. Хотелось бы видеть больше материала по оборудованию и, в частности, по электрооборудованию малых судов.
Ю. Н. Курбатов, г. Новосибирск