В последние годы при проектировании быстроходных прогулочно-спортивных катеров для открытого моря конструкторы все чаще обращаются к трехкилевым обводам. Эти обводы служат основой для разработки все новых и новых комбинированных вариантов. Читатели уже были свидетелями появления «саней У. Фокса» (см. «КЯ» №43), «Морского дротика» (№72), «Блегга-480» (№82, №86) и ряда других разновидностей тримарана.
Недавно в ведущих зарубежных журналах по водно-моторному спорту промелькнули краткие сообщения о появлении на рынке нового и необычного скоростного и мореходного катера «Циррус-стилетто», также имеющего трехкилевые обводы. Катер предназначается в первую очередь для буксировки воднолыжников — его кильватерный след не мешает выполнению упражнений воднолыжного многоборья; однако «Стилетто» широко рекламируют также и для любителей морских прогулок.
Каковы его особенности?
Прежде всего привлекает внимание динамичность обводов длинного и узкого корпуса (отсюда и аналогия со стилетом). Дик Джонсон — обозреватель английского журнала «Motor Boat and Yachting» описывает свои впечатления так: «Кажется, будто этот катер делает 20 узлов даже тогда, когда он привязан к причалу. В его поведении в море сочетаются мягкость хода на волне и высокая статическая и динамическая остойчивость».
Сделаем скидку на рекламный характер этой оценки и обратимся к бесстрастным цифрам. Отношение длины катера к общей ширине (5,8:1,8 м = 3,2) лежит где-то на верхнем пределе для традиционных глиссирующих корпусов, но еще достаточно для обеспечения остойчивости. А вот если говорить об отношении длины катера к его ширине без спонсонов, т. е. оценивать L/B «центрального» корпуса, то его величина (около 5,5—6) получается намного выше обычной. В этом и состоит оригинальность обводов этого катера.
Относительно узкий центральный корпус «Стилетто» имеет обводы с большой килеватостью днища. Это обеспечивает мягкий ход на волне. Потеря гидродинамического качества, неизбежная при увеличении килеватости, в некоторой степени компенсируется двумя парами продольных реданов, воспринимающие энергию растекающихся струй. Сложные изогнутые формы поверхностей и, в частности, выпуклость бортовых ветвей шпангоутов в носовой части позволили сделать корпус относительно легким и прочным: вес оборудованного корпуса (без мотора) составляет 304 кг.
Короткие спонсоны на кормовой половине корпуса катер, спроектированный англичанином Чарлзом Роджерсом, приобрел не сразу. Первоначальный вариант был относительно узким — с традиционными обводами глубокое V. Испытания показали, что катер получился очень валким, особенно на стоянке. Серийные суда было необходимо делать более надежными и безопасными для массового потребителя. В связи с этим и было внесено предложение об установке спонсонов. Благодаря им «Стилетто» перестал быть валким; во время движения на высокой скорости спонсоны избавили катер от крена при самых крутых разворотах.
При движении на гладкой воде кили спонсонов не касаются поверхности (вот почему нельзя называть обводы «Стилетто» трехкилевыми). Спонсоны начинают работать только при появлении крена.
Получившийся комбинированный вариант обводов позволил добиться высокой устойчивости на курсе и отличной поворотливости — катер делает крутые повороты без проскальзывания и зарывания скулой. Участвовавший в испытаниях спортивный обозреватель Билл Берри назвал маневренные качества «Стилетто» необычайными: «Руль можно спокойно перекладывать даже на скорости 80 км/ч — катер поворачивает с креном не более 5° и ложится на обратный курс с минимальной потерей скорости».
И еще одна особенность «Стилетто». Выбранные обводы корпуса позволили значительно расширить диапазон мощностей устанавливаемого двигателя. Конструкторы определяют ее границы в зависимости от назначения катера в пределах от 85 до 225 л. с. Выпускаются две модификации «Стилетто» как для подвесного мотора (стоимость катера без мотора 2990 фнт. ст.), так и для стационарного двигателя с угловой колонкой (полная стоимость 6765 фнт. ст.)
С двигателем и угловой колонкой фирмы «Вольво-Пента» мощностью 145 л. с. «Стилетто» уверенно развивает скорость 72—80 км/ч.
«Когда начались ходовые испытания, против приливной волны дул свежий бриз — около 7 баллов, однако «Стилетто» уверенно справлялся с волнением. Мореходность его существенно выше, чем любых других 6-метровых скоростных катеров»,— так отозвался о новом катере эксперт Дэг Пайк.
Никто из авторов доступных нам публикаций не упомянул — какое именно судно послужило прототипом «Стилетто», но, очевидно, читатели уже и сами заметили явное сходство обводов «Стилетто» с обводами мотолодки «Блегг-480», которая подробно описывалась в «КЯ». Тот же узкий с большой килеватостью центральный корпус, те же отнесенные в корму спонсоны. Главные же отличия состоят в том, что у «Стилетто» практически отсутствуют развитые плоские глиссирующие элементы (гидролыжи центрального корпуса и спонсонов; уступы-брызгоотбойники); кили спонсонов подняты выше киля центрального корпуса, а катер в целом имеет большее общее отношение L/B (у «Блегга-480» — всего 2,7).
Все это позволило улучшить мореходные качества катера и его поворотливость, сделало его более безопасным. Однако потребовалось и существенно увеличить энерговооруженность: «Блегг-480», имеющий примерно такой же вес, разгоняется до скорости 72,5 км/ч под 80-сильным мотором, в то время как «Стилетто» развивает такую скорость только при мощности 145 л. с. Другими словами, у «Блегг-480» удельная нагрузка на 1 л. с. мощности равна 4 кг, тогда как у «Стилетто» всего лишь 2,1 кг/л. с. В условиях современного энергетического кризиса это весомый аргумент!
Пассажировместимость сравниваемых катеров одинакова, хотя «Стилетто» на 1 м длиннее. Кокпит на нем расположен практически на кормовой половине катера, где, кстати сказать, величина перегрузок от ударов корпуса о волну ощущается меньше; водитель и один пассажир сидят на двух мягких сиденьях с регулируемыми спинками, еще три пассажира — на кормовом диване. По периметру кокпита сделана мягкая зашивка.
Отдавая должное интересной гидродинамической компоновке нового катера, наверное, следует отметить ограниченность его применения. Очевидно, самой идеей «Стилетто» могут заинтересоваться гонщики и воднолыжники. Конечно, может «Стилетто» стать и еще одной вехой — шагом вперед в борьбе за скорость при выходе в открытое море.