И вот, словно стерлась грань времен, 22 июля 1984 г. ожили страницы романтической легенды о плавании Ясона. Перед взорами многих тысяч жителей Поти — древнеколхидского Фасиса — появился идущий с моря самый настоящий «крутогрудый» и «быстрокрылый» «Арго» — первый морской корабль древности, построенный по советам самой Афины-Паллады. Это великолепный 20-весельный корабль, точная копия изображений на античных вазах, знакомых но учебникам истории. На широком прямом парусе — фигуры трех воинов. Богато украшенная корма с завитком-волютой. Острый нос с грозным тараном у ватерлинии. И над форштевнем — алый флаг нашей страны, в воды которой пришел «Арго».
Гостей приветствуют залпы ракет с вышедших навстречу одетого парусами трехмачтового барка «Товарищ» и эскадры крейсерских яхт под флагами СССР и НРБ. Гудки больших и малых судов, стоящих в порту, сливаясь, создают мощный звуковой фон. Многоголосое «Ура!» доносится с берега.
Скрупулезно повторяя маршрут Ясона, научная экспедиция «Арго-84», возглавляемая известным английским писателем и исследователем-путешественником Тимоти Северином, в начале мая вышла из греческого порта Волос, расположенного на месте фессалийского города Иолка, откуда началось невероятное плавание 33 века назад. За два с половиной месяца, оставив за кормой более 1000 миль трех морей — Эгейского, Мраморного и Черного, аргонавты XX века успешно завершили первый и главный этап своего пути. Теперь, следуя легенде, оставалось лишь подняться на несколько десятков километров вверх по Риони до городка Вани, некогда бывшего столицей могущественного царства колхов. Однако, если добрых 60 миль пути от границы до Поти «Арго» легко прошел за сутки, то здесь и трех суток оказалось мало. Команде опытных грузинских гребцов во главе с мастером спорта Владимиром Берая так и не удалось перебороть течение своенравной реки. Другими словами, экипаж Северина прибыл в Вани на «Икарусе», а «Арго» привел сюда катер с мощным двигателем. Корабль из мифа бережно пришвартовали к маленькой дощатой пристани. А рядом уже стоял памятный камень. Надпись на нем гласит, что именно здесь закончил путешествие по следам «Арго» за «золотым руном» ирландский мореплаватель Тим Северин.
Встретиться с ним корреспонденту «Катеров и яхт» удалось лишь 28 июля в древнем Кутаиси. (Это где-то здесь — у могучих стен крепости Кутаиси — Ясон предстал перед повелителем колхов, здесь и начался придуманный богами роман его с дочерью царя Медеей. Почетные гости, сопровождаемые грузинскими учеными, кинооператорами из Би-би-си и ведущим нашего телевизионного «Клуба путешественников» Юрием Сенкевичем, прибыли сюда после посещения горной Сванетии, где промывали когда-то золото, опуская в горные реки овечьи шкуры (отсюда и пошло выражение «золотое руно»).
Худощавый, по-юношески подтянутый 44-летний «шкипер Тим», как называют его в родной Ирландии, оказался на редкость обаятельным человеком. Он любезно согласился ответить на все вопросы нашего корреспондента.
— Расскажите, пожалуйста, о цели экспедиции.
— Путешествие по следам древнегреческих героев-аргонавтов давно представляло для меня большой интерес. Прежде всего, с точки зрения истории — важно было установить саму возможность контактов Микенской Греции и Колхиды той поры. Когда я прочитал в польском журнале «Археология» статью советского ученого профессора Отара Лордкипанидзе «Колхида раннеантичного периода и ее взаимоотношения с греческим миром», все сомнения отпали, она окончательно укрепила мое решение совершить такой поход по пути легендарного Ясона. Я написал из Лондона письмо грузинскому археологу, рассказал о своем замысле, и сразу же получил от него ответ — полное одобрение. Таким образом, профессор Лордкипанидзе — полноправный соавтор идеи. Я счастлив, что гипотеза о возможности плавания аргонавтов в Колхиду получила теперь весомое подтверждение.
— Есть ли принципиальное отличие ваших экспедиций от плаваний Тура Хейердала?
— Вопрос интересный! К самому первому моему путешествию по маршруту Марко Поло — было это много лет назад — меня, действительно, подтолкнул пример Тура Хейердала на «Кон-Тики». Разница есть. Его интересуют общие проблемы культуры и особенно — миграции народов мира, а меня как ученого-историка — более узкий вопрос: соответствие дошедших до нас древних мифов и преданий действительности. И у него и у меня — моделирование, реконструкция маршрутов древних мореплавателей именно на копиях судов, которыми они пользовались. Мой метод, если хотите, можно назвать экспериментальной (а может быть, детективной) филологией; я пытаюсь понять, как рождался народный эпос, насколько можно связать миф с историческими фактами и географией. Думаю, что мои экспедиции2 по маршрутам св. Брендана в 1977 г. и Синдбада-Морехода в 1981 г. наглядно доказывают, что эти плавания, довольно подробно описанные в памятниках литературы, вполне реальны — полностью соответствуют к уровню знаний, и уровню техники тех времен. Экспедиция на «Арго» еще не закончена. Зиму мы проведем близ турецкого города Кушкале, неподалеку от развалин легендарной Трои. Той самой Трои, миф о которой превратил в реальность замечательный немецкий археолог Шлиман. Он был первым, кто поверил Гомеру. Я тоже верю Гомеру: в моих возможных планах повторение плавания хитроумного Одиссея из Итаки...
— С какими трудностями пришлось сталкиваться во время плавания?
— Думаю, что нам пришлось не легче, чем аргонавтам. Одна из главных трудностей — встречный ветер, когда мы вообще не могли продвигаться вперед. Выход был один: по опыту древних мореплавателей, набираться терпения, пережидать. Вторая трудность — штилевая погода, когда нам приходилось грести по 11 часов в день. Если в первом случае требовалось умение ждать и хранить спокойствие, то во втором — выносливость3. Третья трудность — сильный штормовой ветер. В такую погоду наш корабль относило далеко в море, хотя мы, следуя заветам древних, старались идти в виду берега. Сам «Арго» — судно достаточно мореходное и прочное, оно хорошо выдерживало натиск волн. Дважды ломались у нас рулевые весла, ремонт оба раза пришлось делать прямо в море. Когда дул попутный ветер, а это было далеко не часто, шли под парусом и переживали по-настоящему счастливые минуты отдыха.
— У Ясона все 50 членов экипажа были героями. Расскажите, пожалуйста, о своем экипаже. По каким критериям вы отбирали членов команды?
— Основная команда «Арго» — это 14 молодых людей: англичане, ирландцы, датчане, представители самых разных профессий. Так уж получилось, что в экипаже два врача. К счастью, применять свои знания им не довелось. Есть специалист-штурман, плотник, фотограф, кинооператор. Даже есть профессиональный кок. Кстати сказать, готовил он, пользуясь античными рецептами. То, что до сих пор у него получалось, не идет ни в какое сравнение с блюдами прославленной грузинской кухни, с которыми нам посчастливилось познакомиться в эти дни.
Несмотря на то что ребята на борту собрались очень разные по характерам, по темпераменту, все они — отменные гребцы. Я специально посадил рядом студентов — представителей Оксфорда и Кембриджа, которые, как известно, десятилетиями соперничают в гребных регатах.
Но это еще не весь экипаж. В водах Греции с нами шли греческие гребцы, в водах Турции — турецкие, а здесь, у вас, — десять советских гребцов, отличных парней. Так что всегда интернациональный экипаж. Думаю, что всего в экспедиции примут участие более 100 человек из семи стран.
Отбор членов экипажа — очень серьезный вопрос. От его решения зависит успех экспедиции, а иногда и жизнь людей в море. Главными критериями я считаю психологическую совместимость, готовность к трудностям, выносливость, морские навыки, ну и, конечно, чувство юмора, которое просто необходимо в любом трудном деле.
— Известно, что древние греки определяли местонахождение судна по звездам. Какое оборудование имелось на борту вашего «Арго»?
— Мы придерживались обычаев античных мореходов. Плыли только в дневное время и в пределах видимости берега, в непогоду укрывались в естественных бухтах. Приставать старались в малонаселенных местах. Большей частью ночевали под открытым небом на берегу, накрывшись парусом. Готовили и искали воду для пополнения запасов на берегу. Компаса древние греки не знали, так что и мы обходились без навигационных приборов. Курс определяли только по звездам. Вообще-то, компас у нас имелся, но мы его и не вынимали. Из современных вещей пользовались спальными мешками, пластиковыми канистрами, рюкзаками, навигационными картами, надувной лодкой «Зодиак». Для связи с внешним миром на борту «Арго» имелся портативный радиопередатчик.
— Сегодня ваше имя широко известно в морском мире как имя шкипера — руководителя интереснейших и сложнейших плаваний. В научных кругах вы — признанный ученый, географ и историк. Телезрители знают вас как автора увлекательных документальных фильмов. И огромное число людей, в том числе и в нашей стране, читают вашу книгу «Путешествие на «Брендане». Кто же вы на самом деле?
Северин улыбается, ненадолго задумывается:
— Пожалуй, прежде всего — писатель! Своими книгами мне хочется рассказать людям, какой интересной, насыщенной может стать жизнь человека, если он одержим увлекательной идеей, предан делу, не боится трудностей и делает все, чтобы идти к намеченной цели. Я хочу, чтобы читатели поняли, что путешествовать — это счастье, которое ни с чем не сравнимо! И в легендарном ирландском монахе, и в сказочном Синдбаде, и в мифическом Ясоне я вижу прежде всего увлеченных героев-исследователей...
Разумеется, по материалам этой экспедиции я тоже собираюсь написать книгу, которую, надеюсь, увидят советские читатели.
— Пройдено более половины пути. Можно ли что-то сказать о предварительных итогах экспедиции? Довольны ли вы посещением новой, сегодняшней Колхиды?
— Ступив на эту древнюю землю, я уже могу заявить, что путешествие по следам легендарного Ясона увенчалось успехом. Я давно мечтал о встрече с Колхидой. Встреча с нею превзошла все ожидания. Грузинское гостеприимство и жизнелюбие — это фантастично! Искренне хочу поблагодарить грузинских ученых за большую и бескорыстную помощь. То «золотое руно», которое нашли мы сегодня в новой Колхиде, — это бесценные знания, которые я получил из рук советских ученых.
— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Мои наилучшие пожелания всем советским морякам и яхтсменам, читателям журнала «Катера и яхты». Успехов в делах, здоровья, счастья и, конечно, увлекательных путешествий!
«Арго» для шкипера Тима
«Я всегда был уверен в реальной основе «аргонавтики», — говорит Тим Северин. Неудивительно, что постройке корабля для плавания по следам Ясона предшествовало скрупулезное изучение «аргонавтики»: внимательнейшее прочтение с карандашом в руках всех источников, всего древнегреческого эпоса; исследование не очень-то обширного иконографического материала, включая и «реконструкции» «Арго», выполненные позднейшими учеными, художниками и ваятелями. Все это помогло, в лучшем случае, представить внешний вид легендарного корабля и его размеры. Что же касается соотношения размерений и конструкции корпуса, то здесь белых пятен оставалось слишком много.
Это смутило бы кого угодно, кроме Колина Мьюди. Того самого известного английского яхтенного конструктора, который был автором кораблей для предыдущих путешествий Тима — кураги «Св. Брендан» и доу «Сохар». На основе обобщения собранных материалов была построена масштабная модель будущего 15-метрового мореходного судна с 10 мощными гребными банками, обеспечивающими поперечную прочность корпуса. Буксировочные испытания в опытовом бассейне позволили уточнить обводы «Арго». Любопытно, что носовой таран, считавшийся лишь устрашающим украшением, на самом деле одновременно и несколько улучшал ходовые качества античных кораблей. Подобно носовому бульбу современных нам судов, он изменял характер волнообразования и снижал сопротивление воды движению: это было подтверждено контрольными испытаниями той же модели, но без 1,82-метрового (в натуре) тарана.
Осуществить проект оказалось еще труднее, чем разработать. Многие столетия Фессалия, где расположен Иолк (Волос), славилась корабельным лесом — сосной, из которой получались прочные и долговечные корпуса. Однако сейчас лесов здесь мало, а традиции постройки парусно-весельных судов практически утеряны. После долгих поисков на крохотном островке Спеце удалось найти мастеров, которые умели делать рыбацкие лодки из дерева без металлического крепежа и современных клеев. Василиос Делемитрос взялся построить «Арго», пользуясь только старинными методами и естественными материалами.
Заняло это пять месяцев. Вырезанные вручную из отборной сосны детали соединены между собой 1500 деревянными же коническими нагелями. Стыки и пазы проконопачены паклей на смоле, подводная часть корпуса залита смолой. В самом носу обшивку продублировали — наложили второй слой досок; после этого нарисовали на каждом борту по глазу и изобразили волнистую ватерлинию.
Теперь немного цифр. Максимальная ширина корпуса — около 3 м, осадка — около 0,3 м. Длина гребных весел — 4,27 м. Рулевые весла — по одному с борта — мощнее и больше.
Широкий прямоугольный парус имеет площадь около 37 м2. Бегучий такелаж (как и стоячий) нарезан из пенькового троса. Блоки изготовлены вручную из дерева, без единой металлической детали. Может показаться странным, но для того, чтобы этот «примитивный» парус эффективно работал, потребовалась проводка 16 самостоятельных снастей. Скорость «Арго» на испытаниях при свежем попутном ветре составила 8—9 узлов. На веслах на спокойной воде удавалось развить скорость 4 узла.
Уступка XX веку — водоотливной насос (да и то — ручной) и три спасательных плота.
Высокие качества «Арго» и удачу его экипажу во главе с Ясоном гарантировал, как утверждает Аполлоний Родосский, кусок священного дуба из рощи оракула Зевса, вделанный в корму корабля самой Афиной (не будем забывать — вдохновительницей корабельного мастера Арга и более того — «соавтором» проекта). Этот кусок дерева и сам обладал даром оракула — мог предсказывать и истолковывать, а одновременно служил и для связи с богами. На новом «Арго», построенном для Северина, ничего подобного нет; лишь частично эти чудеса заменяет радиопередатчик.
Примечания
1. Карта Черного моря античных времен — Понта Эвксинского — с частью этого маршрута приведена в «КЯ» №109 в статье А. Снисаренко. Подробнее о пути аргонавтов тот же автор рассказывает в своей книге «Курс — море мрака» (М., «Мысль». 1982).
2. См. «КЯ» №75 («Одиссея Брендана») и №101 («На арабском доу по пути Синдбада-Морехода»).
3. Наш корреспондент попробовал ворочать веслом: без подготовки это оказалось совсем не просто и, во всяком случае, нелегко.