Всех нас — и воднолыжную молодежь, и представителей старшего, самого первого поколения советских лыжников обрадовало недавнее решение Спорткомитета включить водные лыжи в программу Спартакиады народов СССР. Своевременное, но и ко многому обязывающее решение. Признана важность, значимость этого вида спорта в общенародном физкультурно-спортивном движении. Подведена черта под уже двадцатилетним периодом становления и развития водных лыж в стране. Определены задачи на перспективу.
Передо мной памятная многим статья, опубликованная в 1964 году в 4-м выпуске «Катеров и яхт». Написал ее член президиума только что созданной Федерации воднолыжного спорта СССР и член только что сформированной редколлегии сборника — космонавт Юрий Гагарин. Советую — перечитайте ее. Припомните — с чего все начиналось, какими были самые первые шаги отечественного воднолыжного спорта. Юрий Алексеевич делится впечатлениями о первых всесоюзных соревнованиях: почти все участники выступают на самодельных лыжах; прыгают они с трамплина, конструкцию которого «следовало бы улучшить»; нет ни катеров нужного класса, ни тренеров, которые видели бы выступления настоящих мастеров. Да, все так и было — всего не хватало. Но было главное — энтузиазм, энергия, без которых наверняка не состоялись бы нынешние признанные всеми успехи.
Однако, радуясь сегодняшним мировым рекордам наших спортсменов, отмечая несомненный и неуклонный рост их мастерства, стоит, наверное, поразмышлять о будущем. Поговорить не только и не столько о победах, сколько о задачах и нерешенных проблемах. О тех еще не используемых резервах, без которых нельзя заложить прочный фундамент успехов завтрашних.
Побеждать с каждым годом труднее. Давно кончилось то время, когда переход от любительского катания за первой попавшейся моторкой к выступлению в соревнованиях был прост и скоротечен. Теперь путь в большой спорт — к высоким разрядам и участию в общесоюзных встречах — гораздо сложнее, измеряется много большим числом пройденных километров, часов тренировок. И ставить новичка на лыжи рекомендуют с детских лет. Неслучайно же отмечается общее омоложение воднолыжного спорта. И от того, как поставлена работа с детьми, юниорами, юношами, уже прямо и все больше зависит наше будущее.
Сложность пути наверх свойственна, разумеется, современному спорту вообще. Но здесь она усугубляется спецификой водных лыж. Одного желания тренироваться мало. Необходимо участие квалифицированного тренера и опытного водителя, наличие оборудованной дистанции, катера, измерительной аппаратуры. А у тренера ты не один, на катер — очередь, в плохую погоду на воду не выйдешь, сезон тренировок короток и т. д. и т. п. Словом, неслучайно в капиталистических «воднолыжных» странах говорят об элитарности этого вида спорта; его считают уже более «аристократичным», чем парус. А подготовка спортсменов высокого класса стала бизнесом, прибыльным делом владельцев многочисленных частных воднолыжных школ: спортсмен платит весьма солидную сумму — и получает строго оговоренное число часов тренировок под руководством лучших специалистов. Есть деньги — будет хорошая подготовка к соревнованиям, а если нет...
Ясно, что такой путь для нас чужд. Но не будем закрывать глаза и на то, что далеко не всякий из наших спортклубов в состоянии обеспечить этот длительный процесс воспитания настоящих универсальных спортсменов-многоборцев. Понимая это, Юрий Гагарин еще 20 лет назад предостерегал от ставки на «карликовые» коллективы, не имеющие достаточно мощной материально-технической базы. Да, на первых порах это может дать иллюзию подъема массовости: число занимающихся возрастет. Но пройдет сколько-то времени, и, не успев добиться успехов, начнут заскучавшие, уставшие от неурядиц спортсмены разбегаться, станут в таких коллективах водные лыжи сворачивать. Часто ли пробиваются на чемпионаты страны представители молодых, малоизвестных клубов? Вряд ли. Подступы к Олимпу заняты воспитанниками четырех — идти мощных воднолыжных центров, имеющих и необходимую материальную базу, и великолепные тренерские кадры...
Новое время, новые задачи. Признание какого-либо вида спорта спартакиадным предполагает введение его в обязательную «обойму». Там, где до сих пор воднолыжников не было, теперь придется водные лыжи культивировать и развивать: они включены и в программы отборочных туров на местах, и в программу финальных общесоюзных встреч. Другими словами, на новом этапе предстоит общими усилиями решать задачу исключительной сложности — добиваться дальнейшего и существенного роста массовости воднолыжного спорта, расширяя сеть низовых коллективов, создавая им условия для работы.
Всесоюзная федерация приняла широкомасштабный план развития воднолыжного спорта на 1984—1987 годы, выполнение которого позволит укрепить фундамент, базу для решения поставленных задач. Наметить конкретные пути, способы выполнения этого плана — дело республиканских и городских федераций, являющихся основной организационной силой на местах. Выбор этих путей во многом зависит от конкретных условий и возможностей, тем не менее стоит попытаться наметить и какую-то общую основу, проверенную историей развития воднолыжного спорта в стране.
Ветераны помнят, какими представительными были наши всесоюзные соревнования конца 60-х годов. Чемпионаты страны регулярно собирали до 70 участников, а такие встречи, как, скажем, матч на приз Ю. А. Гагарина — почти 100. Мы регулярно видели среди участников представителей таких отдаленных городов, как Находка или Новосибирск, не говоря уже о Риге, Николаеве, Севастополе, Таллине, Ижевске, Саратове, Казани. Разве не бросается в глаза, что в последние годы команды этих городов совсем не упоминаются в протоколах? Разве это не потери, не издержки нашего несомненного роста? Да, безусловно: мастерство представителей многих коллективов было в те годы далеко не на высоком уровне. Пишет же Гагарин, что на Матче городов в Риге лучший из новосибиржцев ни разу не устоял после прыжка с трамплина! Но именно возможность участия в крупных соревнованиях, встречи с сильнейшими способствовала росту мастерства, накоплению соревновательного опыта, желанию работать и расти. Это был период проведения в первую очередь именно командных и личнокомандных соревнований всесоюзного уровня. А сегодня мы, пожалуй, недооцениваем значение командных встреч, не используем опыт тех лет в нынешних условиях. Думается, что признание водных лыж в качестве спартакиадного вида позволит поставить этот вопрос в повестку дня.
«Инициаторами» развития воднолыжного спорта в 60-е годы были строящиеся научные центры либо бурно растущие новые города с развивающейся промышленностью и, в основном, с молодежным населением. Это Дубна и Новополоцк, Обнинск и Братск. В последующие годы эстафету принял, пожалуй, только один город — Балаково. А ведь на карте страны их появились десятки; были созданы многие новые водохранилища, в том числе (и преимущественно) в южных регионах — с наиболее благоприятным для водных видов спорта климатом.
Опорными пунктами развития водных лыж в тех южных областях, где этот вид спорта ранее не культивировался, следует выбирать развивающиеся города в районах строящихся ГЭС и водохранилищ, с тем, чтобы сразу решался вопрос выбора акваторий. Такой подход не означает, что во всех крупных и «старых» южных городах условий для развития воднолыжного спорта нет; дело в том, что здесь водным лыжам придется конкурировать с другими водными видами спорта, которые уже «забронировали» за собой наиболее удобные водоемы.
Теперь поговорим о создании материальной базы. Необходимы как минимум катер и удобный причал с «бытовками». Большую помощь энтузиастам-лыжникам могут оказать местные клубы и объединения судоводителей-любителей. На базе существующих водномоторных клубов или стоянок проще организовать специализированные спортивные секции. Молодые водномоторники, как правило, и сами стремятся к более активному отдыху на воде — к спорту. Благодаря создаваемым секциям они смогут регулярно заниматься водными лыжами.
Приобщение начинающих воднолыжников к спорту лучше всего начинать с освоения азов фигурного катания, для которого не нужны ни высокие скорости, ни сложное оборудование акваторий. В таких молодых Коллективах целесообразна организация квалификационных соревнований по фигурному катанию. И главной их частью должны стать показательные выступления спортсменов, уже освоивших простейшие упражнения, овладение которыми вполне доступно начинающим. В подобных выступлениях, конечно, желательно участие и опытных лыжников, которые могли бы продемонстрировать настоящее мастерство, используя то же самое имеющееся оборудование. Такие «смотрины» будут лучшей агитацией в пользу спортивной направленности работы молодой секции.
Немалый резерв — это целенаправленное использование парка катеров сети спасательных станций ОСВОДа. Создавая даже немногочисленные молодежные секции при спасательных станциях, можно привлекать их членов к обслуживанию материальной части и одновременно готовить кадры опытных спасателей. Польза от такого подхода будет обоюдной. А кроме того, проведение тренировок вблизи пляжей, где, как правило, расположены спасательные станции, уже само по себе будет действенной агитацией в пользу воднолыжного спорта.
Не следует забывать и использование центров водно-моторного спорта, культивируемого спортивно-техническими клубами ДОСААФ. Ведь когда-то клубы и организации ДОСААФ были непременными участниками воднолыжных встреч высшего уровня! И мы даже говорили о том, что ДОСААФ может и должен оказать решающее влияние на развитие воднолыжного спорта в стране. Разве все это потеряло значение? При соответствующей организации дела и воднолыжная молодежь будет интересоваться техникой, стремиться овладеть управлением современными малыми судами.
На мой взгляд, можно ставить вопрос о создании воднолыжных групп общефизической подготовки (ОФП) не только во многих секциях водно-моторного спорта, но и в гребных клубах, и в яхт-клубах, имеющих катера. Известно, что занятия воднолыжным спортом способствуют гармоническому физическому развитию человека, дают нагрузку на все основные группы мышц. Благотворное влияние на здоровье «сопутствующих» воднолыжникам воды, воздуха и солнца не нуждается в комментариях! В этом направлении стоит приложить определенные организационные усилия, которые вполне под силу городским федерациям. Рекомендовав ведущих спортсменов в качестве тренеров-общественников, федерации смогут рассчитывать не только на широкую подготовку спортсменов массовых разрядов, но и на расширение возможностей для отбора перспективных спортсменов в специализированные секции.
Мы затронули лишь одну сторону проблемы, ту, которую можно решить уже в ближайшее время и без существенных материальных затрат. Есть, разумеется, и другие стороны той же проблемы. Уже не раз обсуждались на страницах журнала такие важные вопросы, как создание специализированных воднолыжных стадионов, серийный выпуск мощных катеров-буксировщиков, обеспечение точности и компьютеризация производимых измерений и расчетов. Актуальность этих вопросов не стала меньше. Напротив. Так, в связи с обострением проблемы охраны среды в последние годы водные лыжи оказались вытесненными за пределы ряда больших городов, лишились многочисленных зрителей и болельщиков. Возврат на прежние «позиции» в черте города — в некоторых случаях неоправданно затягивается. И дело не просто в выделении акваторий. Использование в процессе повседневных тренировок мощных буксировщиков автоматически переводит воднолыжный спорт в разряд «дорогих», доступных далеко не всякому коллективу физкультурников.
Все это говорит в пользу комплексного решения проблемы, суть которого в создании специализированных воднолыжных стадионов с переводом всех трех видов многоборья на удобную и дешевую электрическую тягу. На сегодня можно сказать, что эта задача решена лишь для фигурного катания. Нелишне напомнить, что наши выдающиеся достижения на международной арене именно в фигурном катании связаны, прежде всего, с созданием буксировочных лебедок в закрытых плавательных бассейнах: благодаря этому стали возможны круглогодичные тренировки. Как известно, в закрытых бассейнах уже проводятся общесоюзные встречи по фигурному катанию. Больше того — буксировочным лебедкам уже «стало тесно» в закрытых бассейнах, они выходят на открытую воду. Разработан удачный проект, построены опытные образцы 200-метровой канатной дороги с электролебедкой, применение которой позволяет решать задачи и начального обучения, и подготовки фигуристов высокой квалификации.
Два других вида многоборья — слалом и прыжки с трамплина — пока в менее выгодном положении. В принципе и здесь проблема может быть решена разработкой специальной электролебедки с погружным тяговым приспособлением (подобные проекты уже осуществляются за рубежом).
Внедрение электротяги в практику тренировочной работы, а в будущем и в практику проведения соревнований по многоборью позволит решить одновременно целый узел проблем, сегодня так или иначе препятствующих развитию массовости. Исключается загрязнение окружающей среды, значительно сокращаются эксплуатационные расходы, во много раз повышается интенсивность тренировочного процесса, которая при использовании катеров-буксировщиков, к сожалению, сравнительно низка.
Практически задача заключается в организации промышленного выпуска хотя бы малых серий буксировочных электролебедок, документация на изготовление которых уже апробирована, а также в выдаче проектным организациям технического задания на разработку перспективных буксировочных средств для слалома и прыжков с трамплина.
Значительную ценность приобретает опыт общественных конструкторов, таких энтузиастов воднолыжного спорта, как Ю. А. Ершов из Днепропетровска. Его усилиями были разработаны и введены в строй воднолыжная карусель и буксировочная дорога для открытого водоема. Широкое ознакомление с уже накопленным опытом использования новых средств буксировки позволит активизировать соответствующую работу на местах, способствовать созданию уже в ближайшее время и во многих коллективах физкультуры простых и надежных тяговых электролебедок на открытых водоемах.
Как показывает зарубежный опыт, имеет важное агитационное значение (и соответственно — представляет большой резерв в развитии массовости) организация станций проката на базе воднолыжных каруселей или кольцевых буксировочных дорог, которые не требуют обширных водоемов. Подобные станции проката могут быть созданы в местах массового отдыха. Идею активного отдыха на воде вполне мог бы использовать наш Союзаттракцион. И опять-таки — проекты воднолыжных каруселей уже есть, подтвердили свою жизненность и перспективность (хотя бы в том же Днепропетровске!). Прокат водных лыж на базе нетрадиционных буксировочных средств может дать и немалый экономический эффект, разумеется — при правильном определении места размещения самой «станции».
Итак, главная цель — организовать и обеспечить техникой новые низовые коллективы воднолыжников, чтобы уже на их основе создавать ведущие спортивные секции в обществах и спортивных ведомствах. Только подобная многоступенчатая постановка дела позволит получить необходимое сочетание принципов массовости и мастерства, подготовить проведение городских и республиканских спартакиад с тем, чтобы в 1986 г. достойно встретить Спартакиаду народов СССР.