Печальная арифметика
Английские исследователи решили подсчитать, сколько же мусора летит за борт? Выбрали типичное не очень большое судно с командой из 46 чел. и аккуратно пересчитывали все, что они выбросили за полтора месяца. Итог: 320 бумажных пакетов, 165 целлофановых пакетов, 370 пивных банок из пластика, 4 бочки, 19 пластиковых мешков, 5 стекол, 245 бутылок, 20 трубок люминесцентных ламп, 2 баллона, 5176 консервных банок. В этот невеселый список- не включены изоляторы, воздушные фильтры, мешки, пластмассовые пепельницы и... кассеты с пленкой. Если учесть, что на сегодня зарегистрировано более 76 тыс. морских судов крупнее 100 per. т, то...
Робинзоны, правильно оформляйте документы!
Английский студент Майк Свифт решил, что ему в его 26 лет осталось изведать лишь стопроцентное одиночество. Запасшись всем необходимым, включая запас кремней и бензина для зажигалки, он облюбовал в Тихом океане пустынный атолл. Однако капитан доставившей его сюда яхты проболтался, и слух о новоявленном Робинзоне дошел до новозеландских властей.
Сюда пришел сторожевик таможенной охраны. Поскольку визы у студента не оказалось, ему предложили немедленно покинуть пределы Новой Зеландии. И не только предложили, но тут же и помогли.
Все довольны
Изобретательные работники рыболовецкого колхоза «Южнобугский» летними ночами подкармливают рыбу при помощи прожектора. В его луче, направленном на поверхность воды, собирается мошкара со всей округи. Насекомые падают в воду, и рыбам остается лишь подставлять рот. Все довольны: комаров — меньше, рыбы — больше.
Уходя выключайте приборы!
Некто Лесли Браун из Глазго по случаю приобрел для своей будущей яхты подержанный радиомаяк, автоматически подающий сигнал бедствия. Проверил прибор и, по оплошности оставив его невыключенным, срочно куда-то уехал по телефонному звонку.
Сигнал из запертого дома был принят спутником спасательной системы КОСПАС — САРСАТ, передан на станцию слежения в Тулузе, а затем — на военную базу в Шотландии, откуда выслали вертолет с заданием обнаружить в реке Клайд — в районе с указанными координатами— терпящее бедствие судно. Экипаж вертолета на воде ничего не обнаружил, но успел установить, что сигналы поступали с берега. И когда Браун вернулся домой, его тут же навестили полицейские: ложная тревога обошлась в 6000 фунтов!
История одного изобретения
В холодные времена года моряки ряда стран всем прочим напиткам предпочитают грог. Однако мало кто знает, что этот напиток придумал английский адмирал Вернон по прозвищу «гроги», что значит пьяница. Он установил, что его матросы, которым в два приема — с утра и после обеда — полагалась ежедневная порция рома в 250 г, выпивали ром за один присест и в результате несколько теряли работоспособность. Чтобы прекратить безобразие, возмущенный адмирал предписал выдавать полную порцию рома только в смеси с горячей водой и сахаром. Матросы поначалу противились нововведению, но вынуждены были подчиниться, а в отместку окрестили это «пойло» прозвищем своего бравого адмирала.
Проверьте нервы!
Модным «шоу-развлечением» состоятельных американцев стал спуск на плоту по течению бурной реки, «построенной» в известном луна-парке «Маджик Маунтин парк» в Лос-Анджелесе. Русло реки, созданной для любителей острых ощущений, изобилует специально спроектированными водоворотами, порогами и водопадами; волны создаются специальными волнопродукторами и насосами. Транслируются шумовые эффекты, записанные на самых опасных в мире порогах и грозных водопадах.
На одном пластмассовом плоту диаметром 4 м плывут 12 человек, пристегнувшись ремнями к мягким сиденьям.
При старте плот сразу попадает в «гибельный» водоворот, поэтому каждый спуск отличается от других по траектории движения и скорости.
Устроители гарантируют обильный душ из натуральных брызг. Удовольствие (заметим — не из дешевых) рекламируется как «специальный уикэнд с кошмаром и дрожью».
Каждому свое
Три способа лечения гриппа бытовали до недавнего времени в британском военном флоте.
- 1 — для офицеров: аспирин и грог, в тяжелых случаях постельный режим.
- 2 — для унтер-офицеров: аспирин, в тяжелых случаях — грог.
- 3 — для матросов: в тяжелых случаях аспирин.
Предсказатель ветра
Когда частная железная дорога на одном из канадских островов была национализирована, новая администрация с удивлением обнаружила в штатном расписании должность... предсказателя ветра. Дело в том, что трасса дороги, по которой доставляют стройматериалы для погрузки в порту, проходит по открытому всем ветрам участку. Не так давно внезапно налетевший ветер учинил разгром: «сдул» весь груз с 400 платформ. Именно, после того случая появилась странная должность. Ее по совместительству, исполняет местный фермер Лош Макдугалл. Предсказания его точны на все 100%.
На борту не по доброй воле
«Никогда в жизни больше не возьму в рот ни капли!» — поклялся перед репортерами носильщик бомбейского порта Луссиман. Пятнадцать лет проработал он в порту, побывал на тысяче разных судов, но сам никогда не помышлял о морских путешествиях. Однажды веселые пассажиры, чей багаж он перенес на борт лайнера, уговорили непьющего носильщика выпить стаканчик виски. Он сразу «почувствовал себя очень-очень усталым» и присел отдохнуть «где-то в укромном уголке». Когда же проснулся, судно было далеко в море.
Судовое начальство определило «зайца поневоле» на работу, так что, оказавшись в Сиднее, Луссиман даже смог приобрести билет до родных берегов и впервые смотрел на море глазами пассажира.
Четкий ответ
Знаменитый пароход-гигант «Грейт Истерн», созданный в , середине прошлого века английским инженером И. Брюнелем, кроме огромных гребных колес и гребного винта имел еще и парусное вооружение на шести мачтах. Называли их по дням недели: мачта-понедельник, мачта-вторник, мачта-среда и т. д.
Жюль Верн, будучи пассажиром парохода (он описал его в отдельном романе), решил разыграть матроса, любезно объяснившего ему названия мачт, и спросил: «А почему же не поставили еще и седьмую мачту-воскресенье?
— Потому что в море нет выходных дней, сэр! — с достоинством ответил моряк.
Спасение в океане
«Мы шли в 113 милях от берега, когда вахтенный обнаружил плывущего человека, — рассказывает капитан шведского танкера «Цитадель».— Через несколько минут можно было различить всю верхнюю часть его туловища, а потом мы увидели, что он сидит... верхом на огромной морской черепахе! Его с трудом удалось снять — так он вцепился в края панциря...»
Во время шторма 27-летнего матроса — корейца Чунг Нам-Кима — смыло с палубы либерийского судна «Федерал Нигер». Его исчезновения никто не заметил, Ким мог рассчитывать только на свои силы. Двенадцать часов боролся моряк с океаном и уже распрощался с жизнью, когда поблизости показался какой-то предмет овальной формы — черепаха длиной более метра.
Первый в Европе
Историки точно установили, что первый компас попал в Европу из стран Востока — от арабских мореплавателей. В одной из старинных хроник вычитали, что в IX веке посланцы эмира из Кордовы подарили компас жене ирландского короля.
Повод для беспокойства
Авраам Линкольн отличался очень высоким ростом. Однажды ему довелось плыть морем вдоль атлантического побережья Америки. Первую ночь на корабле он спал очень плохо, поскольку койка оказалась короткой. Это заметил капитан. Он приказал судовому плотнику удлинить койку, что и было исполнено без ведома президента — пока он гулял по палубе.
После второй ночи капитан спросил Линкольна, как ему спалось.
— Лучше, — ответил президент, — но я все размышлял: произошло что-то непонятное — со вчерашнего дня я уменьшился на пять дюймов!
Необычная баржа
На реках Франции можно встретить курсирующие со скоростью пешехода катера-буксиры, тянущие за собой странные небольшие баржи. Цель их — отнюдь не перевозка грузов. На борту барж — баллоны с кислородом, который подается в зону работающего гребного винта катера. За минуту насыщается кислородом 300 м3 воды. В зоне, где катер прошел туда и обратно, начинают расти водоросли, а затем появляется и рыба.
Преступления и наказания
По английским морским законам эпохи Генриха VIII за сон на вахте полагалось следующее: «На первый раз виновный будет привязан к мачте, а на голову ему выльют ведро воды. В следующий раз — его подтянут за руки по мачте вверх, после чего в рукава выльют по ведру воды. Попавшийся в третий раз будет привязан к мачте с подвешенными на плечах пушечными ядрами, вес которых доверено определить капитану. Если того же моряка застанут спящим на вахте в четвертый раз, его следует подвесить под бушпритом в корзине, дав ему кувшин пива, хлеб и острый нож: пусть сидит он там, внизу, пока не умрет от голода либо перережет тот конец, на котором висит корзина».
Моряк, заснувший на посту во время военных действий, во-первых, сразу же лишался своей доли вина и вкусных вещей (например, сыра и лука), а во-вторых, подвергался порке: весь экипаж бил его, раздетого догола, линьками. Впрочем, виновный мог просить заменить порку трехкратным окунанием в воду с нока реи.
В Олеронских законах подчеркнута важность мнения большинства. Например: «Если приходит время выхода в море, шкипер должен собрать своих товарищей и сказать: Господа, погода благоприятна! Если найдутся такие, которые станут утверждать обратное, шкипер обязан согласиться с мнением большинства. Если он поступит иначе, то будет обязан вернуть цену судна и груза в случае их потери.»
Интересный обычай, встречавшийся и на Балтике, и на Средиземном море, сформулирован в Олеронских законах так: «Если случится драка, шкипер обязан трижды забрать у зачинщиков скатерть, прежде чем приказать виновным сойти на берег.» Изящная формулировка насчет скатерти расшифровывается просто: три дня не давать горячей пищи, а ведь полагалась она раз в сутки...
В Кохинхине (нынешняя область Намбо в Южном Вьетнаме) еще совсем недавно — в прошлом веке — один из правителей неоднократно наказывал не только провинившихся капитанов, но и их корабли. «Виновных» пришвартовывали к позорному столбу. Утверждают, что подобная мера воспитания была очень эффективной.
Снова паровые катера
В начале февраля этого года у моста Кью на Темзе было необычно многолюдно. Здесь проходила выставка паровых катеров и машин для них. На ней были представлены-суда начиная с первых быстроходных лодок, которые строились в 1870-х годах Джоном Торникрофтом для пассажирского сообщения в пределах Лондона, и кончая серийной продукцией современных английских верфей. Самым старым катером была 13,6-метровая «Ева», построенная в 1874 г. и сейчас находящаяся в реставрации, самым юным — 6,1-метровая «Арабелла», построенная в прошлом году и снабженная 7-сильной паровой машиной (на снимке), ныне выпускаемая одной из английских фирм.