Нe счесть, сколько катеров, моторных лодок и ботов срываются летом рано утром в субботу со своих стоянок, чтобы переправить их владельцев к месту отдыха — на прогулку в пригороды, на рыбалку или за дарами леса.
В один из таких обычных августовских субботних дней редакция совместно с сотрудниками водной милиции организовала и провела рейд под кодовым названием «Операция «Бахус». Как известно, на транспортных магистралях страны среди водителей автомобилей ведется серьезная работа по искоренению опасных привычек, ужесточились требования к любителям выпить за рулем. А на воде? Отправляясь в рейд, мы и хотели выяснить насколько точно и неукоснительно люди, управляющие катерами, мотоботами, лодками следуют указаниям Постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». А требование этого документа строгое: «Не допускать... употребление спиртных напитков в санаториях, домах отдыха, профилакториях, на туристских базах и в турпоходах, при коллективных выездах трудящихся». В нашу задачу входило также выявление других нарушений, допускаемых владельцами маломерного флота.
Для начала зададим вопрос: есть ли существенная разница между выпившими водителем автомашины и судоводителем? Конечно, нет, только па воде характер опасности несколько иной. Горе-водномоторников подстерегают глубины, рифы, мели... В линейном отделе внутренних дел на водном транспорте ГУВД Ленгороблисполкомов немало различных рапортов, протоколов, писем, свидетельствующих об угонах катеров и лодок, разбитых и утопленных судах, человеческих жертвах... Причиною многих из них было именно пьянство. Так что пьяному море, увы, не по колено.
Сразу скажем, в нашем рейде не было эффектных погонь за нарушителями, каких-то сложных ситуаций. И это очень хорошо, но встречи с нарушителями, к сожалению, были.
Итак, мы занимаем свои места в быстроходном катере «Волга» на подводных крыльях и идем на патрулирование вверх по Неве в сторону Володарского моста. На реке уже чувствуется некоторое оживление. Проверяем первые суда. И что радует — никаких отступлений от правил плавания, все в оснащении предусмотрено до мелочей. Вот, к примеру, катер ЛАИ-5448. Его хозяин Владимир Озол уходит с сыном в отпуск. Вот катер ЛАЗ-9724 Евгения Ипатова. Семья Богдановых на мотоботе ЛАИ-7614 идет с Ладоги. Все загорелые, бодрые. Чувствуется, что хорошо отдохнули в отпуске перед месяцами напряженного труда. Желаем им счастливого пути!
Вскоре наше внимание привлек большой моторный бот с надстройками п ходовой рубкой с бортовым номером ЛАИ-4542. Идя нам навстречу—вверх, он преодолевает пролет моста имени Володарского, который предназначен только для судов, следующих вниз по течению. Это грубое нарушение, равносильное проезду автомашины под красный сигнал светофора. Швартуемся к борту и всякие сомнения как рукой снимает — стоящий за штурвалом Николай Михайлович Сеничев пьян. С товарищами он намерен пройти на Ладогу. С лихостью называет свое место работы, стоянки, но вот где живет начинает почему-то путать. Видя, что шутки плохи, сникает:
— Год ждешь отпуска, а тут... — ему так и хочется сказать, что по случаю первого дня отдыха Постановление ЦК КПСС и правила пользования маломерными судами могли быть и поснисходительнее к нему.
Естественно, что от управления мотоботом Сеничев был тут же отстранен, а в его талоне появилась компостерная просечка. Но основной разговор ждет его впереди.
Мотор нашего «26-го» вновь набирает обороты, выходим па каналы Ленинграда. Скорость приличная, кое-где катер обгоняет даже, идущие по набережным машины. В большинстве каналы пусты. После осмотра отдельных судов отмечаем — нарушений нет.
По Фонтанке выходим в акваторию порта, в район так называемых «Золотых ворот» канала. И глазам своим не верим. Бросив якоря, здесь капитально расположился поудить рыбу владелец катера ЛАК-3504 Анатолий Александрович Тимофеев. С ним еще два человека. Ловля рыбы и стоянка в Морском судоходном канале, о чем знают все, категорически запрещены. И не нужно объяснять почему: нетрудно представить себе возможные последствия этого нарушения, если тут холят океанские суда-гнганты. Тимофееву велено немедленно покинуть канал. О явном нарушении нм правил будет сообщено в судоходную инспекцию, которая сможет «по достоинству» оценить его проступок.
А знаете, какие нарушения наиболее частые? — управление маломерными судами без документов. Без водительских прав прибыл косить сено для кроликов в Невскую тубу пенсионер, назвавшийся Ананьевым, на лодке с бортовым номером 8397. А на Неве был остановлен самодельный катер с высокими бортами ЛАГ-4484 Алексея Неговей, шедший со стоянки в Ломоносове. Техосмотр судно еще не проходило. Завидев компостер, пас предупредили:
— Учтите, Леша на своей стоянке — активист. Над ним же смеяться будут.
«Закон суров, но это — закон!» — гласит древнеримское правило. Талон предупреждений за выход судна без техосмотра также пришлось «испортить»: нарушать не дано никому, тем более активистам.
Двоих молодых парней участники рейда задержали даже возле линейного отдела внутренних дел на водном транспорте, что на улице Гапсальской. Они упорно гнали мотолодку вперед, не желая останавливаться. Даем небольшой газ — расстояние тотчас сократилось. Поняв, что скорости не равны, ребята, наконец, заглушили мотор. Опасаться, как выяснилось, им было чего. Лодка ЛАИ-8790 не имела спасательных средств, а управлял ею Алексей Николаев без документов. Чтобы как-то оправдаться, он предъявил права отца, но без доверенности. Пришлось изъять талон предупреждений и отправить ребят домой.
Снова выходим в Финский залив и еще раз убеждаемся, что морскую прогулку и отдых на воде некоторые любители понимают весьма своеобразно. Владелец катера ЛАИ-7834 Аркадий Михайлович Зобнин часа четыре назад причалил с друзьями к каменной гряде. И пошла у них... гулянка на островке. Попыхивает костерок, варится ушица и уже нетвердая рука разливает что-то по стаканам." Впрочем, секрета в этом «что-то» нет, иначе зачем же при нашем приближении прятать тару в кустах и траве?
Отбивая крепкий запах спиртного, приятели дружно задымили папиросами. Не выпустил ее изо рта Зобнин даже тогда, когда пробирался к нам через свой катер, чуть не валясь за борт. Интересно, где Аркадий Михайлович работает?
— В Академии наук! — гордо рапортует оп.
Уточняем данные. Фрезеровщик Зобнин действительно работает в одном из институтов Академии наук.
Следующий вопрос, ставший часам к пяти дня, увы, уже традиционным:
— Сколько выпили?
— Сто грамм, — явно занижает принятую дозу Аркадий Михайлович.
— А как же управлять катером?
— Так мы же завтра домой, — восклицает он. Какие, мол, претензии?
Словно горох рассыпались на глади Малой Невки катера, большинство из которых имеют стоянку на реке Ждановке. Оттуда был и катер JIAA-9227, принадлежащий Владимиру Осиповичу Любовичу.
— Чего надо? — недружелюбно прокричал он издали, беря на голос. Его приятель, «наудившись», уже привалился к борту. Любович, предъявив документы, признался, что выпил немножко. Услышав об экспертизе, добавил, что пил еще и пиво — две бутылки: «Не надо экспертизы, обманывать не стану — мне под семьдесят...»
Странно все же, ведь в данном случае речь идет не о непосвященном в правила новичке, а о профессиональном водителе-мотористе маломерного флота СЗРП. Ему-то должно быть хорошо известно, какие принимаются к нарушителям меры и чем могут заканчиваться эти «водные процедурости».
Примеры недостойного поведения владельцев маломерных судов, выявленные в тот субботний день, можно приводить и приводить. Но думается, картина, в основном, ясна. Если на берегу действуют жесткие правила и многие лазейки для выпивох перекрыты, то на воде любители «зеленого змия» чувствуют себя вроде бы в отрыве от людей и поэтому вольготно. Открывают чуть ли не ресторан-поплавок с собственной снедью и горячительным, ублажая романтическую душу. Зафиксированные в разных уголках страны случаи только увеличивают и без того грустную статистику, подтверждая: пьяным не место под парусом, за рулем катера, за веслами.
Черноморский яхт-клуб (г. Одесса). Здесь прежде нередко случались пьянки. Очередная из них в здании ДЮСШ закончилась трагически. Один из любителей парусов и крепких напитков хотел попасть на яхту.., а нашли его только через одиннадцать дней на дне моря между яхтой и причалом.
Еще факты? Лучше не надо. Сейчас, пока зима, пока суда стоят на приколе, есть время подумать. И в первую очередь о том, что курс партии на оздоровление нашего общества непреклонен, что пьянство несовместимо с социалистическим образом жизни. Необходимо взвесить, а что лучше: выходить в плавание под парусом или под «градусом», надеясь на «авось».
Конечно, к каждому пьянице на воде не приставишь по милиционеру. Не хватит сил и средств ежедневно контролировать, ловить за руку каждого хмельного судоводителя, яхтсмена или лодочника. И вот тут-то важную роль должна сыграть общественность: трудовые коллективы, советы стоянок. Веское слово за органами внутренних дел, яхт- и спортклубами, Госинспекцией по маломерным судам. Настало время по самой суровой мерке спрашивать за нарушение «Правил пользования маломерными судами», где говорится: «Запрещается управлять маломерными судами лицам в нетрезвом состоянии, а также перевозить на судах лиц в нетрезвом виде». При этом регламент штрафных санкций вполне определенный: работники контрольных органов на воде могут приостановить плавание судна или вообще запретить выход судна в плавание, если дальнейшая его эксплуатация опасна. Это может быть произведено отбором судовых документов и удостоверений на право управления судном, постановкой судна на близлежащей базе с опломбированием рулевого устройства и т. д.
Настало также время каждому спросить самого себя: а каково мое личное отношение к пьянству на воде? Пока не поздно... И когда весь комплекс мер ужесточения будет приведен в действие, уверены, не пройдет любая попытка выйти в плавание под алкогольными парами.
Ю. Курочкин, инспектор охраны общественного порядка, майор милиции; А. Александров милиционер-моторист; П. Нагорнов, корреспондент журнала "Катера и яхты"