Вот и еще один год позади. В историю нашей многомиллионной Родины он вписан яркими памятными событиями. 1985-й был годом 40-летия Великой Победы, годом XVII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
По традиции новогодней ночи все подводят итоги, строят планы, делятся надеждами. Мы попросили высказаться на новогоднюю тему нескольких наших активных авторов — ветеранов войны, труда и спорта, т. е. людей, которым есть что сказать. Мы связались с ними по телефону и задали всего четыре вопроса:
1. Что вас привело к вашим увлечениям?
2. Чем знаменателен для вас 1985 год?
3. Припомните, пожалуйста, памятный эпизод встречи Нового года.
4. Что вы ждете от года 1986-го, что хотите пожелать нашим читателям в новом году?
Сразу же предложил свои ответы старейший турист-парусник страны москвич Сергей Николаевич Парфенов.
1. В раннем детстве и школьником я очень любил строить кораблики с парусами. Помню, отец мне сказал: «Ты, Сережа, в своего прадеда — он строил корабли в Николаеве». Может, моя нынешняя страсть к изобретательству действительно наследственная, а может, и нет. Но роль свою она все-таки сыграла. В 1971 году я купил байдарку «Нептун» и решил поставить на нее парус. Бывалые туристы-водники, правда, отговаривали: к чему? Но я был тверд. А почему бы и нет? Просто и удобно! Теперь многие твердо придерживаются взгляда: парус — это здорово! Выступая как-то по центральному телевидению в программе «Клуба путешественников», я и развивал эту мысль. Я за нее уже только потому, что туризм и лучший отдых, и могучее средство воспитания молодежи.
2. В прошедшем году совершил интереснейшие плавания по Пермскому водохранилищу и реке Вятке, причем на значительно переделанной мною лодке «Романтика». Так что было о чем рассказать молодым туристам на юбилейных слетах, посвященных 40-летию Победы, в которых я участвовал как ветеран войны...
3. Для меня каждый новый год интересен, так как совсем, не употребляю алкоголя и поэтому даже под новогоднюю ночь «нечистая сила» мной не интересуется.
4. Жду своего 80-летия. Буду активно плавать и «доберу» недостающие 400 миль до общего итога — 10000!
А еще очень хочется помечтать. Эх! Если бы изобрести такое плавсредство, которое будет действовать в зависимости от физических и духовных качеств человека и не даст недостойным людям занимать призовые места в жизни! Эх! Если бы больше внимания уделяла нам промышленность...
Что пожелать читателям? Прежде всего — резкого увеличения тиража журнала, более широкого обсуждения им проблем массовости водного туризма, яркой публицистичности.
На нашу импровизированную новогоднюю анкету отвечает известный ленинградский яхтсмен, автор многих статей, опубликованных в нашем журнале, Никита Евдокимович Астратов.
1. С 12 лет я начал заниматься моделизмом. Что-то всегда строгал, выпиливал. И постепенно решил стать яхтсменом. Попал юнгой на известную яхту «Норман», которая в 1912 г. участвовала в Олимпийских играх. Тогда же она попала в светскую скандальную хронику из-за матроса-неумехи, вывалившегося за борт. И надо случиться такому совпадению, что в свои четырнадцать лет в 1927 г. я повторил этот «полет». Расстроился, понятно, сильно. Но, помню, капитан шепнул обо мне: «Если еще раз придет — плавать будет». «Ну, что ж, — приду», — подумал я. Вырос от матроса до яхтенного капитана.
2. Кажется, серьезно увлекся журналистикой и начал более тесно сотрудничать с вашим журналом, получая истинное удовлетворение.
3. Самый памятный эпизод — встреча 1942 г. в страшную блокадную зиму. Вместе с балтийскими моряками-яхтсменами и буеристами мы сидим в промерзлых землянках на Петровском острове, там, где сейчас Центральный яхт-клуб, пьем чай...
4. Мирного неба над планетой.
А пожелание, выходящее за рамки вопроса, к Всесоюзной федерации парусного спорта — больше, больше внимания дальним спортивным плаваниям. Эту мысль лелеют многие спортсмены... Подобные плавания — не стремительные гонки ради гонки. Они — основа развития массовости парусного спорта, патриотического воспитания молодежи, духа товарищества, взаимовыручки, мужества.
А вот что сказал бывший капитан крупнейшего в мире парусного судна барка «Седов», большой энтузиаст парусного дела Петр Сергеевич Митрофанов.
1. С раннего детства мне посчастливилось жить в Гаграх. Вот и сроднились мы с морем на все семьдесят лет. Но не совсем правильно утверждение, что моряки любят море. Моряки беспредельно влюблены и в свои корабли, яхты, наконец, шлюпки, на которых плавают, потому что это — их дом, их вторая жизнь. Плавания же делают профессию моряка романтической, вот что влечет неудержимо. Мне кажется, только один писатель правдиво сказал об этом — Джозеф Конрад, подаривший миру «Зеркало моря». Потому что был он не только превосходным художником слова, но и прекрасным капитаном-парусником на своем клипере «Отаго».
2. Памятны встречи на праздновании 40-летия Победы над германским фашизмом.
Кое-что удалось и в области увлечений. Увенчались успехом исторические исследования на тему «Учебные парусные суда России от Петра I до наших дней». Хочу рассказать об этом читателям журнала.
3. Трудно выделить какой-либо отдельный эпизод.
4. Очень жду от наступающего 1986 г. сохранения мира на земле, на море и в воздухе. Будет мир — будет и радость в каждой семье.
Очень хочу, чтобы парусный спорт и водный туризм пришли на каждую речушку, озерко, чтобы предприятия спортивного судостроения и торговая сеть обеспечивали полностью спрос на дешевые и простые в обращении суда, доступные каждому юноше и девушке, чтобы шире развивалась сеть детских спортивных школ с водными видами спорта. И, конечно, всем нам — попутного ветра в новом году!
Сотрудники редакции и члены редколлегии журнала присоединяются к этим добрым пожеланиям.
С Новым годом, дорогой читатель!