Отличительной особенностью новой редакции является то, что все формулы приведены в записи, рассчитанной на использование вычислительной техники. Каждая формула записана в одну строку, помимо общепринятых знаков сложении и вычитания (плюс и минус) применены специфические знаки операций: деление обозначается знаком «/», умножение «*», возведение в степень «**» с последующим числом. При записи десятичных дробей целые числа отделяются точкой, а не запятой. Знак умножения, который при обычной записи можно опускать, в данном случае приводится обязательно.
Например, формула
записывается тик:
Это существенно упрощает подготовку материала, полученного при обмере, к обработке на ЭВМ.
Наиболее существенным изменением Правил по сравнению с предыдущей редакцией является уточнение положения яхты при ее обмере на берегу: судно всем своим весом должно опираться на киль. Различные подставки и подпорки могут применяться лишь для того, чтобы удержать яхту в прямом положении. Это уточнение вызвано тем, что современные пластмассовые корпуса обладают ограниченной жесткостью и получают достаточно большие деформации, поэтому от способа поддержки судна зависит величина многих обмерных параметров.
В новой редакции уточняется процедура обмера надводного борта. Как и прежде, она выполняется на берегу, причем яхта устанавливается таким образом, чтобы плоскость ватерлинии в состоянии обмера была по возможности горизонтальна. Если при последующем обмере яхты, спущенной на воду, окажется, что она имеет дифферент по сравнению с выбранной ватерлинией, превышающий один градус, то вводится штраф в виде сомножителя TPF к гоночному баллу. Если TRIM/LBG больше, чем 0.0175, то TPF = 1.0 + 1.146*TRIM/LBG; в остальных случаях TPF = 1.0.
Введена поправка ССАI на кривизну корпуса в сечении AIGS. Если радиус кривизны между батоксами 0.1*В и 0.2*В меньше чем 0.15*В, то ССАI = 0.02*В. В остальных случаях CCA1 = 0.0. Величина ССАI учитывается при вычислении кормовой поправки и в конечном счете влияет на обмерную длину L.
Уточнено измерение положения верхней латы — размер ELP представляет собой рас стояние от фалового угла паруса до оси латкармана.
Появились некоторые изменения и в расчетах величины CGF для яхт с корпусами, построенными ранее ноябри 1985: упростился способ подсчета поправки на величину осадки (вместо двух формул для вычислении DC теперь применяется только одна). Для яхт с подвесными моторами введено дополнительное условие, согласно которому величина EPF не может быть больше 0.998.
Величина параметра остойчивости SV в новых правилах используется для ограничения категории плавания. Если параметр SV больше 0.25, (т. е. ближе к нулю), то яхта не допускается к гонкам третьей и более высокой категории, о чем в мерительном свидетельстве делается соответствующая запись. Ограничение снимается, если однотипная с ней яхта прошла практическую проверку остойчивости.
Новым в правилах является ограничение предельного числа членов экипажа. В гонке оно определяется, исходя из величины гоночного балла яхты и указывается на второй странице мерительного свидетельства. Предельное число членов экипажа вычисляется по формуле
где R — гоночный балл яхты в метрах, С = 0.3048, a INT означает, что учитывается только целая часть выражения в скобках.
Интересным и абсолютно новым в правилах является приложение № 6 «Административные протесты» Суть его состоит в том, что теперь протест по обмеру может быть подан на любую яхту не только во время соревнований, но и в любое другое время Если такая практика получит распространение, то значительно повысится ответственность мерителя и качество обмера яхт, и в конечном счете — спортивность крейсерских соревнований.
И. Лавров старший тренер Управления гребного и парусного спорта Госкомспорта СССР;
В. Иванов В. Леонов, члены спортивно-технической комиссии ФПС СССР