Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Проблемы малого флота / 1986 год / Всесоюзный рейд-смотр по рекам Беларуси
    Краткое оглавление
    На море среди лесов Заглохли моторы, осушены весла Кто прокладывает лыжню...


    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Всесоюзный рейд-смотр «Малый флот на реке на Волге»
    Всесоюзный рейд-смотр в Узбекистан
    Всесоюзный рейд-смотр по маршруту Куйбышев — Ульяновск — Москва
    Всесоюзный рейд-смотр по лодочным стоянкам Сибири
    Всесоюзный рейд-смотр «Прогулочная лодка: время строгого спроса»
    Всесоюзный рейд-смотр «Надувные лодки: спрос и предложение»
    Всесоюзный рейд-смотр «Развитие промышленности парусного спорта»
    Всесоюзный рейд-смотр «Как хранители воду хранят»
    Всесоюзный рейд-смотр «Малый флот Приморского края»
    Всесоюзный рейд-смотр «Как Волга впадает в Каспийское море»
    Всесоюзный рейд-смотр «Парусная ткань: выход из дефицита»
    Всесоюзный рейд-смотр «Мотор и парус на кооперативном фарватере»
    2000-километровый рейд Московского НТИ по Москве-реке, Оке и Волге
    По шести рекам и шести озерам Архангельской области


    Всесоюзный рейд-смотр по рекам Беларуси

    Год: 1986. Номер журнала «Катера и Яхты»: 124 (Все статьи)
              0


    На физической карте Белоруссии нет значительных площадей, окрашенных в голубой цвет. Ни морей, ни океанов — лишь множество небольших озер. Но если судить по представительству в сборных командах страны по некоторым водным видам спорта, то республика вполне может соперничать с морскими регионами. Немало спортсменов носят звания заслуженных мастеров спорта, самые высокие титулы чемпионов.

    Казалось бы, столь высокая квалификация белорусских спортсменов должна свидетельствовать о солидном опыте создания спортивного резерва, в основе которого лежит ставка на развитие массовости спорта. Но уже первое знакомство с республикой убеждает в ошибочности такого вывода. Парусным спортом во всей Белоруссии занимается не более пятисот человек, а водно-моторным — в два раза меньше.

    В чем же дело?

    На море среди лесов


    Электропоезд остановился на станции со звучным названием — «Минское море», и скоро мы вышли к берегу Заславльского водохранилища. Его-то жители сухопутного края и нарекли любовно морем. И хотя здесь не вздымается девятый вал, но все же дуют свежие ветры, наполняя паруса яхт и швертботов.

    Тут расположилась учебно-тренировочная база белорусских яхтсменов — единственный в республике яхт-клуб. Он не впечатляет зданиями, причальными бонами, учебными классами, тренерскими комнатами или кают-компанией, что составляет обычное представление о современном яхт-клубе. Их нет. Стоит несколько домиков, в которых разместились канцелярия, эллинги, мастерские, кладовые и раздевалки для спортсменов. Небольшая закрытая от господствующих ветров гавань, широкая бетонная стенка-слип с тремя деревянными причальными бонами и береговой кран грузоподъемностью 8 тонн — вот, пожалуй, и все. Парусный флот — это три крейсерские яхты, суда олимпийских классов, на которых тренируются и выступают члены сборной команды республики, и более сотни судов ДЮСПШ.

    В тот день шла обычная работа. На уставленной судами стенке юные спортсмены вооружали яхты, отпивали воду, укладывали принадлежности. Готовые «Оптимисты» и «Кадеты» сносили по слипу к воде и швартовали к бонам. Немного в стороне готовили свои яхты члены сборной. Предстояли соревнования.

    Информация об изображенииСуда ДЮСШ перед спуском на воду
    Суда ДЮСШ перед спуском на воду
     
    Более трех часов длилась гонка на 56 «Оптимистах», «Кадетах» и «Лучах». Непривычное зрелище — крошечное море с таким обилием парусных судов. Ведь совсем недавно появился парус на белорусских водоемах. Зарождение этого спорта в республике можно отнести к 1960 г., когда группа энтузиастов, ранее ходившая на шестивесельных ялах, восстановила несколько яхт, привезенных из Риги, и подняла на них паруса. Немного позже два десятка яхтсменов, объединившихся в парусную секцию при ДСО «Урожай», начали осваивать Заславльское водохранилище. Швертбот класса «М», «Ерш» и четыре «Кадета» — вот и все, чем располагали тогда яхтсмены.

    По-настоящему в республике обратили внимание на парус после праздника, посвященного 30-петию Победы. По традиции во второе воскресенье июля ветераны войны, жители поселков и деревень Мазинского района, как обычно, собрались у памятника погибшим воинам на берегу озера Нарочь. В этот день спортсмены провели показательное выступление всего флота республики перед 30 тысячами зрителей. Праздник запомнился надолго, а озеро стало излюбленным местом тренировок яхтсменов. Тренеры предпочитают его водам Сочи, Севастополя и Таллина, ибо ветровые характеристики озера отвечают самым строгим требованиям.

    А теперь переместимся в центр столицы Белоруссии — в республиканскую школу высшего спортивного мастерства. Именно здесь становятся ясными причины успехов отдельных спортсменов. Сейчас школа занимает здание института физической культуры и спорта. Институт оставил в наследство прекрасные спортивные залы, тренировочный комплекс, бассейн с сауной. Из двухсот учащихся, занимающихся шестью видами водного спорта, группа парусников составляет 30 человек.

    Два года назад на базе школы был организован методический центр по подготовке спортсменов для сборных команд страны и тренерских кадров. В нем работают тренеры Госкомспорта СССР, штатные тренеры школы, детских спортивных школ и интернатов республики. Централизация позволила уйти от прежней разобщенности. Раньше в спортивных школах Минска, Бреста и Могилева тренеры строили работу по собственному усмотрению, дублируя друг друга или «изобретая велосипед». А с прошлого года благодаря методическому центру в Белоруссии перешли на единый календарь учебно-тренировочной работы, начали контролировать учебно-методический процесс в школах при помощи специального паспорта. В начале учебного года вместе с руководством школы центр определяет задачи на год каждому тренеру отдельно. В конце года подводятся итоги и по результатам обстоятельного анализа выясняются причины неудач или достижений. Это позволяет своевременно изменять загрузку тренеров на следующий год, методику подготовки.

    Информация об изображенииТренер ДЮСШ В. Л. Манджинский с командой
    Тренер ДЮСШ В. Л. Манджинский с командой
     
    Учебно-тренировочная база школы — это яхт-клуб (со штатом 14 человек) и спортивный филиал на озере Нарочь.

    Таким образом, база у белорусских яхтсменов хорошая, подготовлены и отличные тренерские кадры. При этом представляет интерес сама организационная сторона. Тренеры составляют бригаду, при подборе которой строго соблюдается принцип: каждый должен в совершенстве владеть порученным участком и выполнять конкретные функции. Один, к примеру, ведет учебно-тренировочный процесс, другой — занимается настройкой яхт, третий — прекрасно водит машину и незаменим при переездах и устройствах команды. По этой системе, которую назвали бригадным методом, белорусские тренеры работают уже два года. Сами экспериментаторы считают ее прогрессивной и наиболее эффективной.

    Другая важная особенность — тренерская бригада прорабатывает и анализирует всю информацию по подготовке будущих соперников — зарубежных спортсменов на олимпийских классах судов. Этот анализ позволяет обоснованно планировать и свой учебно-тренировочный процесс.

    По сложившейся традиции минчане готовят для сборной страны экипажи тяжелых классов: «Солинг», «Торнадо», «Звездник» и «ЛГ». Сегодня в республике 12 мастеров спорта международного класса по парусному спорту, а ведь такой квалификации можно достичь только на международных соревнованиях, в которых принимают участие команды не менее чем восьми стран.

    А Игры доброй вопи? Экипажи Георгия Шайдуко и Александра Шпилько завоевали в Таллине титулы чемпионов Игр. Кстати, их спортивные биографии тесно связаны с детско-юношеской спортивной школой, в которой и готовится резерв для сборных команд республики и страны. Известны имена и других воспитанников ДЮСШ: Сергей Кравцов, Геннадий Страх, Олег Мирон, Сергей Хорецкий, Олег Сполан Александр Акшанцев, Юрий Берниковский... Здесь внедрен тот же бригадный метод обучения спортсменов. С сотней яхтсменов работают три тренера. В бригаде Манджинского, например, один ведет группу «Оптимистов», другой — «Кадетов», сам тренер-бригадир — группу «Лучей» и «470». Яхтсмены осваивают каждую яхту и такая специализация тоже оборачивается несомненной пользой. Правда, по поводу бригадного метода все же идут споры. По мнению самих минчан, он имеет и минусы. В успехах какого-либо спортсмена, скажем, трудно определить вклад конкретного тренера. Поэтому они и шутят: «сочтемся славою, лишь бы хорошим оказался конечный результат».

    Внешне, таким образом все выглядит благополучно: есть и определенный опыт, есть и победы. Но ставить республике пятерку за парус — не поднимается рука. Настораживает какой-то однобокий, вроде, подход к развитию этого вида спорта. Помните, в начале мы приводили цифру — не более пятисот занимающихся парусным спортом. Увы, понятие массовости никак не вяжется с ней. И это в республике, где каждый город, поселок, деревня имеют поблизости хоть и небольшой, но свой водоем. Сколько же белорусских мальчишек жадно вглядывается в романтические белоснежные паруса, завидуя своим сверстникам-счастливчикам?

    Республиканский спорткомитет, похоже, заботится только о «высшей лиге» для нескольких классов яхт, но знаменитая ДЮСШ, согласитесь, слишком маленький резерв для пополнения отряда мастеров паруса. Если уж мы заговорили о массовости парусного спорта, то нельзя не сказать, что возможности парусной доски — класса, наиболее доступного и подходящего для развития в условиях Белоруссии, сегодня используются очень и очень слабо. А ведь именно на Заславльском водохранилище под Минском состоялись первые в нашей стране официальные соревнования по виндсерфингу. Среди команд Москвы, Ленинграда, Таллина, Тбилиси минская была далеко не последней. Выходит, сдали свои позиции белорусские виндсерфисты. Сейчас они, преодолев период спада и смены поколений, набирают силы, но до настоящей массовости еще далеко. В этом направлении, безусловно, имеются большие резервы.

    Сегодня любому производственному коллективу физкультуры доступны парусные доски, «Оптимисты», «Кадеты» и «Лучи». Просто кто-то должен проявить инициативу, организовать подготовку инструкторов. Тренеры школы высшего спортивного мастерства, кстати, готовы взять на себя такую задачу.



    Есть у белорусских яхтсменов и трудности, требующие живого участия Спорткомитета. При проведении, скажем, тренировок и соревнований велосипедистов полагается машина сопровождения, а на воде катера сопровождения не выделяются; нет средств для доставки судов к месту соревнований. Хронически не хватает парусов, их негде шить, нет ни материала, ни мастеров. Все это, конечно же, затрудняет тренерскую работу и тормозит развитие увлекательнейшего вида спорта.

    Увы, клубок проблем не ограничивается только этими и к следующей части нашего рассказа о рейде напрашивается далеко не оптимистичный заголовок:

    Заглохли моторы, осушены весла


    Оборудованных баз для занятий водномоторным спортом мы не увидели ни в Минске, ни в Гомеле, ни в Витебске. Водномоторники Белоруссии не имеют даже постоянного места базирования. Нет эллингов, мастерских, причалов, кладовых и прочих помещений. Сразу напрашиваются вопросы:
    • Перевелись энтузиасты водно-моторного спорта?
    • Закрылись организации, призванные заботиться о нем?
    • Молодежь утратила интерес к этому виду?

    Нет, и еще раз нет. Существенное влияние на свертывание в республике водномоторного спорта оказали введенные ограничения и запреты на плавания по водоемам под моторами. На водохранилищах Минска, например, водномоторникам не разрешается проводить тренировочные сборы. В виде большой милости местные власти позволили в этом году провести два соревнования. Хотели построить свою учебно-тренировочную базу, нашли средства, а для застройки была предложена площадка в 130 километрах от города. Кто же станет ездить в такую даль на тренировки после работы?

    Это, пожалуй, и есть главные причины утраты былых и славных традиций белорусского водно-моторного спорта. Еще пять лет назад минчане побеждали на чемпионатах мира и Европы, в Кубке страны. В историю отечественного спорта вошли имена чемпиона мира Геннадия Черненко — изобретателя и лидера гонок на «трехточке», который в течение шести лет удержи вал первенство в этом классе, чемпиона мира Евгения Радько. Сейчас в Белоруссии спортсменов-водномоторников высокого класса попросту нет. Но печальнее всего то, что в перспективе, при нынешнем положении дел, не предвидится никакого подъема Старые кадры уходят, а притока молодежи нет. Она не хочет вкладывать труд в совершенствование состоящих на вооружении старых моторов и корпусов, на которых сколько-нибудь высоких результатов уже не достичь. Таким образом, увядают лавры, глохнут моторы, а о былой славе белорусских водномоторников вспоминают в республике все реже и реже...

    Если затухание водно-моторного спорта можно еще как-то объяснить, то упадок в развитии традиционной народной гребли непонятен. Казалось бы, ей ничто не должно мешать. И тем не менее число лодочных станций сокращается, самый доступный вид спорта — обычная лодка с веслами на больших водоемах становится чуть ли не редкостью. И как-то не вяжутся с этим достижения Белоруссии в таких видах гребли, как академическая, на байдарке и каноэ. По этим видам спорта одних тренеров — 280, но нет ни одного тренера по народной гребле. В этом году она была включена в программу Спартакиады народов СССР. И вот казус: для сборной команды республики в срочном порядке снимают тренера с академической гребли и направляют его на «новый» вид спорта.

    Народная гребля... уже само название говорит о доступности ее, о возможности практически каждого человека овладеть веслом. А случилось, что самый массовый и популярный вид спорта оказался в опале. И не только, кстати, в Белоруссии.

    Куда большее удовольствие представляет знакомство с организацией и постановкой воднолыжного спорта.

    Кто прокладывает лыжню...


    В начале августа, когда в Англии проходило первенство Европы по водным лыжам, радио сообщило, что чемпионкой континента стала минчанка Марина Амельянчик. Тренер Виктор Викторович Новожилов этой вести обрадовался, пожалуй, больше других, хотя подобные сообщения о своих питомцах он уже слышал не раз.

    От Минска к нему надо добираться рейсовым автобусом до водохранилища Волковичи. Здесь у плотины размечена разноцветными буями акватория для тренировок. Вот раз за разом около трамплина проходит катер и девушка на водных пыжах взлетает в воздух. Приводнялась она всегда удачно, но что-то тренера в этих полетах не устраивало.

    После пяти заходов мастер спорта международного класса Елена Мазовка — тренировалась именно она — сменила две пыжи на одну слаломную и прошлась по трассе. Оранжевые буи она огибала, почти касаясь плечом воды.

    О замечательных результатах воднолыжников из минского клуба «Олимпия» добрая слава идет давно. Сборная команда страны более чем наполовину укомплектована членами этого клуба. На всесоюзных соревнованиях они завоевали 33 медали, на международных — почти полсотни. Здесь подготовлено 20 мастеров международного класса. Воднолыжники клуба поставили около ста рекордов страны. И все эти достижения связаны с именем Новожилова.

    Более двадцати лет назад брат Виктора смастерил ему лыжи и за обычным катером Новожилов помчался по водной глади. Он не имел тогда и представления о технике скольжения. Но встав на пыжи, Виктор Новожилов потянул за собой целую группу энтузиастов. От обычного катания молодые люди перешли к настоящему спорту.

    Новожилов набрал в секцию ребят 12—14 лет и через четыре года именно на их долю выпал первый успех — бронзовая медаль на всесоюзных соревнованиях. Кстати, первая наша золотая медаль на международных соревнованиях завоевана была Инной Потес — тоже спортсменкой этого клуба.

    У Виктора Викторовича во многом свой подход к методике подготовки спортсменов. Отбор в школу он проводит еще в детских садах и прежде всего учит детей плавать. На выбор претендентов у него какая-то удивительная, природная интуиция, которую он и сам объяснить не может.

    — Когда я впервые увидел Юлю, — рассказывает он, — ей было восемь лет. Но уже тогда чувствовалось, что это будущая чемпионка.

    Юля Громыко в 14 лет стала мастером спорта международного класса, серебряным призером мирового первенства в фигурном катании.

    Интуиция Новожилова проявилась и тогда, когда он организовал первые соревнования воднолыжников Белоруссии. Под рукой не было никаких правил и методик, все делалось по наитию, но что удивительно — Новожилов лишь в очень немногом отошел от узаконенных норм.

    Теперь у воднолыжников республики есть свой тренировочный центр и все необходимое для подготовки спортсменов самого высокого ранга: мощные катера-буксировщики, первоклассные лыжи. Тренируются они десять месяцев в году.

    Виктор Викторович запрещает тренерам «делать» спортсмена. В воднолыжном спорте при форсированной подготовке мастера международного класса можно сделать за три года — такие примеры в клубе были. Но к 19 годам спортсмен уже «перегорал» и хороших результатов не показывал.

    Информация об изображенииПоследние приготовления перед выходом на соревнования
    Последние приготовления перед выходом на соревнования
     
    Тренерам ставится задача «делать человека». Целям воспитания здесь подчинено все, даже сама процедура приема в клуб на общем собрании. Новичок должен не только подходить по всем требованиям, но и заслужить уважение коллектива. Или посвящение в воднолыжники. Это целый ритуал! Можно стать чемпионом страны, быть мастером спорта, но не быть посвященным в воднолыжники республики.

    Учебно-тренировочный процесс тщательно продуман и составлен на базе накопленного годами материала и систематического анализа как своего, так и зарубежного опыта. Были отсняты десятки километров пленки, изучена техника ведущих спортсменов мира и Европы, самым тщательным образом изучаются публикации в зарубежных журналах. Круглый год еженедельно проводятся семинары тренеров по воднолыжному спорту. Виктор Викторович ежемесячно выпускает в 100 экземплярах журнал «Тренер», в котором делится с коллегами своими находками и методикой тренировки. Журнал высылается всем секциям и клубам, где культивируется воднолыжный спорт. В Белоруссии впервые ввели в подготовку воднолыжников ритмику, аэробику и хореографию. Для этой цепи в штате есть даже специальный тренер — мастер спорта по спортивным танцам на льду.

    Неудивительно, что воднолыжники Минска занимают лидирующее положение. У них действительно есть чему поучиться. Вот тут мы с легкой совестью к пятерке добавили бы плюс.



    С противоречивым чувством покидали мы белорусские водоемы. С одной стороны, видели большое внимание спортивной общественности к отдельным видам водного спорта и явные успехи спортсменов, передовой и весьма эффективный опыт подготовки мастеров экстра-класса, а с другой, — безразличие к тем доступным видам, для которых словно специально созданы в Белоруссии отличные географические и природные условия. С одной стороны, — приличное количество громких имен, с другой, — обиднейшая малочисленность спортивных рядов.

    Ситуация заставляет еще раз напомнить общеизвестную истину: без массовости нет спорта. Надо подумать о тех мальчишках и девчонках, которые хотели бы появиться на воде под парусом или веслами, под мотором или на водных лыжах.

    Рейдовая бригада:
    • Е. Калина, государственный тренер СССР, заслуженный тренер СССР, мастер спорта;
    • Е. Радько, председатель Федерации ВМС республики, мастер спорта международного класса;
    • М. Кирик, директор ДЮСПШ, мастер спорта;
    • Г. Новак, спец. корр. «КиЯ»;
    • Фото Г. Поварова.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    О программе производства прогулочных судов в XII пятилетке
    Судьба водномоторной трассы в Мандрыковском заливе
    Воднолыжное будущее Золотого озера
    Виктор Владимирович Чайкин — автор проекта яхты «ЛЭС-22»
    Московская оптовая ярмарка «Культтовары-87»
    Катер «Сигма» для обслуживания парусных соревнований
    Туристический семейный катер «Тарпан»
    Спасательный катер с надувными бортами
    Письма читателей о подъеме массовости физической культуры и спорта
    Письма о повышении культуры парусного спорта
    Письма читателей депутатам и инспекторам
    Через океан на копии старинного парусника «Годспид»
    Удивительная коллекция нумизмата Н. И. Степанова
    Статистика малого флота за 1985 год
    Праздник основания города Ленинграда в 1986 году

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Всесоюзный рейд-смотр по рекам Беларуси

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Красота и проблемы озера Имандра
    У нас в гостях «Юные сказочники за мир» из США
    Вооремаа — эстонская буерная династия чемпионов
    Короткие новости отечественного яхтостроения
    Универсальный глиссирующий снегоход-амфибия «УГС-А-01»
    Экспериментальный парусник «Алкиона» с роторными двигателями
    За рубежом: Электронный детектив, Колесо профессора Грима...
    Техническое творчество читателей журнала
    Всесоюзный рейд-смотр по лодочным стоянкам Сибири
    Яхт-клуб рыбаков в поселке Южно-Морской
    Яхт-клуб «Атомик» Болгарской академии наук
    Хозяйственная гребно-моторная лодка «Казанка-6»
    Планы Московского производственного объединения «Салют»
    Письмо в редакцию: «мощный» — значит «экономичный»
    Прогулочно-экскурсионный парусно-моторный тримаран


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 34 + 16 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории