Она была первой
Первой женщиной, отправившейся в кругосветное путешествие на корабле, была неизвестная француженка Жанна.
Когда корабль «Этуаль» экспедиции Бугенвиля (1766—1768) остановился у берегов Таити, французские матросы с любопытством рассматривали таитянок. А мужчины-островитяне почему-то не спускали глаз с одного из французов — слуги по имени Баре. Возможно, внимание их привлек довольно высокий тембр голоса и определенная грация в движениях этого в остальном довольно грозного юноши. Вскоре истина раскрылась: Жанна призналась капитану, что переоделась в мужскую одежду, чтобы наняться слугой, поскольку не имела никаких средств к существованию. Пострадал хозяин слуги — ботаник и медик Ф. Комерсон был наказан месячным арестом за нарушение королевского указа, запрещающего путешествия женщин на военных кораблях. Когда экспедиция прибыла на остров Маврикий, Комерсон решил остаться там на некоторое время. И Жанна стала его верной подругой до конца дней.
Жанна не вернулась во Францию и не объехала свет, но для нее это уже не имело никакого значения.
Плавание на сковороде
Испанский повар Альфонсо Гонсалес решил совершить необычайное путешествие. Он проплыл 4 тыс. км по волнам Атлантического океана вдоль побережья Северной Африки сна борту» гигантской сковороды, в которой долгие годы жарил шницели.
Новый морской канал
Вступил в строй новый глубоководный морской канал через Большой барьерный риф. Его длина 110 миль, стоимость постройки 4 млн 250 тыс. долларов. Как сообщает австралийское министерство транспорта, канал работает круглые сутки, время на переход от восточно-австралийских угольных портов до Японии и обратно сократилось на 17 часов. Кроме того, австралийская морская полиция получила возможность патрулировать Коралловое море для борьбы с пиратами.
Якорь примерзает ко дну
Не сосчитать, сколько якорей придумали для судов, начиная от камня, привязанного к веревке, и кончая многотонными кованными конструкциями с мощными поворотными лапами. А теперь корабелы могут вписать в свой актив новый вид якоря — холодильник. Это плита с холодильным агрегатом, получающим питание по кабелю. Плиту опускают на дно, включают ток — и через минуту она примерзает ко дну. Хорошо ли держит такой якорь? Вот расчеты: плита в два квадратных метра через минуту после включения тока сцепится с дном с усилием 200 тонн, а через 10 минут с усилием тысяча тонн. Вполне хватит, чтобы удержать крупное судно. А отцепить якорь проще простого: подают питание на тепловыделяющие элементы, и плита оттаивает за минуту-другую.
От акваланга к криолангу
Изо дня в день аквалангистов становится все больше и больше: и любителей, и профессионалов. И здесь-то возникают проблемы. Акваланг, например, слишком мало времени позволяет находиться под водой. Так называемый криоланг, недавно предложенный американскими инженерами, дает возможность это время увеличить в 4—5 раз. Баллоны с дыхательной смесью наполняются обезвоженными газами. Миниатюрная испарительная камера и система клапанов стабилизируют давление подаваемого в маску воздуха. Хотя криоланг и сложнее акваланга, легководолазы могут быть спокойны — устройство работает безупречно и оказалось, например, незаменимым при проверке морских буровых платформ.
Пароход... у Наполеона?
Существует множество историй о том, как н когда появились паровые суда. При этом выдуманные или искаженные сведения постепенно превращаются в документальные.
Подобных легенд существует множество. Но среди них есть история, которая долгое время вызывала горячие споры. Утверждалось, что когда Р. Фултон в 1803 г. во Франции испытывал свой первый пароход, он явился к Наполеону и предложил императору вооружить флот кораблями, приводимыми в движение паром. «С боевыми кораблями, движимыми паром, вы уничтожите Англию»,— закончил свой доклад Фултон. Выслушав изобретателя, Наполеон сказал: «Каждый день мне приносят проекты один вздорнее другого. Вчера только мне предложили атаковать английское побережье с помощью кавалерии, посаженной на ручных дельфинов! Подите прочь! Вы, очевидно, один из этих бесчисленных сумасшедших!»
Через несколько лет английский корабль «Беллерофон», отвозивший свергнутого императора на остров Св. Елены, встретился в море с пароходом «Фултон» — американским судном, движимым паром. На большой скорости промчалось оно мимо английского корабля. Проводив глазами пароход, Наполеон молвил Бертрану, своему спутнику: «Прогнав из Тюильри Фултона, я потерял свою корону!»
Этот эпизод даже засвидетельствован документально. В мемуарах наполеоновского маршала Мармона так и говорится: «Бонапарт отверг проекты Фултона... Я видел, как Фултон ходатайствовал о проведении опытов... Я дважды вмешивался, но мне не удалось поколебать мнение Бонапарта...»
И все же эта история такой же миф, как легенда о Летучем Голландце! Не предлагал Фултон Наполеону проекта своего парохода. Мармон напутал, смешал два изобретения Фултона: пароход и подводную лодку. В 1800 г. изобретатель действительно получил аудиенцию у Бонапарта. Ему было разрешено строить подводные лодки (с мускульным двигателем и движителем в виде гребного винта). Потом эти опыты были прерваны.
С небес на воду
Необычный прыжок совершил известный западногерманский парашютист Эдди Бей. К его ногам была привязана доска для серфинга. Прыжок с высоты четырех тысяч метров прошел успешно. Приводнившись, Эдди проплыл несколько десятков метров, используя парашют в качестве паруса.
Река покорилась
Даже неприступные гималайские вершины покорились человеку, а одна из крупнейших рек мира Инд не желала сдаваться. Многие смельчаки пытались проплыть по Инду от истоков до устья, но бурные перекаты и водопады в верховьях вставали непреодолимой преградой на их пути. Покорить своенравную реку удалось интернациональной группе из 9 человек, причем одним из участников экспедиции была женщина.
На веслах по океану
Пересекли Тихий океан на гребной лодке супруги Кетлин и Кертис Салвил. Супружеская пара преодолела на веслах почти 15 тыс. км от тихоокеанского побережья Перу до порта Кернс в Северо-восточной Австралии. Путешествие продолжалось почти 13 месяцев. Через каждые 6 часов муж и жена сменяли друг друга на веслах. Для питания радиостанции (супруги поддерживали радиосвязь со многими любителями в пути), а также для опреснения морской воды использовались солнечные батареи.
Даешь золотую рыбку!
Недавно на берегах искусственного озера в Канберре (Австралия) собралось необычайно большое количество рыбаков. Почти 50 тыс. человек с удочками и спиннингами в руках пытались поймать... золотую рыбку. Дело в том что несколько компаний, торгующих рыболовными принадлежностями, объявили приз 50 тыс. долларов тому, кто поймает особым способом помеченную и выпущенную в озеро рыбку. В тот день из озера вытащили десятки тысяч разных рыб, но золотая не досталась никому. Зато магазины по торговле рыболовными принадлежностями зафиксировали небывалый товарооборот.