Письма любимой
Во время кругосветного рейса французского яхтсмена Бернара Муатисье на борту его яхты «Джошуа» отсутствовал радиопередатчик. Желание передать известие о себе, успокоить жену и детей заставляло Бернара прибегать к оригинальным способам передачи сообщений, ведь правилами гонки запрещалось оказывать участникам какую-либо помощь, включая и передачу корреспонденции.
Значительная часть плавания проходила в стороне от оживленных морских трасс. Но все же, в расчете на встречу с другими судами, Муатисье постоянно нес на грот-мачте флажный сигнал «Прошу, сообщите мое местоположение Ллойду». Не надеясь до конца на такое маловероятное событие, моряк прокладывал курс поближе к береговым маякам. В Южной Атлантике «Джошуа» прошел вблизи о. Тринидад и был замечен его жителями.
Опытные мореходы справедливо оценивают встречи с судами в океане как очень рискованные из-за опасности столкновения. Все же стремление передать контейнер с письменным сообщением превысило осторожность. На подходе к Кейптауну Муатисье снял две копии со страниц бортового журнала и упаковал их в два контейнера. С помощью пращи Бернар забросил оба контейнера на палубу идущего в порт судна. Но затем оно столкнулось с яхтой. Был порван фор-штаг грот-мачты, согнут бушприт. Второе рандеву с рыболовным судном у берегов Тасмании закончилось более удачно.
Не желая в дальнейшем рисковать яхтой, Муатисье выбрал метод «спускаемого аппарата». Он сделал две модели парусников и выпустил их в океан около берегов Австралии. На палубе каждой из яхточек были закреплены пластмассовые бутылки с копиями страниц судового журнала и письмами к тем, кто их найдет.
Оба парусника были найдены год спустя после спуска на воду, один на пляже Тасмании, другой — Новой Зеландии. Тексты не пострадали.
Оправдала надежды яхтсмена и испытанная веками «бутылочная почта». Бернар фотографировал себя на борту «Джошуа», снимки помещал в бутылки, запечатывал их и бросал в океан. Одну из них нашли на берегу Африканского континента и отправили в Париж.
Икринка-рекордсмен
19 июня 1953 года американский креветколов «Дорис» в Мексиканском заливе поднял тралом с глубины 60 метров одну икринку. Ее длина составляла 12 дюймов, ширина — 5,4 дюйма и толщина — 3,5 дюйма. Внутри икринки находился эмбрион китовой акулы, его длина равнялась 13,87 дюйма.
Сколько стоит открыть Америку?
Примерно полвека назад в Испании была найдена расходная книга судовладельца Пинсона, организовавшего экспедицию Христофора Колумба. Из нее мы узнаем, что снаряжение трех каравелл обошлось в 14 тыс. песет. С августа 1492 по март 1493 года Колумб истратил 22 тыс. песет на жалованье и содержание экипажей. Таким образом, открытие Нового Света обошлось всего в 36 тыс. песет или около 12 тыс. рублей.
И со дна моря достанем...
При налете на Англию в 1916 г. германский цеппелин «Г-13» был сбит и упал в море. Английский тральщик «Король Георг» подошел к гибнущему цеппелину, однако снимать с него людей не стал: командир тральщика Фергюссон побоялся, что из-за малочисленности своего экипажа может из спасителя превратиться в пленника. Вскоре разыгрался шторм, и дирижабль затонул.
Через несколько месяцев «Короля Георга» захватили немцы. Каково же было удивление Фергюссона, когда, отделенный от других пленных, он предстал перед морским судом за «неоказание помощи погибавшим на воде». Оказалось, что командир дирижабля успел написать записку с изложением случившегося и запечатать ее в бутылку, которая попала в руки командования военно-морского флота Германии.
Пропадает зря
По подсчетам зарубежных ученых человек, жующий жевательную резинку, затрачивает мощность порядка 1—5 Вт, в зависимости от личных способностей. Этой мощности вполне достаточно для обеспечения надежной работы огней маломерного судна.
Последний бой адмирала
В 1842 г. на Трафальгарской площади в Лондоне была поставлена 60-метровая мемориальная колонна, а годом позже ее увенчала 6-метровая статуя легендарного адмирала Нельсона. Недавно прославленный флотоводец выиграл еще одну битву,— правда, не без помощи английских рабочих — битву с голубями. В течение девяти месяцев колонну со статуей чистили и реставрировали, причем в процессе чистки было удалено около полутонны голубиного помета, слой которого достигал кое-где 25 см. Адмирал опять победил!
Так оно привычнее
Одалисса Кастаней и Эдуардо Гарсия-Оння, члены национальной команды Кубы по подводному ориентированию, официально зарегистрировали свой брак в привычной для них обстановке — под водой. Новобрачные и гости прибыли на торжественную церемонию в аквалангах. На глубине семи метров, неподалеку от пляжа Варадеро. они были объявлены мужем и женою. Правда, для обмена традиционным поцелуем маски пришлось на некоторое время снять.
Терять так терять
Судно «Марконе трейдер» водоизмещением 40 тыс. т шло под либерийским флагом из США в Японию, когда капитану доложили, что в некоторые отсеки трюма поступает вода, а само судно вдруг резко сбавило ход. Оказалось, что у сухогруза по неизвестной причине отвалилась... носовая часть — от клюзов до киля. Самое забавное, что до порта назначения «Марконе трейдер» все же дошел, правда, с месячным опозданием.
Мельпомена у Посейдона
Некая французская компания занялась весьма необычным заказом — строит копию парусника XV века, который будет служить в качестве... театра.
Театральная труппа, находящаяся на борту, будет показывать в портах остановок спектакли на морскую тему. Тип судна сотрудники компании выбрали в Морском музее Роттердама. На его палубе по их расчетам без труда разместятся и декорации и актеры. Название первой пьесы, которая будет поставлена в плавучем театре, звучит интригующе: «Необычайные приключения капитана Тибо из Бретани».
Королева-неудачница
Фешенебельному английскому трансатлантику «Куин Элизабет 2» («Королева Елизавета 2») пресса уделяла внимание неоднократно. Последний раз, когда судно участвовало в Фолклендском конфликте: сперва в качестве военного транспорта, а затем — плавучего госпиталя.
Недавно «Королева» снова попала на первые страницы газет — на этот раз из-за полной замены энергетической установки.
Немного истории: «Куин Элизабет 2» была спущена на воду для компании «Кунард» 20 сентября 1967 г. английской верфью «Аппер Клайд шипбилдерз». Крестила судно сама королева Елизавета, однако почему-то крещение на столь высоком уровне впрок не пошло. Еще до вступления судна в эксплуатацию оказалось, что паротурбинная установка имеет серьезные дефекты, грозящие взрывом котлов. В результате в свой первый рейс почти трехсотметровый трансатлантик вышел лишь 2 мая 1969 г. Вскоре — опять авария: были повреждены лопатки турбин. Тогда судовладелец начал подумывать о замене энергетической установки, но осуществить ее все же не решился. Однако поломки не прекращались, и наконец было принято решение: заменить 55000-сильную паротурбинную установку на 9 среднеоборотных дизелей фирмы «Бурмейстер и Вайн» общей мощностью 130000 л. с., которые приводят в движение 9 генераторов. Ток от них поступает на два электродвигателя, вращающих два пятилопастных гребных винта с колесами Грима. Таким образом «Королева» стала самым большим пассажирским дизель-электроходом в мире. Но... несчастья не прекратились: в первом же океанском рейсе колеса Грима были повреждены.