Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные факты / 1989 год / Наш репортаж «Далекая от моря Польша»
    Краткое оглавление
    Справка Тут, кажется, поют все «Интерстер» тоже ищет контакты Где и воды-то нет Самый старый капитан Примечания


    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Наш репортаж из города Горький
    Репортаж из яхт-клуба на Кауно Мариос
    Проект крейсерской яхты для Черного моря
    От Черного моря до Ледовитого океана на швертботе «Пингвин»
    III Всесоюзная крейсерская гонка на «Кубок Балтийского моря»
    Гонки крейсерских яхт на кубок Балтийского моря 1973 года
    Репортаж с выставки в Лужниках: туризм и отдых в США
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Вихрь»
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Москва»
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Нептун»
    II всесоюзная гонка крейсерских яхт на «Кубок Черного моря»
    Поход вдоль южного берега Азовского моря на «Меве»
    На колесной яхте «Инро» от Бейнеу до Аральского моря
    III Всесоюзные соревнования яхт на Кубок Черного моря


    Наш репортаж «Далекая от моря Польша»

    Год: 1989. Номер журнала «Катера и Яхты»: 140 (Все статьи)
              0


    Справка


    • Население ПНР — около 40 млн. чел.
    • Яхт-клубов — около 1200.
    • Яхт крейсерских — около 15 тыс.
    • Яхтенных капитанов — около 200 тыс.
    • Недипломированных мореплавателей — 200 тыс. X 4 или 5.

    Читатель, извини. Заголовок этого репортажа — не ошибка. Он привязан не к Польше в целом, омываемой на севере морем, а к одному лишь ее региону откуда и впрямь не услышать плеска волн. В дальнейшем ты поймешь, как можно ходить под парусом, когда со всех сторон света тебя окружает суша: поля, леса, шахты, металлургические комбинаты, железнодорожные линии...

    Да и справка о парусной Польше требует пояснения, ибо далеко не каждому нашему яхтсмену сами по себе эти цифры что-то скажут. Все, как говорится, познается в сравнении. Давайте же сравним. Сколько, скажите, у нас населения! Правильно, в семь раз больше, чем в ПНР. А аттестованных яхтенных капитанов! Никто точно не скажет, но что-то около пятисот — в сотни раз меньше. О водных просторах, простите, стыдливо умолчим.

    Я привожу эти цифры не для того, чтобы удивить или сразить наповал, а для того лишь, чтобы люди, от которых зависит развитие отечественного любительского парусного флота, попытались еще раз ответить на чрезвычайно прозаический вопрос почему повсюду в мире яхтинг процветает, а у нас многие годы зарождается! Этот вопрос задавали мне и польские коллеги-журналисты перед праздником, на котором я понял, что...

    Тут, кажется, поют все


    Тридцатилетие известного в СССР польского журнала «Жагле» («Паруса»), на которое я был приглашен редакцией, началось не столько необычно, сколько непривычно. В одной из внушительных по размерам комнат Варшавского Дома журналистов воспринимавшейся лишь приемной перед огромным залом, буквой «Т» стоит длинный стол под скатертью с бокалами тонизирующего напитка. Вокруг него собираются гости: великие1 и балтийские капитаны, журналисты, друзья и авторы «Жагле». Громко разговаривают, рассматривают праздничный номер своего журнала, открывающийся, кстати, поздравлениями от Председателя Совмина республики Ф. Раковского и министра по делам молодежи и спорта А. I ваш невского. (Тут же опубликовано поздравление от «Катеров и яхт», подписанное всеми сотрудниками редакции.)

    Сразу ловлю себя на мысли: как может не получать развития в стране водный туризм, если Польский парусный союз возглавляют руководители столь высокого ранга, если он постоянно находится в зоне внимания правительства?

    Лешек Блащик — главный редактор «Жагле» открывает торжество коротким вступительным словом. Не усаживались в кресла, заготовив свежие выпуски вечерних газет, не настраивались на многочасовые слушания. Все менялось как в калейдоскопе: одно за другим следовали короткие выступления, стол быстро пополнялся памятными подарками. Последним от имени всех советских яхтсменов вручаю Л. Блащику ленинградские сувениры — часы с изображением парусника (чтобы «Жагле» всегда шел в ногу со временем и чуть-чуть впереди) и барометр-штурвал (чтобы для польских яхтсменов он всегда склонялся к «солнечно») с памятной гравировкой...

    И сразу концерт, который длился значительно дольше торжественной части. А ведь выступали прямо в этой же комнате, в окружении присутствовавших, не признанные «звезды» польской эстрады, а просто небольшой ансамбль из симпатичных молодых ребят-яхтсменов, «вооруженных» столь «старомодными» инструментами, что профессионалы вряд пи смогли бы сдержать ироническую улыбку. Видавшая виды скрипка, обыкновенная семиструнная гитара, что-то вроде обычного ведра для ударника. Самым мудреным было, как назвал этот инструмент его владелец, англо-концертино из Ирландии, кстати, единственное, якобы, в Польше. Инструмент внешне напоминал русскую гармонику в миниатюре, но по звучанию ничего общего с ней не имел.

    Пели ребята отменно. И столько в их оригинальных мелодиях юмора, энергии, задора, что весь зал приходит в движение. Прихлопывают в ладоши, пританцовывают, кто-то пытается подпевать. Самодеятельных певцов зал буквально удерживал, требуя все новых и новых песен.

    Потом необычный концерт продолжался уже в доме одного из яхтенных капитанов. В тот вечер я не услышал песен, прозвучавших дважды. И каждая была полна неповторимой морской романтики.

    Так состоялось знакомство с одним из лучших в ПНР ансамблей «Прощание с Ливерпулем», первое знакомство и с самой жеглярской песней, во власти которой находится парусная Польша.

    Здесь кажется, и впрямь поют все. Аналогичные ансамбли имеет любой яхт-клуб, каждая детская парусная школа, ежегодно в стране проводится Всепольский фестиваль морской песни, огромными тиражами издаются кассеты с их записями, которые продаются в магазинах «Все для яхтсменов». Подарок — кассету «Ливерпуля» в привез в Ленинград, а когда проигрывал ее для друзей, один из них проронил: «Не знаю, что это такое, однако, кажется здорово запахло морем».

    Фестиваль всепольский, но из каких только стран не приезжают для участия в нем исполнители шанти! Не слышал Фестиваль лишь русских голосов. Члены «Ливерпуля» даже спрашивали: «Неужели у вас не поют морских песен, ведь был же неповторимый и неподражаемый Владимир Высоцкий!» Был. И поют, вероятно. Но когда в №129 «КиЯ» мы рассказывали о «Шанти-87», не случайно последними словами заметки были такие: «Остается лишь сожалеть, что нашим морякам шанти практически неизвестны. Да и морские песни почему-то забываются».

    Действительно, грустно. Море, паруса и... молчание Трудно, однако, поверить, что в нашей огромной стране не найдется самобытных талантов, что над волнами необъятных морских просторов вообще не звучат наши собственные шанти. А копи так, пора заявлять о себе.

    Впрочем, для людей творческих это далеко не единственная и заслуживающая внимания информация. В Центре технического прогресса г. Квтовице мне показали несколько фильмов, музыкальным фоном для которых служила все та же жеглярская песня. ЦТП раз в две года проводит фестивали парусных фильмов, как любительских, так и профессиональных. Это бесхитростные ленты, отснятые в плаваниях и воспевающие прелесть парусного туризма. Демонстрируя их, руководители Центра сетовали: еще ни разу в подобных праздниках документального морского кино не участвовали советские авторы.

    Причем, не обязательно ехать в ПНР, чтобы представить свою работу. Отснятый фильм можно переслать по почте.

    Аналогичные пожелания и предложения — факты отнюдь не рядовые и имеют глубинные корни. Сегодня многие в Польше стремятся к расширению культурных, деловых и просто дружеских связей с советскими людьми, чего не было еще всего несколько лет назад. Вот, например, и известная сейчас в республике акционерная компания

    «Интерстер» тоже ищет контакты


    Но в чем же дело, каковы причины столь возросшего к нашей стране интереса! Ответ прост. Конечно же, перестройке и вызванные ею позитивные перемены: страна перестает быть «закрытой» для себя и ото всех. Процесс оздоровления нашего общества с одобрением встречен в братской республике и, если быть объективным, поляки страстно хотят нашей перестройки и верят в ее успех.

    Сегодня в Польше не без удовольствие вспоминают визит М. С. Горбачева и случай, связанный с рождением одной любопытной грампластинки. Певец Анджей Росевич добился каким-то образом встречи с Михаилом Сергеевичем и Раисой Максимовной и убедил их прослушать свою новую песню, которая, якобы, слушателям очень понравилась. Вскоре она была записана на пластинку, в один миг ставшую редкостью. Мне не удалось приобрести новинку в музыкальных магазинах, но в некоторых яхт-клубах слушал ее. Начинаясь словами «Новости. Гласность. Перестройка», песня содержит такой вот куплет:

    «Михаил, Михаил,
    Это песня для тебя.
    Чтобы новые реформы
    Так довел ты до конца...»

    В Парусном союзе, проиграв пластинку, один из присутствующих горячо говорил о том, что лично он хочет, чтобы перестройка шла быстрее, охватывая все новые и новые стороны жизни И привел пример, который считает нелогичным. Любой польский яхтсмен в любой момент может сесть в лодку и отправиться, скажем, в ФРГ. Совершенно свободно. Сходить таким образом в СССР — невозможно. По-прежнему много формальностей, ограничений, необходимо добывать чье-то приглашение... Вот, мол, хочет один студенческий экипаж побывать в Таллинне или Ленинграде для установления связей со студентами местных вузов, да вызова нет... Мне остается к этому лишь добавить: яхт-клуб Ленинградского кораблестроительного институте послал приглашение студенческому польскому экипажу. Плавание состоится!

    Ну в что же «Интерстер», вынесенный в название главы! Председатель правления акционерной компании Станислав Толвиньский начал заинтересованно и убежденно:

    — Времена здорово изменились, мы теперь вправе не только мечтать, но и надеяться на взаимовыгодное сотрудничество с советскими организациями. Если они создают совместные с капиталистическими фирмами предприятия, то пойти по такому пути с компаниями социалистическими — сам бог велел. Можем пи мы что-либо дать! Безусловно!

    «Интерстер» — компания молодая и невероятно быстро прогрессирующая. За последние годы она увеличила чистые прибыли в четыре раза, обеспечив чуть ли не самую высокую в Польше заработную плату своим сотрудникам.

    Сфера действия в значительной степени завязана на парус. Компания организует туризм, проектирует яхты, выпускает изделия — от различных яхтенных мелочей до солидных парусников, издает свой журнал, про дает производимую продукцию через сеть разбросанных по стране собственных магазинов...

    И предложения к советской стороне у акционеров вполне конкретные. Польским парусным туристам, скажем, необходим выход в Средиземное море. Оптимальный для них вариант — из Киева, к примеру, и через Черное море. Компания готова построить в Киеве или в другом городе все необходимые сооружения для стоянки, хранения и ремонта яхт, бесплатно отдав половину площадей для нужд местных яхтсменов.

    Другой путь взаимовыгодного сотрудничества — открытие магазинов «Все для яхтсменов» в портовых городах Прибалтики и Черноморья, в Ленинграде и Москве. За него обеими руками проголосуют все парусники. В условиях абсолютного штиля на наших предприятиях и острейшего дефицита на любые товары этой категории нет пока лучшего пути удовлетворения колоссального спроса населения.

    И, наконец, еще один интересный штрих к характеристике «Интерстера». Размещая свою торговую сеть, компания не привязывается к большой воде, а проникает в глубь страны, туда,

    Где и воды-то нет


    Приписать такую странность к причудам — нельзя. Она объясняется особым отношением к парусному туризму и тенденциями его развития. В Польше считают: для того чтобы стать настоящим яхтсменом, нужна не вода, а желание.

    Катовице — наилучшее подтверждение. Здесь парусный туризм по популярности не уступает футболу.

    Председатель воеводской организации Парусного союза Юзеф Жила, встретив нас с корреспондентом «Жагле» Юреком Фийко на вокзале, сразу же усадил в автомобиль и повез показывать город. Скорее не город, а целый массив городов, слившихся воедино так, что один дом может находиться одновременно в двух населенных пунктах.

    Катовице — высокоразвитый индустриальный центр страны. Он дает 20 % национального бюджета. Многочисленные предприятия — шахты и металлургические комбинаты — беззастенчиво занимают здесь даже центральную часть. Хотя Катовице и не Мехико, но воздух по этой причине чертовски тяжел.

    Первые представления об экономике и экологии наталкивают на мысль, оправдывающую парусный бум в воеводстве. Если предприятия богатые, а дышать нечем — естественно желание сбежать хотя бы на время от гнетущего смога. А где еще, как не на яхте и воде, можно дать легким отдохнуть! Однако, не находя аналога в нашей стране, уточняю свои выводы у Юзефа. Улыбается:

    — Точно, но не на сто процентов.

    Остальные проценты «уловил», когда приехали на озеро, размерами не больше Кавголовского под Ленинградом. Кстати, все внутренние озера Польши — искусственного происхождения, возникли на месте бывших карьерных разработок. И что особо ценно — ни один квадратный метр водоемов не пропадает впустую. Если появилась вода — будьте уверены, она не обойдется без паруса.

    Юзеф Жила с какой-то подчеркнутой гордостью произносит: «Здесь начинался катовицкий парусный спорт». Чувствую, именно он когда-то начинал обживать водоем. А сегодня на берегах разместились десятки яхт-клубов с многочисленным флотом и «домиками-пряниками» для отдыхающих. Я очень пожалел, что стояла зима, озеро покрыто сероватым снегом, лишь кое-где виднелись оставленные рыболовами лунки. Представляю, насколько зрелищно будет оно выглядеть летом.

    А вот и самый первый яхт-клуб — отличное двухэтажное здание со всеми необходимыми подсобками и даже залом для торжеств и вечернего отдыха. Клуб находился в ремонте, но уже скоро должен был открыться — лора было начинать занятия по повышению яхтенной квалификации. К слову, у себя мы нередко слышим жалобы начинающих спортсменов: мол, невозможно стать яхтенным капитаном, так как «старые морские волки» не дают дорогу молодым. В Польше любой желающий за семь лет может получить желанный аттестат. Тут количество дипломированных капитанов — показатель уровня развития парусного туризма.

    Яхт-клуб, в котором мы находились, трудно даже поверить, создавался в очень тяжелые для ПНР годы, которые вконец подорвали экономику страны. И все же нашли возможность, ибо на долю вышеупоминавшихся «процентов» приходилась еще фанатичная любовь поляков к морю и стремление к воспитанию через него настоящих мужских характеров. В Польше любят говорить: «Парус — это не спорт, это характер». Сам Раковский не раз употреблял крылатую фразу. Поляки не ограничивают себя пресловутым олимпийским треугольником и не приносят в жертву ему массовость и здоровье нации. Здесь могут вспоминать об отдельных успехах «Финнов» и «Звездников», об участии в гонках «Уитбред», об Анджее Завее, тренирующем сейчас испанскую команду, но я то и дело замечал, как беседы незаметно переводились на парусный туризм. И как тут не понять: 95% плавающих под парусами — туристы.

    Тогда же, в 1980—1981 гг., яхт-клубом была самостоятельно построена н первая яхта — деревянная «Каролина». Однако ей отчаянно не повезло. Сначала корпус съели древоточцы, после ремонта — губительный пожар. Построил клуб новую «Каролину», но... судьба: яхта села на мель, ее погрузили на проходившее судно и вместе с яхтой оно затонуло.

    Несколько минут езды, и мы в самом центре города Катовице у малюсенького озера. Смотрю, и ничего не понимаю. По нашим меркам тут и гребным лодкам тесновато. Неужели, думаю, и этот искусственный водоемчик приспособлен под парус! Да, именно! Строения на берегу, оказывается — детская парусная школа. Директор ее Збигнев Климчак смеется:

    — Еще как гоняют ребятишки. У нас 20 «Оптимистов» и четыре «Кадета». Постоянно занимаются 2S—30 мальчиков и девочек.

    Несколько позднее задаю все же Юзефу Жиле давно напрашивающийся вопрос:

    — «Оптимисты» и «Кадеты» — понятно. А что же делают в Катовице великие капитаны, где же ваши морские и океанские яхты?

    — В яхт-клубах на Балтике. Много больших яхт на Мазурских озерах. Садишься на поезд, и через 340 миль — здравствуй, море и парус! Быстрей бы отпуск — самое золотое времечко!

    Поляки очень любят слово самый. И если они хотят выделить что-то из целого ряда, обязательно произносят «самый большой», «самый известный», «самый длинный», «самый древний». Но если Катовице — самый развитый в парусном отношении среди сухопутных городов, то великий капитан Мечислав Миллер, с которым я познакомился в здешней детской парусной школе, с полным правом может носить звание.

    Самый старый капитан


    И не только в Польше, но, пожалуй, и в мире. Ему уже 87 полных лет, но ни на один сезон он не оставлял свой пост, являясь до сих пор активно действующим капитаном. В феврале повел свою яхту «Телига» на Канарские острова, летом должен взять курс на Италию. На борту судна, между прочим, находится не просто экипаж, но и большая группа туристов, каждый из которых, доверяя себя опыту и крепкой руке старого капитана, платит за такую прогулку до полумиллиона злотых.

    Крепыш, великолепно владеет русским языком, юмор хлещет через края. Беседовать с ним легко и приятно. Он сам и начал разговор.

    — Знаете, я, видать, и действительно безнадежно стар. Дразнят меня самым старым капитаном, но ведь я еще и самый старый в Польше... читатель «Катеров и яхт». Все 137 номеров про-лупил, да не по одному разу. Вот только первый номер куда-то уплыл благодаря друзьям. Не переиздадите его, случаем? Или и так есть о чем писать?

    — Все зависит от того, как много интересного поведает великий капитан. Мне кажется, у вас было какое-то необыкновенное вхождение в парусную жизнь.

    — Верно, необыкновенное! Очень больное. Великий капитан маленького роста в 14 лет самостоятельно построил свою первую рыбацкую лодку, сделал из огромного полотенца парус, сколотил из сопливых товарищей экипаж и... айда в плавание. Естественно, тайно от отца. А вот вернуться так же тайно не удалось: плавание здорово затянулось. Отец встретил с ремнем в руке и ласково спросил: сам снимешь, это он штанишки имел в виду, или помочь? Сам — говорю. И пошло-поехало, вдоль да поперек. Но чем больнее становилось розгование, тем крепче — тяга к парусу. Позднее занимался мотоциклом, сплавом, автоспортом — даже в международных соревнованиях участвовал... Одним словом, любил и люблю все, что связано с движением.

    — Вы плаваете уже 73 года. Остались ли хоть для вас на нашей планете белые пятна?

    — Удивительно, кажется, все исколесил: вокруг земного шара ходил, трижды Атлантику пересекал, сотни маршрутов позади, а все же даже на нашей маленькой Земле пятнышки остались. Чудом каким-то боженька Новую Зеландию уберег от моего визита.

    — Когда же туда?

    — Увы, в планы ближайшего десятилетия Зеландия снова не вошла.

    — У вас за плечами по существу — большая жизнь-плавание. Что представлвется в ней самым трудным?

    М. Миллер хитровато улыбается:

    — Борьба с женами. Да, да, не удивляйтесь. Именно с женами. Они повсюду одинаковы: и у вас, и у нас. Ухватится и не отпускает. Плавать-то, причитает, легко, а ты вот со мной рядом поживи. Сколько хороших моряков превратилось в домоседов. Ведь внушали им: парус — это характер! Не вняли. Я выдержал. Правда, трижды пришлось разводиться, но не жалею. Я жен подыскивал таких, чтобы наш средний возраст оставался постоянным. Чем старее Миллер, тем моложе жена.

    — А как же последняя? Не давит?

    — Так ведь я вроде совсем взрослым стал. В моем возрасте мужчину вряд ли можно переделать...

    Недолгой, к сожалению, была наша беседа. Яхта может подождать опаздывающего, поезд — нет. Вот уже и самолет на Ленинград набирает высоту. Как быстро пролетела неделя!

    Примечания


    1. Великими в ПНР называют яхтенных капитанов с правом на океанские плавания.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Что означает термин «блэйд»?
    Всесоюзная комплексная научно-спортивная экспедиция «Нево»
    Роль воды в жизни человека
    Сообщения: жадность, автоматика, якорь, опасный груз, промысел...
    Сколько лет дефициту?
    Катер нового поколения «Лара»
    Найден один из кораблей — бронекатер времен войны
    Пленум всесоюзной федерации воднолыжного спорта в 1988 года
    Ярославские надувнушки: обновление ассортимента
    «Недостаточная подготовленность». Что это такое?
    В. С. Юрченко — заместитель начальника ГИМС УССР по технадзору
    Отклик на статью «ГИМС: пора сверять ориентиры»
    Сообщения: лототрон, модель, курение, оффис, ультразвук, остров...
    Рассуждение ЦКБ «Нептун» о качестве и количестве малого флота
    Кооперативная верфь в Сургуте

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Наш репортаж «Далекая от моря Польша»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Режет лодка волну нефтяную
    Надувная лодка с жестким днищем для обслуживания соревнований
    Металлическая лодка «Ерш-П» оснащается парусом
    Новый стандарт СЭВ 2162—84 «Круги спасательные»
    Прогулочные минимотолодки «фанбоутс» для развлечений
    21,3-метровый тримаран «Илэн Вояжер» Найджела Айренса
    Новый «кубковый» класс яхт для Кубка Америки
    Необычная океанская яхта «Блю Эрроу» английских конструкторов
    Необычная пластмассовая яхта «Гэлент-29»
    Сообщения: ро-ро, прогулка, медали, кораблекрушения, рука закона...
    О кооперативах, ценах и совести
    Всесоюзный рейд-смотр «Парусная ткань: выход из дефицита»
    Новый журнал для польских яхтсменов «Zeglarz» («Мореход»)
    Валентин Григорьевич Манкин — главный тренер страны по парусу
    На отчетно-выборном пленуме Федерации парусного спорта СССР 1989 года


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 44 + 35 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории