О своей шхуне строитель коротко рассказывает сам, а сейчас давайте познакомимся с хозяином яхты, вся жизнь которого прошла на реке. С детства занимался он судомоделизмом, ходил на байдарках, на баркасе под парусом и на веслах, лотом построил свою первую яхту «Легенда» и вместе с сыном Андре ем ходил на ней в низовья Волги. Мечтал о южных морях...
Кто читал книгу Д. Слокама «Один под парусами вокруг света», тот помнит, как отважный путешественник нашел на берегу старинный рыболовный бот и решил сделать из него парусник. Если ты романтик и наделен настойчивостью и волей, многое тебе удастся! Так было и в прошлые времена, так остается и в нынешние. Гора прогнивших досок, лежавшая на песчаном берегу, с помощью рук и терпения Слокама превратилась в яхту «Спрей». Он обошел на ней все океаны.
Почему я рассказываю о капитане Слокаме! Дело в том, что почти так же начал строить свою крейсерскую яхту сто лет спустя газосварщик ПМК-15 «Костромамелиорации» Лев Румянцев.
Многие годы лежал на берегу Волги старый баркас. Еще юношей ходил на нем Румянцев в походы по реке. Баркас отслужил свой век. Не раз тревожили его бульдозером, хотели даже сжечь, чтобы места не занимал. Не приходила никому в голову мысль ремонтировать его, ибо ткнешь в иную доску пальцем — и насквозь. Только Румянцев смотрел на старый баркас не так, как все. Грустно было видеть в зрелом возрасте развалины того, что в детстве казалось вечным и романтическим.
В общем, решил сделать из старого баркаса крейсерскую яхту. В воображении она, белая, с разноцветными парусами, уже покачивалась на волнах. Поскольку на балансе это утлое судно нигде не числилось, не составило труда стать его владельцем и договориться о месте хранения. Площадку Румянцеву выделили неподалеку от дома, у гаражей в Октябрьском поселке.
Шутки и остроты друзей и знакомых сносил терпеливо, отвечая направо и налево, что не на дрова привез эту посудину, а собирается делать яхту. Самую настоящую крейсерскую яхту! «Да здесь же дыра на дыре», — говорили ему. «Ну и что! — отвечал он. — Главное, основа есть...»
Дома по вечерам начал делать расчеты. Постепенно заготовлял стройматериалы. И, наконец, принялся за работу.
Мало что осталось от прежней шлюпки. Почти все шпангоуты и доски обшивки пришлось сменить. А когда появилась часть верхней надстройки, тут уж те, кто посмеивался над судостроителем, начали присматриваться к яхте с нескрываемым интересом: «А ведь у тебя что-то получается...»
Правда, и неприятности были. Приглашали, скажем, в ОБХСС: «На какие средства яхту строите, где и каким образом покупаете стройматериалы!» Десятки машин рядом в гаражах стоят — никому и в голову не пришло интересоваться, на какие средства они приобретены. А вот яхта! Кое у кого создалось впечатление, что это непозволительная для рядового человека роскошь. Ведь иные яхты стоят десятки тысяч рублей. Показал все документы и квитанции, рассказал о себе (собственно, о нем уже знали — лучший газосварщик на предприятии, имеет правительственные награды, а первая из них — медаль «За освоение целины»). Поинтересовался у Румянцева, во сколько обошлась ему шхуна. «Да где-то тысячи четыре...», — ответил он. Почти столько, сколько стоит последняя модель «Запорожца». И, плюс к тому, почти десять лет кропотливой работы в свободное время...
Тут, пожалуй, уместно будет вспомнить и о том, что не один Румянцев строил и строит в Костроме яхты. Неподалеку (пока еще на берегу) стоит катамаран, созданный Борисом Красновым. Работает он во Дворце пионеров. Здесь же ведет секцию судомоделизма Владимир Огородников. Еще не так давно ходила по Волге его «Лада». А Евгений Егоров с ребятами из Дворца пионеров создали красавицу «Гренаду». Многие костромичи, наверно, еще помнят эти яхты, которыми любовались с высоких волжских берегов. Совсем недавно создал свой тримаран «Россиянин» учитель С. Малое и ушел в свое первое плавание в верховья Волги.
«Энтузиасты парусного спорта в Костроме есть, — говорит Лев Румянцев, — а вот главного — яхт-клуба, увы, нет. Когда ходил на своей «Легенде» до Тольятти, практически в каждом городе видел яхт-клубы. В Ульяновске подошедший к нам катер кранцами зацепился за ванты. И сломалась мачта. Случись подобное в нашем городе, трудно сказать, сколько бы яхтсменам пришлось стоять и ремонтироваться. А там мы сразу же обратились в яхт-клуб. Нашлись и помощники, и инструменты. Через сутки отправились дальше. У нас же о яхт-клубе идут одни пустые разговоры. А он нужен. Необходим. Сколько бы молодежи привлек тогда парусный спорт. Да и тем, кто в одиночку собирается строить яхту, было бы значительно легче».
Спуск шхуны состоялся в конце августа 1986 года. Администрация ПМК-15 выделила для перевозки «Кировец». Все судостроители волнуются, когда их детище впервые попадает в родную стихию. Волновался и Лев Румянцев. Вот что я прочитал в его дневнике, когда мы сидели в просторной кают-компании: «Судно село точно по ватерлинию. Дифферента нет. И сразу же ослабло волнение. Проверил корпус. Воды нигде не было. Запустили двигатель и своим ходом дошли до стоянки. Вибрация очень незначительная. На другой день поставили мачты. Подняли паруса. Ветер был слабый — 2—3 балла, но пошли неплохо. Воду за собой не тянем. Мимо шли теплоходы. Волна от проходящих судов почти не ощущается. Специально снял руки со штурвала. Хорошая устойчивость на курсе. Управление штурвалом легкое»...
Или: «В сильный ветер вышли мы с Мишей в Ярославль. (Миша — школьник, ему четырнадцать лет, увлекается техникой. Он также помогал отцу строить яхту вместе со старшим братом Андреем. — В. Ш.) В тросах гудит. Волны высотой почти в полтора метра. Несли три паруса, убрав стаксель. При порывах ветра шли одной скоростью с большими теплоходами, а рыболовецкие боты даже обгоняли. Иногда крен достигал 27 градусов. На большой волне судно ведет себя хорошо, качка плавная. Яхтой доволен, получилось то, что задумал...»
Записей, подобных этой, в дневнике много.
Часто, проезжая по мосту, вижу сверху, что корма яхты зачехлена брезентом. Много сейчас работы у ее хозяина. То в одно хозяйство едет, то в другое. Не до своего детища. Но в один из выходных увидел его на яхте. Плел он сетку, которую собирается повесить под бушпритом, как на старинных парусных судах. Румянцев ждал гостей.
— Я люблю катать своих друзей и знакомых, — рассказывал он. — Иной побывает у меня и, уходя, твердо заявляет: «Все! Буду строить такую же яхту. Завтра сажусь за чертежи...» Проходит месяц или два, спрашиваю: ну как, дело продвигается! Начал строить! Вижу, глаза в сторону отводит: «Знаешь, уж больно нудное дело. Столько хлопот. А как подумаешь, что несколько лет возиться... Я лучше моторную лодку куплю. Не все ли равно, на чем по Волге плавать!..» А для меня вот не все равно!
Я поинтересовался, сколько человек нужно для управления яхтой.
— Двоих достаточно. Но в крайнем случае и один может управиться со всем «хозяйством».
— Значит, можете, как Слокам, отправиться в кругосветное путешествие!
— Мог бы. Я очень люблю море. Видите, на переборке картина — старинный парусник «Катти Сарк». Такое судно с веером парусов не может не звать в дорогу. С юности была мечта — построить яхту и отправиться на ней путешествовать по великим рекам мира. Ну вот, яхта готова...
Прощаясь с Румянцевым, я сфотографировал яхту и ее хозяина. Выбирая точку для съемки, осторожно ступил на крышу надстройки.
— Смелей! — рассмеялся хозяин яхты. — Здесь все надежно сделано.
В. Шпанченко, спец. корр. «Северной правды», г. Кострома.
Шхуна «Кострома»
Длина, м: | |
общая с бушпритом | 14,4 |
наибольшая по палубе | 12,0 |
по ватерлинии | 10,3 |
Ширина наибольшая, м | 3,02 |
Ширина по ватерлинии, м | 2,70 |
Высота борта иа миделе, м | 1,0 |
Осадка, м | 1,30 |
Площадь парусности, м | 64 |
Водоизмещение порожнем, т | 6 |
Двигатель «248,5/11», л. с. | 13 |
В августе 1985 г. я спустил на воду крейсерскую яхту-шхуну, строительство которой заняло у меня почти девять лет. Работа велась под открытым небом и не прекращалась даже зимой.
Основой послужил корпус 16-весельного баркаса, доживавшего свой век на берегу. Когда я приступал к работе, в нем не было ни одного целого шпангоута, в бортах зияли сквозные пробоины, все банки потрескались. Словом, когда я привез корпус, все очевидцы решили, что он будет распилен на дрова. У меня же были другие планы — мне хотелось построить парусник в старинном стиле и обязательно с бушпритом. Я вырезал все лишнее, заделал пробоины, нарастил форштевень и борта. Получился совсем другой корпус, длиной по палубе 12м. Корпус разделил поперечными переборками на форпик, носовую каюту, кубрик, моторный отсек, кокпит, ахтерпик. Установил дополнительные стальные шпангоуты из угольника, кильсон из швеллера № 8, дубовые флоры, вырезанные из банок баркаса. Переборки, настил палубы, рубка и кокпит выполнены из 10-миллиметровой фанеры. Снаружи корпус после обработки был оклеен стеклохолстом в несколько слоев на эпоксидном связующем. Изнутри борта изолированы слоем мягкого легкого пенопласта толщиной 50 мм и зашиты тонкой фанерой. Благодаря этому и хорошей вентиляции, двойным стеклам в иллюминаторах, в каюте тепло и не скапливается конденсат.
Самоотливной кокпит разделен на две части переборкой, на которой смонтирована рулевая колонка с приборами контроля за работой двигателя и навигационным оборудованием.
Под кокпитом на металлорезиновых амортизаторах установлен двухцилиндровый дизель марки «248,5/11» мощностью 13 л. с.
По бортам кокпита расположены рундуки. На комингсах установлены шесть шкотовых лебедок (также изготовленных самостоятельно); на заднем комингсе закреплен погон гика-шкота. Мачты изготовлены из труб легкого сплава диаметром 130 мм с ликпазом. Фок-мачта опирается на переборку и трубчатый пиллерс; грот-мачта расположена на рубке. Яхта оснащена стаксельной шхуной с гротом, грот- и фор-стакселем и кливером. Паруса сшиты из разных хлопчатобумажных материалов, которые только удалось раздобыть. Пошли в дело и старые, давно отслужившие срок шлюпочные паруса.
Важно было, чтобы осадка яхты была минимальной, поэтому я выбрал вариант с длинным плавниковым килем. Вес его составил 1600 кг, к корпусу он закреплен при помощи 20 болтов диаметром 22 мм.
Под парусами «Кострома» хорошо слушается руля, устойчива на курсе, что важно при малочисленной (обычно семейной) команде. При усилении ветра площадь стакселей можно уменьшить при помощи устройства для закрутки паруса вокруг штага.
Ходили мы и в сильный ветер — при порывах до 18—22 м/с и крутой волне высотой 1,3—1,4 м. При порывах крен доходил до 25— 27 о Усилие на руле было небольшое, при порывах яхта немного приводилась, но быстро возвращалась на курс при небольшой перекладке руля. Качка плавная. Благодаря высокому надводному борту в носу яхта хорошо всходит на волну.
Конечно, яхта не гоночная, при лавировке чувствуется дрейф — мало углубление киля, но для туристических целей с этим можно мириться.