Завершился очередной этап Всесоюзной комплексной научно-спортивной «Нево». Задачей навигации минувшего года было экспериментальное изучение западно-двинско-балтийского отрезка древнего водного пути «из варяг в греки», одной из главных магистралей, связывавших Черное море и Балтику.
На этот раз эстафету приняла смоленская группа экспедиции, в которой принимают участие представители уже семи городов страны — Ленинграда, Пскова, Новгорода, Смоленска, Киева, Харькова и Сыктывкара. Поход 1988 г., организованный городскими комитетами комсомола и ДОСААФ, был посвящен 1125-петию Смоленска и 70-летию ВЛКСМ. Стартовав 10 июля на Днепре на двух шестивесельных ялах «Аскольд» и «Дир», по размерам и мореходным качествам близких к ладьям русов, мы волоком преодолели водораздел и вышли на Западную Двину — Даугаву. В основном на веслах за 17 дней шлюпки прошли 720 км и финишировали в Риге — в яхт-клубе «Моряк».
На «Аскольде» шел полностью юношеский экипаж. 14—16-летние ребята с честью выдержали нелетное испытание. Они многому научились, приобрели опыт экспедиционной жизни, получили отличную физическую закалку. Это была одновременно и хорошая школа патриотического воспитания: молодые смоляне не по учебнику, а наяву приобщились к славной истории отечества, увидели и узнали немало интересного.
2 августа в Риге начался самый ответственный и трудный этап — переход по Балтике под парусами и на веслах на головном судне экспедиции яле «Дир». Это, насколько нам известно, первое в стране столь длительное автономное морское плавание на стандартной безмоторной шлюпке. Его целью было моделирование походов дружин русов и викингов IX—XI столетий. В состав экипажа входили смоляне: А. Кузнецов — командир группы, В. Андрюшкин — комиссар похода, С. Сухорученков — тренер ДОСААФ, студенты Д. Михалин и А. Ушак; харьковчанин штурман В. Баронский и автор этих строк — ленинградец, руководитель экспедиции. За три недели, несмотря на в целом по-осеннему тяжелую погоду мы прошли 400 миль и 27 августа успешно финишировали в Ленинграде, отдав якорь в гавани Центрального яхт-клуба. Мы сполна пережили все тяготы и невзгоды, сопутствовавшие древним мореходам, убедились в том, как тяжел и опасен был их путь. Мы, как и они, шли, стараясь не терять из вида береговых ориентиров. Лишь изредка прибегали и помощи компаса и навигационных карт. Ночевали и готовили пищу на берегу. Нередко приходилось пережидать непогоду, а то и дожидаться попутного ветра.
В ходе третьего этапа были получены интересные результаты. Доказано, что для перехода дружин из района древнего Гнездова (близ Смоленска) — крупнейшего культурно-экономического центра Древней Руси — к берегам Скандинавии по исследованному варианту пути требовалось в целом 45—50 дней. Мы еще раз убедились, что древние мореходы на подобных «шестеркам» судах могли проходить за световой день по реке — чуть более 50 км и по морю — около 25—30 миль.
Во время похода продолжалось составление археологической карты пути «из варяг в греки». Проводились работы по «навигационной археологии» — новому направлению в исторической науке, предложенному учеными экспедиции «Нево» во главе с ее научным руководителем докт. ист. наук Г. Лебедевым. Велись и некоторые экологические наблюдения по всей трассе.
Всего за 47 дней лета 1988 г. нами было пройдено 1500 км. Надо сказать, что везде, на территории четырех республик — РСФСР, БССР, Латвии и Эстонии, нас принимали хорошо, оказывали братскую помощь и содействие.
Очень интересной представляется нам «юбилейная» навигация этого года (экспедиции «Нево» исполняется пять лет). Будет осуществлен международный этап экспедиции — переход шлюпочной группы по Черному морю из Одессы через Варну в Стамбул — древний Царьград. Минская группа будет изучать «неманский» вариант» древнего водного пути. Байдарочники из Орши пройдут ранее не обследованные речные трассы и волоки Двинско-Днепровского междуречья. Продолжится работа над документальным фильмом и книгой под названием «Дорогой тысячелетия».