Полна перестройки подняла на поверхность такую массу кричащих и поистине жизненно важных проблем, что добавление к ним еще и трудностей, связанных с существованием маломерного флота, представляется кое-кому если не тормозом перестройки, то уж по меньшей мере не заслуживающей «высокого» внимания мелочевкой. К этой застарелой болезни все мы давно привыкли. Уже почти 15 лет в океан нашей социальной жизни несутся отчаянные сигналы «SOS», подаваемые любительским флотом, но бюрократическая «пустыня», поглощая их, остается безмолвной. Ответного эха никто из нас не слышал.
Но если прежде требования судоводителей игнорировались под предлогом якобы наносимого мотолодками чудовищного вреда природе (кстати, маломерный флот считался единственно признанным в те годы источником загрязнений водоемов, против которого была объявлена настоящая война), то теперь, в период отрезвления, все объясняется в основном второстепенностью и даже надуманностью самой проблемы. С легкой руки руководителей некоторых исполкомов местных Советов рассмотрение и решение волнующих водномоторников вопросов настойчиво откладывается в конец все возрастающей «проблемной» очереди. Будет так продолжаться и впредь — значит, не снять любительскому флоту наболевших проблем никогда, и лишь безысходность останется его уделом.
Такое откровенное пренебрежение к людям возмутительно и не может быть понято по многим причинам. Целые десятилетия знаменем руководителей всех рангов был излюбленный лозунг — «Все во имя человека, все для блага человека!», которому очень уж противоречили конкретные дела: первый съезд народных депутатов зримо дал понять, каких «высот» мы достигли на этом благороднейшем пути. Что касается любительского флота, он оказался низведенным практически на нет.
«Во имя» стремящегося на воду человека по его праву на отдых вводились ограничения и запреты, закрывались водоемы, сворачивалось производство лодок и моторов . Этот человек продолжает испытывать и сейчас жесткий бюрократический прессинг: даже элементарный сервис не налаживается, стоянки водномоторников изгоняются далеко за пределы городов, идеи об объединении водников в союзы, ассоциации, общества получают отчаянный отпор. Таким образом беззастенчиво ущемляются интересы нескольких миллионов тружеников, для которых вода занимает очень большую долю в шкале человеческих радостей. А для многих людей чуть ли не всю шкалу и чуть ли не на всю оставшуюся жизнь.
Больно читать такие письма, какое прислал, к примеру, А. С. Федосов:
«Несколько лет назад решением Воронежского облисполкома было запрещено движение моторных лодок на водоемах области. Добраться теперь к постоянному месту отдыха на «Чернышовой горе» (это в 16 км от Семилук) стало практически невозможно. Кроме того, городские власти требуют убрать наши «ящики» с берега Дона, так как лодочный причал, якобы, портит береговую зону и ликвидируется.
Цена необдуманных и неоправданных запретов велика не только в моральном плане. Все мы понесли немалый материальный ущерб. Одним росчерком указующего пера приобретенные в государственных магазинах на наши трудовые рубли лодки и моторы превратились в мертвый груз, в хлам.. Как напоминание о местном произволе лежат и мои мотолодка «Обь», два лодочных мотора «Привет-22» и один «Вихрь». В нашей области, как вы понимаете, их не продашь. Но в других районах страны такие товары народного потребления в большом дефиците. Может, редакция «КиЯ» сочтет возможным ввести для пострадавших от неумных решений специальную рубрику «Продаю». Я первым готов предложить свои услуги. Мой адрес: 368810, Воронежская обл., г. Семилуки, ул. Чапаева, 52, кв. 92».
Из любой ситуации, как говорится, всегда есть несколько выходов. Не думаем, что предложенный Анатолием Сергеевичем вариант — лучший. Он полностью удовлетворяет лишь тех «отцов» Воронежа, которые стоят горой за запретительство.
А вообще, честно признаться, борьба водномоторников за свои права с руководителями исполкомов местных Советов почти повсеместно напоминает игру в одни ворота. Всегда, когда затрагиваются интересы водников, принимаются решения, противоречащие им. Всегда оказывается прав тот, у кого больше прав, а не здравого смысла и убедительных доводов.
Наглядный пример являет собой великий и славный морской город Ленинград, после посещения которого калининградец И. Ю. Соколов написал в редакцию: «Для меня Питер всегда был центром флота российского, в том числе и маломерного. Но то, что я увидел у вас в магазинах и на стоянках, простите, потрясло: нищета, убогость, серость... Неужели этого не видит Ленгорисполком?»
Отвечая на столь риторический вопрос, не станем повторяться и говорить об общих бедах водномоторников страны, которые в равной мере испытывают на себе и ленинградцы. Вполне достаточно лишь одного наипечальнейшего факта: воды в Ленинграде куда больше, чем во многих городах, а вот численность «вымпелов» на тысячу жителей в семь раз ниже средней по стране. Одним словом, ленинградские судоводители отлично знают, что такое абсолютное пренебрежение к себе со стороны местных властей, приговоривших любительский флот вечно жить на обочине. (О его сложнейшем положении поведала своим читателям газета «Правда» — см. номер от 26.06).
В городе на Неве зарегистрировано сегодня лишь несколько тысяч судов, организованных в различные клубы. Клубы, таким образом, еще есть, а вот своих постоянных мест базирования они, увы, не имели и не имеют. Их «проживание» носит временный характер и протекает только на окраинах. Однако, город упорно наступает и любые окраины становятся в итоге оживленными жилыми массивами. Что в данном случае происходит с любительским флотом? После долгих хождений и пробиваний ему предлагается очередная окраина — далекая от местожительства водников и одинаково неудобная для всех.
Такая угроза висит сейчас над ВМК «Нева». Так происходит и с Галерной гаванью, в которой базируются водно-моторный клуб «Гавань» и яхт-клуб. С востока на нее уже неумолимо надвигаются жилые громады. И именно Васильевский остров градостроители решили сделать визитной карточкой Ленинграда, ибо здесь располагается Морской вокзал, и зарубежные гости именно отсюда начинают свое первое знакомство с городом. Решение само по себе вполне логичное, особенно, если связывать его с морской историей Гавани. А вот утвержденный проект этого важного градостроительного узла вызывает двойное удивление. Здесь задумывается сформировать музей под открытым небом — филиал Центрального музея Военно-Морского Флота, который займет береговую линию протяженностью 2,6 км. «Окно в Европу» украсится макетами известных боевых кораблей и прочей военной атрибутикой, подводная лодка «Народоволец» уже готовится навечно водрузиться на месте сегодняшнего яхт-клуба. Любуйтесь, мол, гости из-за рубежа боевой мощью нашего флота.
С другой стороны, формируя морской фасад, авторы проекта постарались напрочь исключить из его панорамы малый флот — и водно-моторный, и парусный. А раз так — перебирайтесь (временно!) на новые и, увы, далекие «квартиры»: на остров Северный, в «Пьяную гавань», во Французский ковш Обводного канала, на западный канал Красносельского района, в Стрельну, Старый Петергоф и т. д. Куда угодно, лишь бы с глаз долой. Мотив у градостроителей один: стоянки испортят вид репрезентативной музейной зоны.
Вряд ли кто из ответственных работников Ленинграда задумывался над тем, а каким же образом создаются морские фасады городов? Нет, не видом «мертвой» воды из окон домов и не видом жилых корпусов с этой воды. Морская панорама не состоится, если на фоне береговых сооружений не будет лодок, парусов, пляжей. Финский залив — великое благо, данное нам природой, и он должен использоваться, как любые водные акватории в любых городах мира — в интересах людей, не подчиняясь чьей-то скудной фантазии. Сегодня, во всяком случае, ясно пока одно: Ленинград начал серьезно претендовать на звание единственного в мире морского города, прячущего свой любительский флот с глаз людских и не допускающего мысли, что он может очень эффектно вписаться в городскую архитектуру.
Правда, решив шагнуть в ногу со временем, авторы проекта реконструкции Гавани предложили общественности обсудить его и высказать свое мнение о варианте детальной застройки, в котором, по их мнению, «комплексный подход позволил найти оптимальное решение всех поставленных задач». Состоялся разговор в Доме архитектора, проведен «круглый стол» в редакции газеты «Ленинградская правда», в Ленгорисполком поступило множество откликов, в подавляющем большинстве которых (90%) резко осуждается позиция градостроителей. Но игра в демократию, не успев начаться, тут же закончилась. Референдума не получилось. Не сказав общественности ни единого слова в ответ, «город» начал разворачивать работы. Строители подошли к стоянке с трех сторон. Вопрос — быть или не быть ей — висит в воздухе.
Решив вступиться за Галерную гавань, неплохо бы коротко охарактеризовать ее. В Ленинграде нет, пожалуй, неисторических мест, к о каждой стоянке тоже можно рассказать немало интересного. Самая богатая история — у Галерной. Это искусственные водоемы (в обиходе — «ковши»), созданные по Указу Петра I для строительства и стоянки боевого флота — галер с малок осадкой. Тяжкий ручной труд предков вложен в создание гавани. К концу строительства, которое длилось около 20 лет, мелководный гребной флот уже доживал свой недолгий век. Случился, как сказали бы мы сейчас, просчет в долгосрочном прогнозе развития науки и техники.
Но... просчет частичный. На смену мелководному гребному уже в наши дни пришел флот маломерный. Как и в петровские времена, эта часть Финского залива сейчас никому кроме него не нужна и музейный галерный флот в разумном составе мог бы отлично соседствовать с ныне действующим МФ. Ленинград должен понять, наконец, насколько серым и будничным он станет без этого флота. Так и хочется сказать языком государя: «На сии щедроты не токмо взирать должно быть приятственно, но и вкушать от оных до полного сыта, не заедая, однако, доли потомков наших, а множа ея всячески по мере сил».
Представители водно-моторных клубов не оставались безучастными к существу проекта реконструкции Галерной гавани и не меньше архитекторов хотели, чтобы новая застройка с сохранением стоянок была современной, красивой, максимально рациональной и полезной. Они желали бы «оживить» сохранившиеся постройки петровских времен — подъемный кран, к примеру. Или возродить техническую идею тех лет — шлюзование водоемов. Ведь галеры в малых ковшах строились на сухом дне, а после постройки — ковши заполнялись водой.
В конструктивных предложениях совета ВМК «Гавань» вместо сплошного гранитного обрамления водоемов, предусмотренного проектом, предлагалось делать заглубленные помещения многоцелевого назначения с эксплуатируемой кровлей. Летом в них можно размещать все, что вписывается в видовой центр, являющийся одновременно и зоной отдыха, а зимой хранить суда МФ. В таких помещениях удобно разместить и ремонтную базу клуба... Не стоит описывать в деталях все идеи энтузиастов-водномоторников. Их в Ленинграде никто не изучал и не оценивал, не отрицал и не поддерживал. Тем не менее этот вариант реконструкции в рисунках мы решили предложить читателям «КиЯ». Вдруг он заинтересует кого-то в других городах или хотя бы натолкнет на иные оригинальные решения.
Жаль, что к мнению клуба никто не прислушивается и упускается одна великолепная возможность сохранить для городского фасада морской колорит. Галерная гавань — лучшее в Ленинграде, да. пожалуй, и в стране, место для создания самой современной стоянки. А как хотелось бы иметь у нас хотя бы одно профессионально грамотное сооружение из этого разряда. Но, увы! Ни действия, ни взаимопонимания.
Впрочем, не всегда для того или иного действия необходимо взаимопонимание. Скорее наоборот — оно не требуется. Никому не надо уже доказывать, что маломерный флот совершенно бесправен и влачит сегодня жалкое существование. Возросшие цены на бензин при невероятной прожорливости отечественных подвесных моторов вообще загнали судовладельцев в тупик. И вот в это самое время Ленгорисполком принимает грабительское постановление (№ 979 от 05.12.88 г.) о резком увеличении арендной платы за землепользование — до 1 руб за квадратный метр в месяц, что должно обернуться для судоводителей ростом ежемесячных взносов за пользование стоянками до 50 руб. И хотя под давлением общественности действие данного документа приостановлено, но само решение не отменено и в любой момент снова может вступить в силу.
Этот факт оказался последней каплей, побудившей любителей водных видов отдыха и спорта объединиться в Ленинградскую Ассоциацию судоводителей маломерного флота (ЛАСМФ). К слову сказать, такая необходимость созрела давно и не только в региональном, но и во всесоюзном масштабе. На читательской конференции, посвященной 25-летию «КиЯ», такое предложение было поддержано всеми участниками встречи.
В начале февраля нынешнего года представители 11 водномоторных клубов города утвердили Устав Ассоциации, подготовили необходимые документы для ее регистрации и обратились с соответствующей просьбой в Ленгорисполком. По решению учредительного собрания, ЛАСМФ, действующая на принципах самоуправления к самофинансирования, должна взять на себя все организационные хлопоты и затраты и самостоятельно решать свои проблемы в рамках действующего законодательства и в духе времени
Казалось бы, инициатива стоящая. Однако регистрация не состоялась, и по причине, прямо скажем, сногсшибательной. Юротдел исполкома усмотрел в документах страшное несоответствие Постановлению ВЦИК и СНК от 10.07.1932 г., согласно которому основной пункт Устава о представлении интересов и защите прав судоводителей-любителей попросту неправомочен. Объединяйтесь, мол, но только без защиты прав, ибо указанное постановление далеких сталинских времен никем не отменялось. Остается только диву даваться, сколько у нас указов, приказов, решений, постановлений, дающих современным бюрократам право заканючить любой вопрос и в секунду «решить» любую проблему кивком в прошлое, да единственным легко произносимым ими «нет». Удивляет и тот страх, который до сих пор вызывают у многих слова «защита прав». Но не с оружием же в руках собиралась новая Ассоциация выступать против Исполкома, отстаивая интересы своих подопечных. В них вкладывался конкретный и куда более чем понятный смысл — участие, например, в экономическом обосновании доли затрат из средств клубов при осуществлении крупных строительных работ по благоустройству стоянок, участие в рассмотрении спорных вопросов при переселении стоянок на другие акватории.
Да и что может быть гуманнее и человечнее понятия «защита прав». Во имя ее велись разговоры на первом съезде народных депутатов СССР и сессии Верховного Совета, принимались последние решения партии и правительства. Путь демократизации советского общества и достижения гласности в его жизни — это тоже защита прав трудящихся. Стыдно напоминать, но и в основе деятельности любого местного Совета и его исполкома тоже должна быть заложена охрана прав трудящихся, а не защита от них советского аппарата.
Представители неузаконенной Ассоциации пытались встретиться с зам. председателя Ленгорисполкома А. Я. Авдеевым, чтобы найти компромиссное решение. Не вышло. Благодаря маленькой хитрости удалось все же публично вручить ему комплект документов, но в начале июня они были возвращены учредителям, увы, так и несостоявшейся ЛАСМФ. Данный факт нашел отражение в «Известиях» (см. номер от 7 июля).
Что же в итоге имеет Ленинград на сегодняшний день? Под действием всевозможных гонений и ужесточений маломерный флот региона существенно ограничил свою жизнедеятельность. На некоторых стоянках до половины судов даже не спускаются на воду. Поселения отдыхающих на воде поредели примерно тоже вдвое. Семитысячный МФ в самые погожие дни лета выпускает на просторы «Северной Венеции» не более 2— 3 десятков лодок. Внешний вид стоянок, намечаемых к ликвидации или переселению, ухудшается. Люди, не имеющие права постоянного базирования на занимаемых акваториях, невольно проявляют повадки временщиков, подбрасывая поленья в и без того горячий костер недоброжелателей МФ. Похоже, что ленинградский «узел» может развязаться только в том случае, если судьбовершителям сменят персональный служебный автотранспорт, находящийся в зоне неприкасаемости, на водномоторный.
Шутки шутками, но чем же в конце концов можно объяснить отношение у нас к такому популярному в мире виду отдыха как к запретному, вроде игры в наперсток? Конечно, не только нежеланием увидеть жизнь во всем ее разнообразии и за пределами административных столов. Многие осложнения происходят от недооценки любительского флота и того общественно полезного суммарного результата, который он может принести отдельному человеку, городу, обществу в целом. Учредители Ассоциации, кстати, готовы были на кооперативных началах организовать для жителей Ленинграда предоставление множества разнообразных и дешевых услуг (вплоть до продажи наживки и организации любительского рыболовства на заливе с катеров водно-моторных клубов), а определенную часть доходов направлять в местный бюджет, в том числе и на благоустройство Галерной гавани.
Но есть и масса других, не в полной мере используемых доселе возможностей. Вот, к примеру, профилактика несчастных случаев на воде и оказание помощи терпящим бедствие. Вопрос очень актуален. Число гибнущих на воде в СССР в 5 раз больше, чем в развитых странах мира, а по сравнению с ФРГ — в 9 раз. В этой печальной статистике есть и доля Ленинграда. Поверхностный опрос членов ВМК «Гавань» говорит о том. что за десятилетний срок каждый из них спас по одному человеку. Это немало и объяснимо. Преобладающие маршруты плавания судов ВМК «Гавань» проходят по тем водным участкам, куда тянутся праздные и отдыхающие, особенно — детвора. А здесь, между прочим, размещаются глубокие искусственные водоемы с отвесными берегами, дикий пляж, омываемый с обоих флангов изменчивыми струйными течениями фарватеров. Слишком самоуверенные пловцы, играющая со случайными плотами-обломками детвора нередко подхватываются течениями, выгрести из которых не всегда удается. Представьте себе, насколько осложнится обстановка, если ВМК будет отсюда удален.
А какую неоценимую помощь при соответствующей организации дела может оказать любительский флот в аварийно-спасательных работах при больших наводнениях, в борьбе за экологическую чистоту водоемов, во внутригородских перевозках различных грузов, в экскурсионном обслуживании гостей Ленинграда, подготовке ребят к службе во флоте...
Ни в коем случае нельзя сбрасывать со счета и тот огромный творческий потенциал, который он таит в себе. Маломерный любительский флот — великолепная основа, база для создания сети клубов по интересам, для развития технического творчества трудящихся, особенно молодежи. Он уже сегодня, не чини ему всяческих препятствий, мог бы привлечь к себе многие сотни ребятишек, проводящих свой досуг в захламленных городских дворах...
Много полезного, одним словом, мог бы делать маломерный флот. Мог бы. Но для этого необходима одна малость: чтобы в исполкомовских кабинетах нашелся заинтересованный человек, проникший в суть проблем. Человек, который понимал бы противозаконность организуемых на водников гонений. Который обладал бы смелостью заявить: «Отдых на воде — не блажь, а право сотен тысяч ленинградцев. Это здоровье людей, это настроение людей, это облик Ленинграда. А посему, маломерному флоту в городе — быть!»