Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интервью / 1990 год / Братья Тынисте: восхождение к олимпийским вершинам
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Клаус становится пиратом — фрагмент из романа «Братья витальеры»
    Клаус становится пиратом — окончание из романа «Братья витальеры»
    Совещания по грядущим Олимпийским играм 1980 года
    Подготовка к XXII Олимпийским играм 1980 года
    Младшие братья крейсера «Киров» или история морского бронетанкера
    Навстречу XXVII Олимпийским играм в Сиднее


    Братья Тынисте: восхождение к олимпийским вершинам

    Год: 1990. Номер журнала «Катера и Яхты»: 145 (Все статьи)
              0


    Монолог тренера, сумевшего пробить стену некомпетентности и недоверия.

    Серебряные награды братьев Тыну и Томаса Тынисте были одной из главных сенсаций Олимпийской регаты в Пусане. После неудач советских экипажей на чемпионате мира 1987 г. класс «470» поспешили назвать «отстающим» и «бесперспективным». Руководители Госкомспорта СССР даже предлагали не посылать спортсменов, выступающих в этом классе, на Олимпийские игры. И лишь настойчивость тренера, который, несмотря на черную полосу поражений, упрямо шел к заветной цели, вывела экипаж Тынисте на ступеньки пьедестала почета величайшего спортивного форума.

    «Школа» Рейна Оттосона получила не только всесоюзное, но и международное признание, к его советам стали прислушиваться маститые зарубежные специалисты. Сегодня Рейн выступает на страницах нашего журнала.

    Скажу сразу: особых хитростей в моей работе нет. Я ни от никого не имею секретов.

    Восхождение братьев Тынисте к олимпийским медалям началось давно. Так давно, что братья и парусным спортом еще не занимались. Свой отсчет времени веду с 1976 года, в котором я приступил к набору яхтсменов в класс «470». Были у меня тогда один польский швертбот и старенькая французская лодка — ведь только в 1979 году Таллиннская верфь наладила выпуск отечественной материальной части.

    Работать тренером начал в 1971 году с довольно большой группой (80 человек), каждой весной и осенью подыскивал себе новых ребят, отбирал самых работящих и талантливых. Через четыре года удалось создать довольно сильный коллектив в классе «Кадет».

    Уже в те годы я пришел к той системе, которую использую до сих лор. Наряду с двумя тренировками на воде в течение дня обязательно проводится занятие по общефизической подготовке, которое я считаю одним из самых важных элементов работы над мастерством.

    В Таллинне у нас заведен четкий порядок выполнения тренировочных нагрузок в недельном цикле: пять раз общефизическая подготовка, один раз теория и один день свободный. Этот график у нас не меняется с 1985 года и выдерживается с точностью до часа. Первые годы надо мной смеялись: «Ты кого, легкоатлетов или яхтсменов готовишь?» Но жизнь показала, что я был прав. Кроме того, физические упражнения могут просто доставить удовольствие, когда надоедает вода.


    И большая тренировочная работа дала эффект — завоеваны три первых места на чемпионате Эстонии. На следующий год поставили задачу посложнее — выиграть первые десять мест. И снова с помощью коллективных усилий, с помощью дружбы мы этого достигли. А ведь задача была сложной: на чемпионате Эстонии в те годы в классе «Кадет» выходило гоняться около 40 экипажей...

    После этих побед удалось получить из Польши лодки класса «420», и я со своей группой пошел дальше. Именно в этом коллективе, что тогда был создан и в котором впоследствии тренировались Тынисте, я получил колоссальный опыт как тренер.

    В 1980 году из класса «Оптимист» ко мне пришли Шарашкин, братья Тынисте, Томингас и дополнили группу, в которой к тому времени довольно сильно выступали несколько спортсменов. Создался дружный коллектив из шести-восьми экипажей, в котором не таились секреты от товарищей, где можно было спокойно, не торопясь, работать. И именно этот коллектив явился первым и главным фактором, способствовавшим достижению экипажем Тынисте олимпийских наград.

    В последующие годы стало легче. Ко мне приходит так много детей, которые хотят заниматься парусным спортом, что приходится устраивать отборочный конкурс по ОФП — бег 6000 м и плавание 100 м. Если кто-то не укладывается в норматив, говорим: «Приходи череп месяц и покажи такой-то результат». Но по секрету скажу, если ребенок придет через месяц, — мы его оставим. Переведем в другую группу, понаблюдаем, проверим здоровье. Я считаю: если у мальчика такое большое желание заниматься парусным спортом, из него может получиться яхтсмен. Я никогда не провожу в таких случаях психологических тестов. Да и нет в них смысла, так как я никогда не смогу сказать ребенку, что он мне не нужен. У меня нет такого права. Он сам пришел ко мне и хочет тренироваться.

    Я не могу никого выгнать. И если выгоняю, то только из-за нарушения дисциплины и только из той группы, где занимаются мастера спорта и мастера-международники. А для детей я просто ищу другого наставника. Ведь я работаю не один: у меня в помощниках два моих бывших ученика. Они мои коллеги, единомышленники. Уже девять бывших учеников работают в парусном спорте. Это продолжение моей «школы». Мы с ними всегда находим общий язык. Они знают, что думаю я, я знаю, что могут думать они. И работать с детьми, которые приходят от них, значительно легче.


    В 1982 году я нашел удачную форму тренировочного дневника для спортсменов. И у Тынисте самым главным документом с тех лор стал их дневник. Заполнение его ведется каждый день, даже если и не было тренировок.

    У нас совершенно другой, чем в сборной СССР, подсчет тренировочных часов: считается тренировкой только то время, которое затрачено на интенсивную работу на воде и на шестикилометровый кросс. Это — основа. А вообще стараемся учесть абсолютно все. Считаем, сколько метров проплыли в бассейне, сколько километров пробежали, сколько часов играли в футбол, баскетбол... По дневнику мы можем проследить вечерний и утренний пульс, вес, их изменения в течение недели, данные по нагрузкам и самочувствию, ознакомиться с анализом каждой тренировки на воде и каждой гонки на соревнованиях.

    Анализ тренировок и соревнований делается повторно через неделю, через месяц, через год. Дополнительно в конце года анализируются все выступления за сезон и делается отчет за год. Я считаю это крайне важным элементом подготовки яхтсмена — самостоятельный анализ, самостоятельное мышление. В хорошем коллективе должны работать и тогда, когда тренер в командировке или болеет.

    При работе с молодежной сборной командой я внедрил именно такой дневник. Но не «из-под палки», а для тех, кто хочет. Правда, я не знаю еще кого-нибудь, кроме Тынисте, кто заполнял бы его так тщательно.

    В своей деятельности мы уделяем большое внимание теории Метеорологию и некоторые другие лекции читают специалисты, я разбираю только психологические проблемы и провожу еще по вторникам, как мы ее называем, «молитву». Беседую со всеми учениками: кто как тренировался, какое самочувствие, что сейчас целесообразнее — больше бегать, плавать или отдыхать, интересуюсь делами в школе. В общем, затрагиваю всякие жизненные проблемы.

    А вообще ребята сами заботятся о поддержании порядка в команде. Затрагивает это и меня. Я еще несколько месяцев назад был «курильщиком выходного дня». То есть когда хотел — курил, когда не хотел — не курил. Но на Кубе подошли ко мне братья Тынисте и сказали: «Тренер, мы за вас немножко беспокоимся. Вы нам еще нужны и поэтому должны держать себя в форме. Не пора ли вам бросить курить и заняться своей спортивной формой?» Когда я бросил курить, они сказали: «Ну ничего, посмотрим, через сколько времени вы снова сигарету возьмете... Пока мы вам еще не верим».


    Большое значение я придаю постоянному сбору свежей информации, в том числе и из иностранных журналов. Как по парусному спорту, так и по физиологии, биохимии. Переводами занимаюсь с 1972 года с помощью X. Линда и Ю. Шарашкина, за это время накопил уже целый шкаф материалов на эстонском языке. Я всегда стараюсь привозить литературу из зарубежных командировок, ищу информацию в прессе. Эта работа идет постоянно.

    Братья Тынисте эпизодически возвращаются к уже прочитанным, старым переводным материалам. Я уверен — без прошлого не может быть будущего. Ведь материал можно научиться читать даже между строчек, с возрастом одну и ту же информацию воспринимаешь по-разному. Поэтому мы все время возвращаемся к уже прочитанным статьям.

    В последние годы мы уже знали, что можем сражаться за первое место в сборной команде и путевку на Олимпийские игры. Но были уверены и в другом: нечего нам делать на Олимпиаде, если не сможем выступить достойно. Это не простая бравада — все документально зафиксировано в интервью по эстонскому телевидению, где и Тынисте, и я это заявили. Я считаю, что, опозорившись на Олимпиаде, можно получить психологическую травму до конца жизни.

    Еще в 1986 году мы начали с братьями подготовку к Олимпийским играм. Добросовестно изучали иностранные языки, правила парусных соревнований, а также исправляли те маленькие ошибки, которые у нас в то время имелись. Большое внимание уделяли материальной части, работе на воде, общефизическому и психологическому видам подготовки.

    Особую озабоченность вызывала материальная часть. Было ясно, что подготовка у нас уже на достаточно высоком уровне и, если приобретем новую лодку, все будет в порядке. А валюты нашему классу каждый год выделяли крайне мало.

    Но в большей степени угнетало психологически, когда на каждом шагу нашим ребятам тыкали, что они плохие, что они заняли 73-е место... И надо было разбивать стену недоверия к «семидесятке», которая сложилась после неудачи на чемпионате мира 1987 года.

    Хорошо, что это удалось. Хорошо, что в стране началась перестройка. Хорошо, что на нас махнул рукой главный тренер, и мы сделали сами себе календарь международных соревнований по республике. Нас никто не дергал, мы могли весь последний год спокойно готовиться.


    В календаре международных выездов на 1988 год для нашего экипажа «выделили»: сбор на Кубе, регаты в Югославии и ГДР и... все. Поэтому мы проявили самостоятельность, и первый этап сезона 1988 года выглядел так: сбор на Кубе, мартовские соревнования в Сочи (четыре гонки, из них только одна при свежем ветре), шесть тренировок на воде в Сочи, шесть тренировок на воде в Севастополе, учебно-тренировочный сбор в ФРГ с международной регатой, Шверинская регата, один день дома и выезд в Югославию на регату в Средиземном море по сильным ветрам.

    Больше всего меня заботило, как ребята выдержат нагрузки трех международных регат, следующих одна за другой, и длительные переезды. Мое беспокойство было вызвано тем, что в 1987 году братья Тынисте были просто уничтожены Шверином, регатой SPA, а также Кубком СССР, идущими подряд. Тогда это вызвало психологический срыв, причем не только у братьев, но и у Олега Хоперского. Безусловно, надо было снимать ребят с Кубка СССР, чтобы они восстанавливались общефизической подготовкой, но тогда это было упущено. Итог для нашего экипажа — 73-е место на чемпионате мира. Такой факт очень красноречиво характеризует уровень компетентности специалистов, принимавших решение.

    Вернемся к сезону 1988 года. После Югославии мы приехали в Таллинн, потренировались на воде, а затем я дал братьям шесть дней отдыха. При этом они полностью отдыхали от воды и занимались только общефизической подготовкой. Мы всегда используем после больших нагрузок ОФП, в первую очередь гимнастику и бег. Потом отгонялись первую отборочную регату — чемпионат СССР в Севастополе, где Тынисте удалось победить без последней гонки, и снова уехали домой.

    И опять отдых. Я даже отправил ребят в спортивный лагерь, чтобы они занимались общефизической подготовкой, легкой атлетикой, проводили реабилитационные мероприятия — чтобы отошли от всего.

    Приехали Тынисте из лагеря за два дня до отъезда в Варнемюиде. Выступили там неплохо, заняв второе место без последней гонки. И сразу отпустило напряжение — все намеченные рубежи были уже выполнены, мы лопали в Олимпийскую команду.


    Вернувшись в Таллинн, мы получили известие, что появилась возможность участвовать в регате в Италии Поехали, выступали на своей боевой материальной части при сильных ветрах. Хорошее выступление дало значительный психологический подъем ребятам. Ведь они смогли на шесть минут быть впереди гонщиков из ФРГ, которые являлись победителями чемпионата Европы, проходившего при сильном ветре.

    Этот факт окончательно укрепил мою уверенность. что при свежем ветре ребята могут выступать на уровне лучших гонщиков мира. После долгого спора с руководителем научной группы и государственным тренером удалось добиться разрешения выехать с 8 по 14 августа на чемпионат Северных стран. Участвовали в нем восемь олимпийских экипажей из различных государств. Даже на «небоевой», незнакомой лодке удалось занять третье место. И это добавило уверенности нашему экипажу.

    Ну а дальше начался этап последней подготовки к Олимпиаде. Мы его спланировали точно так же, как и подготовку к чемпионату СССР 1987 года. Это значит, что с 14 августа по 5 сентября Том и Тыну на воде не были ни разу, уделяли внимание только общефизической подготовке. Занимались дома, в Москве во время медосмотров и экипировки, во Владивостоке и. конечно, в городе Пусане перед Олимпиадой.

    В период с 5 сентября до самого начала Олимпийской регаты было пять выходов на воду. Но меня там уже не было...

    Еще в Москве я написал им на бумаге все, что необходимо: когда тренировки, что делать, по какой системе работать, когда устроить дни отдыха. И самое главное — как психологически себя настроить.

    Со слов ребят, крупной ошибкой на Олимпиаде можно было считать только переворачивание в последней гонке. И то это зависело в большей степени от погодных условий и течения, при котором волны принимали треугольную форму. Даже оверкиля как такового не было. Они просто упали с волны и набрали в лодку воды — «утонули».

    Но значительной ошибкой было все же и то, что они не смогли себя психологически на строить в первой гонке, не доверились данным прогноза погоды и направления течений. Результат — одиннадцатое место.

    Во второй гонке они были уже четвертые и убедились, что побеждать можно. Но это придало братьям и излишнюю самоуверенность. Уже появились мысли: «Ничего, завтра мы им покажем». И расплата была незамедлительной: в третьей гонке — двенадцатые.

    И вот это двенадцатое место поставило им мозги туда, куда положено. Они поняли, что нужно сражаться с каждым соперником Вспомнили, что в письме я написал: «Надо считать каждого гонщика конкурентом. Если ты этого не делаешь, то проигрываешь. Надо считаться со всеми, особенно на Олимпиаде».

    В четвертой гонке при самом слабом ветре — выигрыш. В пятой, при самом сильном ветре (18—19 м/с), — снова выигрыш. В шестой гонке — вторые, только из-за досадной ошибки на фордевинде уступили победу испанскому экипажу, который умело использовал направление течения.

    Решающей была седьмая гонка...

    Когда они прилетели после Олимпиады в Москву, то еще не понимали, чего достигли. И, похоже, до сих пор до них не дошло, что они стали вторыми призерами Олимпийских игр...

    Может, это даже и хорошо. Мы часто говорим, что если нос гонщика поднялся так высоко, что в него попадают капли дождя, то спорт заканчивается. Побед уже не будет.

    Но к братьям это не относится. Они стали тренироваться еще больше, чем до выступления на Олимпиаде, и теперь их надо уже постоянно сдерживать. Теперь они хотят выигрывать и выигрывать дальше.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Глиссирующая надувная лодка с крыльями «Динамик Трика»
    Надувная дежурная спасательная шлюпка «Орион-301»
    Шхуна ленинградских пионеров «Юный Балтиец»
    Какой маломерный флот бороздит акватории нашей страны?
    Сообщения: винджамер, шхуна, косатка, бутылка, письмо, рифы...
    Хотелось бы верить в лучшее...
    Жалоба на качество и ремонт мотора «Салют-ЭС»
    Такой «Прибой» глубины не измерит
    Не разрешают сдавать в аренду бригантину
    Малый флот и большой водопровод
    На яхтах без парусов
    Варианты выхода из кризиса парусного туризма
    Парусный флот и яхт-клубы в Омске
    Ассоциация яхтсменов Черного моря
    Интервью с яхтсменами-любителями из Испании

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Братья Тынисте: восхождение к олимпийским вершинам

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Сравнение нашего состояния маломерного флота с американским
    Совещание разработчиков и производителей парусной ткани
    Первая советская макси-яхта «Фазиси»
    Крейсерско-гоночный швертбот «ЛЭС-750»
    Надувная одноместная лодка «Язь-1»
    Описание катера «Джентри Игл» обладателя «Голубой ленты Атлантики»
    Не хватает запасных частей и моторов
    О капитанах самодельных яхт и пирамиде в парусном спорте
    Сообщения: приз — жизнь, письма в бутылках, подлодка...
    Проблемы коммерческой эксплуатации парусного флота
    Отклик на статью «На обочине перестройки»
    Есть и левши, и кулибины
    Ассоциация путешественников СССР
    Яхтенная секция в клубе юных моряков г. Кинешмы
    Гость редакции бизнесмен из Вьетнама До Тхай Бинь


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 17 + 49 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории