Ильичевский завод — крупнейшее судоремонтное предприятие. Но здесь не только «врачуют», возвращая к жизни, океанские исполины, но и строят суда — сооружают пассажирские катера. Белоснежные прогулочные катера с маркой Ильичевского СРЗ можно встретить практически на всех водных бассейнах нашей страны, кроме, разве что, самых северных, а также во многих зарубежных странах.
Заводчане успешно освоили выпуск уже третьего поколения таких судов. Сначала это были катера типа «Александр Грин»1, затем — типа «Молодежный», а сегодня идет постройка судов типа «Евпатория».
На базе этих традиционных, чисто пассажирских, серийных судов в прошлом году были построены два катера по заказу межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза», возглавляемого профессором С. Н. Федоровым. Нареченные «Флокс-1» и «Флокс-2» (что расшифровывается как сокращение слов «флот-око-сервис»), они пополнили своеобразную «медицинскую» флотилию во главе с флагманом — лайнером «Петр Первый», единственным пока плавучим глазным госпиталем быстрого реагирования.
А сегодня основное внимание заводчан уделено следующему катеру особого назначения.
— Его мы строим по специальному заказу Академии Наук СССР, — рассказывает начальник отдела судостроительного производства СРЗ Глеб Михайлович Тюсо в. — Это своеобразный плавучий научно-практический комплекс. Отсюда значительные коррективы, которые претерпел проект серийного катера. Полностью изменена надстройка, силовая установка — катер будет не трех-, а двухвинтовым. Есть и другие конструктивные новшества, хотя нам вполне достаточно забот с вышеперечисленными.
— Мы полностью удовлетворены результатами работы ильичевских корабелов, — говорит возглавляющий базу экспедиционного флота АН УССР Владимир Васильевич Бровко. — Довольно долго мы искали исполнителя нашего заказа, консультировались с министром морского флота Ю. М. Вольмером. Остановились на ИСРЗ, имеющем опыт постройки судов такого класса. Сооружаемый катер-лаборатория предназначен, в частности, для гидробиологических исследований. Поэтому сначала мы хотели присвоить ему имя «Гидробиолог», но потом решили поискать что-то менее стандартное...
Катер будет сдан в течение этого года. Обслуживать его будут профессиональные мореходы — экипаж из двенадцати человек.
— На катере будут трудиться и члены научных экспедиций, — дополняет представитель заказчика, заместитель директора Института гидробиологии АН УССР Леонид Александрович Уткин. Предусмотрено все необходимое для их плодотворной работы. Выступавший в качестве проектанта плавучего комплекса кооператив «ПИК» — профессионалы, отпочковавшиеся от киевского завода «Ленинская кузница», с учетом наших требований серьезно видоизменили проект катера «Евпатория». Строительство обойдется Академии примерно в 2 млн. рублей. Но ведь катер необычный. Он должен работать не только в море, но и на сравнительно маловодных реках. Прежде всего предстоят исследовательские рейсы в зону аварии Чернобыльской АЭС. Последствия катастрофы, как известно, оказались более серьезными, нежели предполагалось первоначально. В пострадавших районах существуют неясности в вопросе водопользования. И только с помощью работающей непосредственно в зоне аварии лаборатории наши ученые могут аргументированно дать ответы.
К сказанному можно добавить, что габаритная осадка катера при водоизмещении 133 т не будет превышать 1,8 м (длина — 38,1 м; ширина — 7 м). Благодаря этому плавучая лаборатория сможет беспрепятственно курсировать и по реке Припять, и по всему каскаду водохранилищ от Киева до Черного моря.
Ряд отечественных и зарубежных организаций предложили свои услуги по оборудованию на борту катера гидрорадиоэкологической лаборатории, поставке аппаратуры по контролю качества воды, компьютеров. Самое непосредственное участие в оснащении судовых лабораторных помещений готовы принять, в частности, канадские и австрийские фирмы.
Уже сегодня возможностями катера-лаборатории заинтересовались многие зарубежные специалисты. Ведь, к примеру, и голубой, в недалеком прошлом, Дунай также серьезно экологически болен. Можно предположить, что необычный мини-НИИ имеет шанс стать головным в новой серии экспедиционных судов типа «река-море».