А. Смирнов (г. Самара)
Действительно, один из трех заложенных в 1938-1939 гг. в Ленинграде, Николаеве и Северодвинске линейных кораблей типа "Советский Союз" в 1949 г. был спущен на воду, однако как линкор он не достраивался и использовался лишь как несамоходная мишень при испытаниях новых видов оружия. По проекту полное водоизмещение линкора этого типа должно было составлять 65150 т. Но если бы его и достроили, он не был бы нашим самым крупным боевым кораблем.
Наибольшим полным водоизмещением из всех находившихся когда-либо в строю под советским или российским флагом кораблей па сегодня обладает тяжелый авианесущий крейсер — ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов": это 67500. а по некоторым данным, даже еще больше — 70500 т. Да и длина этого корабля на 35 м больше, чем упомянутых недостроенных линкоров. (Кстати сказать, и но длине названия и по числу переименований в процессе долгостроя этот ТАКР тоже "рекордсмен": был он и "Ригой", и "Леонидом Брежневым", и "Тбилиси").
Если говорить и о недостроенных, то строился в Николаеве и еще более крупный крейсер-авианосец — ТАКР "Ульяновск" водоизмещением 75000 т. Судьба его не менее печальна, чем довоенных линкоров: разобран при 20% готовности.
Попутно отметим и другой любопытный факт. Подводное водоизмещение самых крупных российских подводных лодок — 33800-тонных ракетоносцев типа "Акула" — намного больше, чем самых больших надводных кораблей нашего довоенного флота — линкоров типа "Марат" (2S600 г). Да и мощность турбин этих "лодок" вдвое выше, и скорость хода (подводная) на 4-5 узлов больше.