Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интервью / 1998 год / Петр Тимофеевич Толстихин — почетный мастер спорта
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Петр Владимирович Воногов — мастер спорта по виндсерфингу
    Ушел из жизни Петр Тимофеевич Толстихин
    Петр Богданов — президент Федерации водно-моторного спорта
    Оборвалась жизнь мастера спорта по парусу Ивана Петровича Матвеева
    Кубок мастера спорта Родиона Николаевича Шибаева
    Рассказ о династии Атамановых мастеров водно-моторного спорта
    Петр Филиппович Богданов — тренер СССР по водномоторному спорту
    Петр Богданов — спад интереса к водномоторному спорту
    К шестидесятилетию нашего водно-моторного спорта
    Рождение советского парусного спорта
    Техническая оснастка воднолыжного спорта
    Развитие буерного спорта в Америке
    Страницы истории парусного спорта
    Создадим историю отечественного водно-моторного спорта



    Петр Тимофеевич Толстихин — почетный мастер спорта

    Год: 1998. Номер журнала «Катера и Яхты»: 164 (Все статьи)
              0



    По заданию редакции я пришел к нему в СКК, чтобы поздравить с семидесятилетием, взять юбилейное интервью, заготовив обычные для такого случая вопросы. Однако Петр Тимофеевич решительно повернул беседу в сторону злободневных тем нашей жизни. Так и вышло, что мы стали обсуждать судьбы петербургских яхт-клубов, типичные, увы, не только для Петербурга.

    Информация об изображенииПетр Тимофеевич Толстихин
    Петр Тимофеевич Толстихин
     
    Есть в России звание "Почетный мастер спорта". Присуждается оно только тем, кто отдал спорту всю жизнь, кто высокими личными достижениями в состязаниях с соперниками и активным многолетним подвижничеством в деле развития любимого спорта добился значимых успехов. Нынешний директор Спортивно-концертного комплекса Санкт-Петербурга Петр Тимофеевич Толстихии заслужил право носить это звание на дистанциях парусных гонок. Он — ученик нашего прославленного гонщика Ивана Петровича Матвеева, у которого начинал приобщаться к парусу шкотовым на буере еще в 1956 году. В спортивной биографии Толстихина были разные суда, соревнования самого высокого ранга, включая гонки на "Драконах" в олимпийском Мельбурне. И никогда не было межсезоний: все эти сорок с лишним лет он выступает на буерах. Именно Петр Толстихин в шестидесятые годы настойчиво штурмовал рекорды скорости на льду, установив два рекорда для "Монотипа-XV": первый около 91, второй — 97 км/ч.

    Но Петр Тимофеевич широко известен не только как яхтсмен. Ведь он в течение многих лет руководил крупнейшим в СССР яхт-клубом, работал директором верфи ВЦСПС, организовывал и судил такие серьезные гонки, как "Кубок Балтики", и многие другие массовые соревнования.

    Ограничимся этим более чем кратким перечислением личных достижений и заслуг мастера Перейдем к основной теме нашего серьезного и долгого разговора.

    Как водится, беседа состояла из вопросов и ответов. Вопросов тревожных. И ответов — иногда горьких, но иногда, что особенно ценно, оптимистичных.

    — Петр Тимофеевич, жизнь наших яхт-клубов и прежде не выглядела беспроблемной. Но в последнее время клубы буквально нищенствуют. Ветшает их материальная часть. Суда, постройки, акватории приходится сдавать в аренду сторонним лицам и организациям. Это губительно, поскольку арендованное имущество эксплуатируется на износ, но еще хуже, что исчезает сама клубная атмосфера, тот неповторимый дух морского парусного братства, которым всегда дорожили яхтсмены. Неужели нам не сориентироваться в реалиях нового времени, не определить курса на выживание?

    — Яхт-клубам Петербурга на самом деле трудно удержаться на плаву по причине финансового голода. О так называемых частных клубах, которые сформировались давно как самодеятельные платные стоянки яхт и катеров, речь пока не идет, хотя и в них проблем предостаточно. Остановимся на состоянии дел ведущих яхт-клубов, где десятилетиями парусный спорт культивировался в чистом виде, действовали парусные школы, работали специализированные общественные комиссии и советы, регламентировавшие клубную деятельность и порядки. Такие клубы прежде содержались ведомственными организациями или профсоюзами, то есть принадлежали им. По линии спорта направлял и контролировал клубную жизнь местный спорткомитет.

    Информация об изображенииЯхта "Шалунья" на стоянке
    Яхта "Шалунья" на стоянке
     
    Как мы видим, прежняя система при всех ее известных недостатках десятилетиями оставалась жизнеспособной. Имело место поступательное развитие материальной базы: приобретались новые суда олимпийских классов, детские, крейсерские, строились новые гавани и здания со спортзалами и учебными аудиториями, эллингами и мастерскими. Клубы располагали финансовыми средствами для проведения соревнований по насыщенному и разнообразному календарю. Постепенно расширялась география гонок и дальних плаваний. Почти всему этому был положен конец несколько лет назад, когда для прежних владельцев содержание клубов оказалось обременительным или же вовсе не по средствам. Можно, конечно, винить в нерадивости директоров, которых иные клубы вынуждены были терпеть по воле ведомственного начальства. Можно критиковать общественность — за неспособность спасти положение в условиях ломки привычных устоев. Но делать это уже поздно. Клубные хозяйства держатся сегодня на плаву с опасным креном. Как вновь поставить их на ровный киль? Точных, выверенных рецептов не вижу. Но с учетом того, что на сегодня ни в одном клубе не созданы условия для участия самих яхтсменов в управлении начинать следует с выработки типового положения или типового устава, который регламентировал бы жизнь таких специфических объединений, как яхт-клубы, в современных условиях. При работе над этим документом следует опираться на уставы клубов дореволюционного периода, на отдельные разделы ныне действующих документов. Между прочим, при всем различии уставы старого и нового времени составлялись с учетом ряда сходных деталей. Сегодня клубы не платят за землю, за акватории, закрепленные за ними. И до 1917 года не все клубы и не всегда арендовали участки за обременительную плату. Так князь Белосельский-Белозерский, владевший Крестовским островом, предоставлял береговые участки минимум двум клубам на правах бесплатной аренды. За это он удостаивался чести открывать списки Почетных членов яхт-клубов. Почетными членами являлись также меценаты. жаловавшие немалые денежные суммы, преподносившие клубам материальные ценности в виде судов, библиотек, прочего имущества. И органы государственного управления, министерства шли навстречу общественным объединениям любителей морского спорта, вырабатывая документы, защищавшие их от обременительных пошлин и сборов. Говоря современным языком, яхт-клубы всегда жили и развивались на дотации. Ведь, если не лукавить, не ссылаться на формальную ведомственную принадлежность. придется признать, что все наши яхт-клубы в "советское время" строились на народные деньги. Только в ходе приватизации об этом напрочь забыли, что привело клубы в то плачевное состояние, в котором они пребывают сегодня.

    — Вы хотите сказать, что сняв бремя содержания зданий, можно было бы создать условия для стабилизации финансового положения, а с прочими расходами клубы справятся сами?

    — Полагаю, что да. Но, оплачивая содержание зданий, город вправе претендовать на размещение в их спортзалах и аудиториях не только детских парусных школ, но и кружков другого профиля для работы со школьниками. Разве мало у нас детей, которые проводят досуг на улице, разве мы не обязаны заботиться о подрастающем поколении? Кружки эти для неимущих родителей должны быть бесплатными. но тот, кто способен платить за занятия с детьми, должен это делать. Так, например, наш СКК организовал работу ряда платных спортивных кружков и групп. Но плата взимается дифференцированно. Многим доступны группы спортивных игр, но относительно дорого стоит посещение тренажерных залов бодибилдинга. Занятия детей спортивной гимнастикой оплачиваются родителями с учетом и их материальных возможностей, и перспективности ребят в сложном атлетическом виде спорта. При ином подходе у наших прославленных на весь мир гимнастов не будет достойной смены.

    Пусть читатели не думают, что нашему СКК легко дается самоокупаемость: ведь в сутки на его содержание уходит около 60 миллионов старых рублей! Поэтому мы используем все возможности. Например, ищем и находим желающих провести на площадях СКК выставки, смотры, демонстрации промышленных достижений. Разумеется, за деньги. Уверен, что в благоприятной налоговой политике кроется путь, по которому в яхт-клубы пойдут со своими предложениями и деньгами деловые люди. Окупаемость помещений, акваторий повысится.

    — Устав, здания, гавань, суда, яхтсмены — это неотделимо одно от другого. Если ют же клуб формируется с привлечением частных судовладельцев, способных приобрести и содержать яхту, то обязан ли город оплачивать часть предоставляемых услуг? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Не так ли? И какие опасности подстерегают клубы частного сектора?

    — Частники, конечно же. обязаны оплачивать все за собственный счет. Они должны понимать, что между яхт-клубом и мариной, то есть платной стоянкой для катеров и яхт, есть существенная разница. В марине не может быть полного самоуправления. Здесь каждый отвечает сам за себя, а в таких условиях цены определяются спросом, диктатом содержателя марины, и почвы для меценатства, спонсорства здесь быть не может, как не может этого быть на платной автостоянке. Если же клуб предоставляет площади для принадлежащих ему судов и одновременно выделяет места судам частным, временные противоречия неизбежны. Новым яхтсменам придется подтягиваться до приемлемого уровня, набираться знаний и опыта у бывалых членов клубов. Клубы как сильные общественные объединения наверняка будут отвергать шарлатанов. сколько бы ни весил их кошелек. И правильно разработанные уставы помогут все расставить на свои места. При самоуправлении, при выборности исполнителей не будет лишним возвращение к клубной табели о рангах. Прежде в яхт-клубах с заслуженным уважением относились к основателям, командорам, должностным лицам и распорядителям. Списки личного состава включали почетных, пожизненных и действительных членов, а также членов-сотрудников. Все они по мере сил и способностей участвовали в управлении клубным хозяйством, обустраивали общественную жизнь. В нынешний переходный период, когда многое смешалось и еще, что называется, не устоялось, я, не теряя времени, позаботился бы о предоставлении простейших привилегий ветеранам паруса, носителям ценнейших традиций яхтинга. Их важно не отвергать. Тем более, что ветераны способны бескорыстно передавать молодежи, да и новым взрослым яхтсменам богатый опыт. В том числе и в парусных школах.


    Если не появится источников для обновления стареющего клубного флота, количество частных судов в процентном отношении постепенно возрастет. По всей видимости, число относительно небольших судов всегда будет превышать число средних и крупных. Стимулом для численного роста малого флота будет не только большая доступность мини-яхт по ценам, но и желание чаще участвовать в увлекательных гонках выходного дня, на старты которых обычно выходят десятки экипажей.

    Нельзя забывать и об олимпийском резерве. На базе яхт-клубов сегодня трудно растить смену олимпийским мастерам, и город утрачивает позиции в этой сфере. Санкт-Петербург заметно проигрывает по числу направляемых на всероссийские детские регаты не только Москве, но и малым губернским городам на скромных водоемах. Причина та же — нет денег на детский спорт. Мы теряем квалифицированных тренеров, которые вынуждены искать средства для существования вне паруса. Понуждать частников обязательно включать в экипажи собственных яхт подростков сегодня можно лишь на определенных финансовых условиях, то есть судовладельцам придется предоставлять какие-то льготы, что приведет к уменьшению денежных поступлений в кассы и без того бедствующих яхт-клубов. Круг замкнется, и дети останутся без перспективы приобщиться к спорту. Так что и школам при клубах не выжить без централизованных дотаций. Следовательно, такие дотации надлежит узаконить. сделать обязательной практикой.


    — Если на конец 1997 года такие яхт-клубы, как Санкт-Петербургский речной (одно время называвшийся Центральным) и "Кировец" сохранили прежних владельцев, то бывший клуб Балтийского пароходства отныне принадлежит частной структуре. Теперь его назвали Санкт-Петербургским морским яхт-клубом. Фактически же, с переходом к новому владельцу и сменой названия клуб начал превращаться в дорогую марину. В его гавани появилось много катеров, яхтсмены лишились главного здания, его заняли"новоселы". Поговаривают, что со временем клуб перейдет в разряд элитарного. Как относиться к такой трансформации?

    — Всевозможно. Вот только с термином "элитарный" я бы обращался осторожнее. Никто не знает, что это такое. В России предпринимались попытки создавать такие клубы, прежде всего дворянские. Век их оказался крайне коротким, поскольку спорт членов такого клуба интересовал меньше всего, а вот "поплавать" у камина — за бокалом отличного вина, да еще в окружении дам, там считалось делом увлекательным. Но... Пока же, по общему мнению, бывший клуб БМП, в силу обстоятельств на самом деле постепенно превращается в марину. Жизнь здесь теплится за счет экипажей, выкупивших клубные яхты. Но коль скоро в последнее время яхтсмены стали переводить свои суда на более дешевые стоянки, заметнее проявилась тенденция превращения клуба именно в марину. А марины — скучнейшие места на побережье. Обилием голых неподвижных мачт они напоминают кладбища, перенасыщенные могильными крестами. В Западной Европе, США марин великое множество. "Чемпионами" в них считаются судовладельцы, совершившие около десятка коротких выходов в год. Так и "соревнуются- для престижа на престижных яхтах, сражая друг друга наповал самыми дорогими, самыми модными штормовками, фуражками с эмблемами и прочими аксессуарами показного яхтинга. Настоящие яхтенные капитаны приходят в марины наниматься на работу к состоятельным судовладельцам. Без них последние вовсе никогда не отдавали бы концы.

    — За границей без наемных профессионалов многие яхты или катера не выходят вовсе или крайне редко покидают гавань. У нас же все наоборот. Купил человек судно, оплатил стоянку, и он уже сам себе капитан, готовый и впредь за все платить: за снятие с мели, поломку мачты, заделку пробоины, исправление погнутого на банке винта и даже за музыку на собственных похоронах.

    — С музыкой или без оной хоронят обнаруженных утопленников. Море же далеко не всегда отдает тела, о чем следовало бы помнить скороспелым яхтсменам и катерникам. Минувшей осенью, например, из шести человек, утонувших вместе с крохотной яхтой в Невской губе, хоронили лишь одного. Трупы остальных пяти спасателям обнаружить не удалось, хотя поиск велся с привлечением вертолета и водолазов. Причиной трагедии стал выход на нигде не зарегистрированном перегруженном судне с неопытным рулевым.

    — Справедливости ради стоит сказать. что марин, где каждый сам себе капитан, у нас пока единицы, а число "топляков" в Финском заливе, на Ладоге и на Неве за последнее время прибавилось. Погибали и яхты, и катера. Зафиксировано несколько серьезных аварий, столкновений. Факты эти настораживают.

    — О катерниках, об их главном инспектирующем органе ГИМС мне говорить едва ли следует, здесь — я не специалист. Ну а то, что касается яхтсменов, воспитанных и дипломированных в городских яхт-клубах, то с полной ответственностью заявляю, что их уровень навигационного мастерства довольно высок. Наши капитаны это доказали на тех же многомильных и многодневных "Кубках Балтики", которые я имел честь судить. Мы не потеряли ни одного человека, ни одного судна, хотя условия соревнований часто были весьма и весьма сложными. И в океанских гонках недавних лет капитаны нашей школы не ударили в грязь лицом. Да, в последнее время аварийность, к сожалению, возросла. Произошло это по причине ослабления работы квалификационных и крейсерско-гоночных комиссий. Положение легко исправить, если удастся главное — если мы сможем сохранить яхт-клубы, которые, к счастью, еще не растеряли своих лучших членов, настоящих мастеров морского яхтинга. Кстати, сохранив клубы, создав для яхтсменов приемлемые условия для занятия спортом, город сделает себе лучший подарок к 300-летию. Санкт-Петербургу, именующему себя морской столицей России, не пристало отворачиваться от морского спорта, основы которого именно в нашем городе закладывал Петр Великий

    Вел беседу В. Гусев

    На сегодня очень важно привлечь к обсуждению сложившегося тревожного положения весь актив — всех читателей "КиЯ".


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Яхта автомат из будущего «Андромеда ла деа»
    Семейный крейсер-швертбот «Арсенал»
    Первая навигация яхты «Анастасия»
    Четырехлетний эксперимент с радиосвязью на Онежской регате
    Яхтенная одежда компании «Pro Rainer»
    Гвоздев Евгений Александрович — известный в России яхтсмен
    Окунь-большеротик и будущее малого флота
    Спортивный парусный флот в Саратове
    Новые катера Костромского завода
    Репортаж о малом судостроении в Норвегии
    Океанская педальная лодка «Мермейд» Кеничи Хори
    Система стабилизации «Сэйлмэтик» — наклоняющаяся мачта
    Крупнейший современный в мире парусник «Клаб Мед-2»
    Корабль-невидимка — корвет «Sea Wraith»
    Двенадцать вопросов изготовителям моторов «Нептун»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Петр Тимофеевич Толстихин — почетный мастер спорта

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Ушел из жизни человек, оказавший немалое влияние на журнал «Катера и яхты»
    Ершов Борис Николаевич — руководитель кооператива «Курс»
    Амфибийный катер-аэросани «И-1»
    Линейка катеров завода «Амур»
    Достижения Соломбальской судоверфи
    Вторая Международная выставка «Week end 98» в Ростове-на-Дону
    Лодочные прицепы-трейлеры МЗСА
    Международное бот-шоу «Вене 98» в Хельсинки
    Обзор продукции американской катеростроительной фирмы «Байляйнер»
    Высокоскоростное прогулочное судно «Тигр»
    Гидроцикл — друг или враг?
    Рекорды скорости и дальности под мотором
    Новый кругосветный рекорд на катере-тримаране «Cable and Wireless»
    Необычный швертбот новой концепции «Go5»
    Стеклопластиковая яхта «Манта-Клиппер 34» с А-образной мачтой


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 12 + 20 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории