На штурм 50-узлового барьера
Два английских моряка — Саймон Седерсон и Том Мэрриот — планируют побить абсолютный рекорд скорости для парусных судов, воплотив революционный проект яхты-катамарана, который впервые преодолеет барьер скорости в 50 узлов.
Поскольку именно виндсерферы в течение многих лет показывали наилучшие ходовые качества под парусом, их идея и основана на использовании двух длинных и подобных по обводам виндсерферу корпусов, соединенных в катамаран. За счет применения легких композитных материалов вес будет сведен к минимуму. Катамаран будет нести две мачты симметрично — по одной на каждый корпус. Для управления и предотвращения дрейфа предусмотрены плавники и "глубокие" рули. Эти элементы составляют главную проблему из-за опасности кавитации. Катамаран строится компанией Lotus Engineering. Ходовые испытания были намечены на весну 1998 г. — сезон постоянных сильных ветров.
Лавры рекордсмена
Похоже, сэр Робин Нокс-Джонстон тоже решил включиться в борьбу за "самый-самый" из парусных рекордов — за Кубок Жюля Верна. Он считает, что сегодняшнее достижение 71 день 14 часов может быть улучшено на 6-7 суток. Для этого необходимо судно — разумеется многокорпусное. способное устойчиво "печатать" в среднем 17 узлов! Катамаран строится концерном "British Aerospace" по проекту Найджела Айренса. Любопытно, что длина корпусов — 35 м — была продиктована рабочим размером имеющегося в распоряжении строителей автоклава для горячей полимеризации связующего при запрессовке формуемых конструкций. Высота поворотной мачты — 55 м. Некоторое представление об особенностях вооружения катамарана дает схема, заимствованная из журн. "Segling".
Новый рекорд на старом катамаране
Этот рекордный катамаран на подводных крыльях "Техник Авансе" был спроектирован французскими яхтсменами-студентами, построен с широким применением углеволокна (сэндвич карбон-номекс) и впервые вышел на воду еще в 1989 г. Недавно он снова был существенно модернизирован студентами ENSTA — инженерного колледжа в Париже. В первую очередь переработана крыльевая система, что позволило устранить кавитацию на высоких скоростях. На наветренном корпусе, где находятся яхтсмены, установлено наклонное крыло, работающее на режиме разгона. На подветренном — работают Т-образное основное крыло (показано на верхнем фото отдельно) и руль. Паруса-крылья симметричны.
Как сообщалось в сентябрьском номере журнала "Seahorse International Sailing" за 1997 г., уже удалось установить рекорд скорости для класса D ISAF, развив 42.12 узла при ветре около 26 узлов. Планировалось в конце осени сделать попытку превзойти мировой рекорд, установленный австралийцами (46.52 узла).
Гигант для Пита Госса
Нигель Мусто — ведущий производитель яхтенной одежды выступил в роли спонсора, выделившего 500 тыс. фунтов на постройку гоночного катамарана для Пита Госса. Напомним, что этот английский яхтсмен, участвуя в "Венди Глоб 96-97", заслужил мировую известность спасением Рафаэля Динелли, вынужденного дать сигнал бедствия во время жесточайшего декабрьского шторма в 1200 милях от берегов Австралии (см. "КиЯ" "161). Для участия в кругосветной гонке 2001-го года будет построен гигантский катамаран длиной 35 и шириной 18.3 м. Обтекаемый короткий "жилой" корпус будет расположен в ДП (над водой). Две 49-метровые мачты с вооружением "аэро-риг" (см. "КиЯ" №162) расположены симметрично на корпусах.
«Эксплорер» ставит рекорды
Пока новый "Эксплорер" француза Вруна Пейрона не обкатан и не введен в строй, его имя носит знаменитый катамаран постройки 1987 г., ранее носивший названия "Джет Сервис V" и "Коммодор Эксплорер". Напомним, на нем были установлены: в 1990 г. — рекорд трансатлантического перехода (запад — восток), в 1993 г. — рекорд кругосветного перехода (первый обладатель Трофея Жюля Верна) и рекорд суточного перехода под парусом (524 мили).
В 1997 г. Кэн Льюйс и Скип Новак поставили на нем и новый рекорд транстихоокеанского перехода: 5 дней 9 часов 18 минут, улучшив предыдущее достижение (1995 г., 60-футовый тримаран "Lakjta") на 30 часов. Таким образом, "Эксплорер" — обладатель рекордов пересечения обоих "главных" океанов.
На борту того же катамарана старший из братьев Пейронов — Луйк недавно установил еще один рекорд: пересек Ла-Манш между Каусом и Сен-Мало за 12 часов 1 мин. 24 сек. И это несмотря и слабый ветер и вынужденную лавировку. Предыдущий рекорд однокорпусной "макси" "Лонгобарда" перекрыт на 4 часа и 14 мин.
Вторая молодость рекордсмена
Технический прогресс не стоит на место — на воду спускаются все новые и новые экстремальные парусные суда оригинальных конструкций, однако и лидеры прошлых лет не сдают позиций.
Вот, например, широко известный катамаран-рекордсмен "ЭНЦА Нью-Зиланд" — завоевавший кубок Жюль Верна в 1994 г.
Можно напомнить, что к тому времени он плавал уже... 10 лет (построен в Монреале как "Формул Тэг") и неоднократно совершенствовался и "переделывался".
В апреле 1996 г. владелец катамарана — новозеландская фирма ЭНЦА (новозеландские яблоки) — продала знаменитый парусник. Теперь его шкипером будет провозглашенная "яхтсменом 1989 года" англичанка Трейси Эдвардс — первая женщина, которая, командуя женским экипажем яхты "Мэйден", участвовала в Уитбред 89-90. 33-летняя женщина, которая в детстве мечтала стать звездой балета, подписала контракт со спонсором — калифорнийским информационным обществом "Информикс", обязавшись снова возглавить женский экипаж и штурмовать на обновленном катамаране, переименованном в "Леди Эндевур", а затем еще раз в "Ройял Сан Альянс", мировые рекорды скорости. Модернизацию проводила фирма "Карбоспарс" под руководством и по проекту Найджела Айронса. Конструктор считает, что скоростные возможности вооруженного тендером с первоначальной парусностью 306 м2 катамарана еще не исчерпаны, он рассчитан на скорости вплоть до 22.5 узлов, а во время рекордного рейса 1994 г. средняя скорость составила 14.68 узла.
В экипаже семь женщин, в их числе — Мишель Парэ (из экипажа "Мэйден") и Кати Петтибоун (из женского экипажа "Сан Диего"), Питер Блейк и Флоранс Арто всю зиму тренировали яхтсменок до их выхода из Уессана.
Стартовав из Нью-Йорка 22 июня 1997 г., катамаран пересек Атлантический океан и финишировал у м. Лизард с неплохим временем — 9 суток 11 часов 22 мин, однако побить рекорд не удалось (не дотянули три дня). Это на сегодня лишь лучшее достижение для женских экипажей. Следующим этапом для "Ройял Сан Альянс" стали гонки вокруг Британии и Ирландии.
А осенью экипаж стартовал из порта Хэмбл следом за флотом яхт — участниц гонки Уитбред 97/98.
В начале 1998 г. Трейси предприняла попытку улучшить 71-дневный рекорд Оливье де Керсосона и завоевать Трофей Жюль Верна. В качестве навигатора шла Адриемм Калахен. Первые 15200 миль "Ройял Сан Альянс" шел с обнадеживающей скоростью, преодолевая по 435 миль за сутки. Но на 43-й день плавания при ветре, на порывах достигавшим 50 узловой скорости, и на 12-метровых волнах катамаран вонзился носом в волну и потерял мачту. Экипаж (не будем забывать — женский) сумел поставить временную мачту и благополучно добраться до берегов Чили.
Как устроен «Примагаз»
Воспроизводим рисунок Никола Хилле и краткие пояснения из французского журнала "Бато".
Тримаран построен по проекту Марка Ван Петедхем-Винсента Лаури-Прево на верфи "Band В". Спущен на воду в июле 1990 г. и неоднократно (по крайней мере, четыре раза) перестраивался и усовершенствовался.
Считается, что при умеренном ветре силой 4 балла (11-16 узлов, 5.5-7.9 м/с) "Примагаз" развивает скорость 15-16 узлов при курсе 45° к ветру, 28 узлов в галфвинд (90°) и 22 узла в бакштаг (140°). Однажды управляемый в одиночку тримаран за 3 часа прошел 90 миль. Под одним стакселем он дважды показывал 30 узлов при ходе в бакштаг (120°). При порывах на лаге зарегистрирована максимальная скорость до 42 узлов.
Максимальная расчетная скорость — где-то на уровне 35 узлов.
Ежегодные ассигнования на модернизацию катамарана и подготовку к выходу в море составляют около 5.5 млн. франков.
Напоминаем, что "Примагазу" принадлежит абсолютный мировой рекорд суточного перехода под парусами — 539.7 мили, т. е. его средняя скорость за эти сутки составила 22.48 узла.
В погоне за Трофеем Жюля Верна
Еще в "КиЯ" №158 упоминалось, что Бруно Пейрон создал компанию "Base Speed ТМ" для постройки рекордного катамарана — шхуны с парусностью свыше 775 м2 на двух 35-метровых мачтах. Катамаран "Эксплорер" длиной 37.2 м и шириной 16.3 м построен и проходит испытания с различными вариантами вооружения. Расчетная скорость — 29.3 узла, т.е. возможны суточные переходы свыше 700 миль. Стоимость проекта превысила 24 млн. DM
Бруно Пейрон объявил, что 31 декабря 1999 года выйдет в море, чтобы встретить 2000-й год в безостановочном плавании вокруг света.