С 28 по 31 августа 1998 года в английском городе Портсмуте проходил грандиозный морской праздник "International Festival of the Sea" ("Международный Фестиваль Моря"). В результате совместных усилий британских организаторов фестиваля и энтузиастов морского дела из России наша страна получила возможность стать полноправным участником праздничной программы. Сразу после фестиваля мы повстречались с побывавшими в Портсмуте специалистами, которые поделились с нами наиболее интересными впечатлениями
Владимир МАРТУСЬ, руководитель строительства парусника — копии фрегата "Штандарт":
— Международный Фестиваль Моря "International Festival of the Sea" проводится не впервые. Так масштабно, как это было в 1998 году, он проходил уже во второй раз, первый же состоялся в 1996 году в Бристоле. Организует эти фестивали одна и та же команда менеджеров. В 1998 г. фестиваль в Портсмуте посетили около 1000 различных парусных судов. Известных больших парусников среди них было не слишком много: пришли наши "Мир", "Крузенштерн" и "Седов", болгарская "Калиакра", аргентинский "Либертад", "Погория" из Польши, английские "Роялист" да "Сэр Уинстон Черчилль". "Седов", кстати, был избран флагманским судном фестиваля. Впервые широкая публика увидела трехмачтовый корабль из Турции "Гран Тюрк" — копию парусника 18 века, созданную специально для проведения киносъемок. Этот "плавучий кинопавильон" произвел очень сильное впечатление, хотя, если честно, было видно, что качество изготовления, как говорится, турецкое.
Впервые за много-много лет проведения международных морских парусных фестивалей в Европе Петербург был представлен не только своими парусниками, но и отдельным стендом в павильоне. И это не случайно, ведь в 1998 году отмечалось трехсотлетие Великого Посольства Петра I в Англию. В фестивальные дни в Портсмуте состоялось открытие мемориальной доски в память о пребывании в Англии русского императора. На торжественном мероприятии присутствовал принц Майкл герцог Кентский (он, кстати, неплохо говорит по-русски).
Наш павильон получился небольшим, но при этом довольно интеллигентным. На стендах, посвященных Петербургу, были представлены различные направления морской культуры — искусство (морские гравюры из музея истории города), современное историческое кораблестроение (проект "Штандарт" и ботик Петра I) и образование (экспозиция Морской академии имени адмирала Макарова и "школа под парусами" — парусник "Мир").
Кстати, на фестивале имелась отличная возможность для турфирм пригласить англичан в Россию: интерес к нашей стране велик, но многие из тех, с кем удалось поговорить, опасались приезжать "дикарями". Как раз здесь бы и следовало предложить им организованные услуги, но ни одной туристической компании на стенде представлено не было.
— Что можно сказать о публике, об интересе к фестивалю?
— Интерес, без преувеличения, огромный. Посетителей было очень много. По оценкам организаторов, во время фестиваля военно-морскую гавань в Портсмуте посетили около 600 тысяч (!) человек. Это при том, что цена за входной билет доходила до 16 фунтов, т.е. составляла немалую сумму даже по английским меркам (для примера, в докризисные времена, когда 1 доллар стоил 6 руб., 16 фунтов составляли около 160 руб.; на эти деньги в Англии можно съесть обед из трех блюд или купить билет на паром Саутгемптон — Каус и обратно. — Прим. ред.). Отдав такие деньги, посетители, конечно, стремились посмотреть как можно больше "живых" экспонатов, т.е. сходить на парусники, поучаствовать в уличных представлениях. До павильонов доходили далеко не все, поэтому стендами интересовались люди, как правило, сознательно выбравшие для себя такой маршрут. К нам подходили специалисты, заинтересованные посетители, которые проявили себя как очень информированные люди. Контакты с ними были полезны для нас. Это и любители морского дела, и яхтсмены, и специалисты по историческому судостроению — как раз с ними нам и хотелось поговорить. Исходя из названных общих оценок могу предположить, что через павильон, где был расположен наш стенд, за время фестиваля прошло 100-150 тысяч человек.
— Опыт проведения подобных мероприятий есть уже и в России, вспомните хотя бы "Катти Сарк-96" в Петербурге. И все же, какой урок организации морских фестивалей можно было получить в Портсмуте?
— О, здесь было много поучительного. Англичане отдали под фестиваль территорию действующей военно-морской базы Портсмута, и это наложило на праздник специфический отпечаток. Какой-то свой микроклимат присутствовал здесь, все немного напоминало наш Кронштадт с его уютными скверами, вычищенными набережными и причалами, немного казарменной эстетикой. И здесь общую мирную панораму разбивали военные ангары, склады и прочие атрибуты военной жизни. В некоторых случаях это даже помогало зрелищу. Так, например, три огромных портальных крана, стоящих по периметру главного бассейна базы, где размещался весь парусный флот, были задействованы "по полной программе". Казалось, краны могут лишь испортить пейзаж, однако по ночам они были подсвечены софитами, и прямо на них проходили выступления акробатов. Все это сопровождалось лазерной иллюминацией и живой музыкой. Барабанщики выбивали дробь, стоя в люльках, подвешенных к грузовым стрелам кранов. Все это производило очень сильное впечатление.
Большое внимание здесь было уделено военным кораблям. Все они стали настоящими участниками фестиваля: на авианосцы и другие корабли выстраивались длиннющие очереди посетителей.
Из недостатков отмечу излишнюю, на мой взгляд, растянутость фестивального пространства по всей длине военно-морской базы, а это, по моим оценкам, не менее двух километров. Чтобы пройти из одного конца в другой, да еще при этом заходить в павильоны, кафе, на различные музыкальные площадки, одного дня не хватало.
— Были какие-то специальные представления, особые, запоминающиеся шоу?
— Были конечно. Например, очень запомнился один павильон, посвященный судомоделизму — огромный ангар, все пространство которого было отдано различного рода моделям парусников и яхт: стендовым, радиоуправляемым, натурным... Еще одно очень занятное развлечение — водолазный бассейн, где показывали в работе разнообразную водолазную технику. Здесь был установлен большой аквариум — стеклянный куб, заполненный водой, куда мог погрузиться любой желающий, предварительно, конечно, облачившись в специальное снаряжение — что-то напоминающее нашу "трехболтовку".
В другом бассейне проводили соревнования радиоуправляемых моделей. Стоит упомянуть, что отдельное место (целый водоем) было выделено под старинные рыбацкие лодки и все, что связано с этой частью морской культуры. Вдоль набережной стояли лоцманские суда и шлюпки береговых спасательных станций, не современные катера, а те старинные быстроходные парусники, которые в свое время олицетворяли собой надежность и высочайшую мореходность. Вообще на фестивале вниманием не обошли, пожалуй, ни одну из сторон отношений людей с морем.
Программа фестиваля включала в себя и различные представления на профессиональную морскую тематику, в том числе — демонстрацию старинных ремесел моряков: такелажное дело, работа парусных мастерских, плетение канатов (с момента, когда обработчики чешут лен), резьба по дереву и ваяние носовых фигур.
Отдельного слова заслуживает реконструкция торговой улицы 18 века, созданная прямо в гавани. Все участники этого "перфоманса"— в традиционных старинных костюмах — разыгрывают разнообразные характерные сценки из той далекой жизни. Здесь можно было увидеть свинью, целиком зажаренную на вертеле, послушать «перебранку» торговцев рыбой или поучиться мастерству изготовления рыболовных крючков у кузнеца.
В Портсмуте широкая публика могла осмотреть бережно сохраняемые боевые корабли прошлого, например — недавно поднятые со дна останки одного из сильнейших кораблей XVI века — четырехмачтовый каракки "Мэри Роуз". Как обычно, много было желающих посетить флагманский корабль знаменитого Нельсона — "Виктори". В одном из ангаров на сетке закрепили и вывесили на всеобщее обозрение один из парусов этого корабля, сохранившийся после Трафальгарского сражения. Отреставрированный ровно настолько, чтобы не рассыпаться на куски, этот пробитый ядрами и прогоревший огромный парус, "распятый" на сетке, производил сильное впечатление. Можно было живо представить масштабы парусника и размах битвы.
Вечерами в дни открытия и закрытия фестиваля организаторы устраивали грандиозные фейерверки, удивительные по своей красоте и постановке.
— Мы знаем, что в Портсмут своим ходом пришла из Питера построенная при участии энтузиастов клуба «Штандарт» по старинным чертежам сойма «Святой Арсентий» (см. «КиЯ» №163). Она пользовалась успехом?
— Да, и немалым. Организаторы фестиваля в интервью телерадиокомпании "Би-Би-Си" на вопрос об "изюминках" проходившего в Портсмуте праздника выделили русскую лодку, которая прошла из Петербурга до Англии без мотора, на одних веслах и парусах. "Святой Арсентий" был поднят из воды и стоял на берегу, вокруг него всегда толпился народ. Люди подходили, спрашивали, откуда мы. Узнав, что из России, изумленно разводили руками. Флаг-то наш мало кто знает — он и на голландский, и даже на французский похож. Многие, еще издалека увидев сойму, восклицали: "О, смотрите на каком "баркасе" французы пришли!". Действительно, англичанам трудно было поверить в то, что на открытой лодке можно проделать путь из России в Англию. Мы затратили на переход 38 дней.
— И какие же испытания выпали на долю команды в этом переходе?
— Добрались хорошо, практически без проблем. Поначалу, правда, погода мучила, дул сильный встречный ветер. Мы и отстаивались в укромных местах, пережидая непогоду, и лавировать пробовали. Лишь когда оставили за кормой датский остров Борнхольм, задули попутные ветра. Прошли Кильский канал, а Северное море проскочили за одни сутки. Голландию тоже пошли каналами — удивительные, очень интересные места. Сходили в Амстердам.
Добавлю, что первое время мы шли в сопровождении очень известной английской яхты "Питер Дак". Яхта и ее имя весьма популярны среди английской детворы благодаря замечательным детским рассказам писателя Артура Рансома, который был долгое время владельцем яхты и в своих повествованиях часто использовал ее образ. Наверное, Ран-сен так же популярен у себя на родине, как в нашей стране Маршак.
— Приобретенный на фестивале опыт может пригодиться в России?
— Да, конечно. Лично я, в первую очередь, рассматривал фестиваль в Портсмуте как образец, удачный прототип того, что может быть проведено в Петербурге в 2003 году, в год празднования 300-летия города. Здесь может получиться прекрасный праздник, ведь все идет к тому, что в юбилейный год в город на Неве снова заглянет регата "Катти Сарк". Кроме того, мне показалась чрезвычайно интересной работа, которую проделали организаторы, чтобы придать историческим архитектурным объектам, связанным с морской культурой, новое звучание. На мой взгляд, в Петербурге есть богатейшая почва для подобной работы, здесь можно было бы "оживить", заставить-по-новому раскрыться многим архитектурным ансамблям и забытым территориям.
На вопросы редакции ответил и Сергей Алфеевич НЕУСТУПОВ, мастер-корабел, строитель парусника "Штандарт".
— Выло ли что-нибудь полезное для вас как профессионала-корабела на фестивале в Портсмуте?
— Впервые удалось посмотреть одновременно столько кораблей. Мы существенно расширили свой кругозор и удовлетворили любопытство корабелов. Осматривая старые деревянные парусные суда, обнаружили несколько интересных решений внутренней планировки помещений и, в частности, оборудования камбуза, размещения кают экипажа и гостевых салонов. Что же касается праздника в целом, следовало бы отметить очень высокий уровень организации и порядка.
—А непосредственно для строительства "Штандарта" удалось ли подсмотреть какую-нибудь хитрость, может быть чисто технический прием?
— Ничего такого, что можно было бы перенести на строительство нашего парусника, я не увидел. Дело в том, что мы строим "Штандарт", если так можно выразиться, исторически правильно. Мы не просто воссоздаем точный облик, мы по-возможности, используем технологии, приемы и материалы, какими пользовались наши предки при строительстве оригинала в 1703 году. А в Портсмуте нам попадались корабли, яхты, претендующие на то, чтобы называться историческими копиями, и при этом оснащенные современным палубным оборудованием, которое никак не спрятано, не убрано под верхнюю палубу, не замаскировано. Подобные вещи очень сильно портят общее впечатление.
Андрей Алексеевич БЕРЕЗКИН, член президиума Петербургского парусного Союза, председатель комитета "Паруса Петербурга-2003":
— В дополнение к очень подробному рассказу Володи Мартуся добавлю пару интересных, на мой взгляд, наблюдений.
Успешное проведение такого масштабного фестиваля стало возможно во многом благодаря реальному партнерству Военно-морских сил Британии и организаторов праздника. И эта связка в итоге оказалась полезной обеим сторонам. Фестиваль получил прекрасную площадку для проведения, а Военно-морской флот — отличную возможность показать себя широкой публике во всей красе. В дни фестиваля в доках проходили очень интересные представления, организованные военными моряками. Однажды они на виду у тысяч зрителей разыграли целый спектакль на тему «захват контрабандистов», в котором были задействованы катера, вертолеты, боевые пловцы и десантники, а трибуны для VIP были смонтированы на палубе стоящего у стенки авианосца.
Запомнилась и церемония открытия памятника, посвященного 300-летию визита Петра I в Портсмут (русский император наблюдал тогда военно-морские маневры английского флота в проливе Солент). Каменная плита для памятника была доставлена из России, а вот в качестве фундамента для ее установки была использована каменная глыба — сохранившийся до наших дней фрагмент одного из доков, которые Петр посетил 300 лет назад. На торжественной церемонии присутствовали принц Майкл герцог Кентский, посол России в Англии Юрий Фокин, Президент Петербургского парусного Союза Владимир Гришанов. Все было очень красиво: курсанты ошвартованного рядом «Мира» выстроились на реях, курсанты «Крузенштерна» стояли в торжественном параде на площадке у памятника, выступал мэр Портсмута, оркестр Британских ВМС играл торжественные марши — выдержаны классические английские традиции.