С целью повышения безопасности на воде правительство Великобритании намеревается в самое ближайшее время ввести контроль за содержанием алкоголя для судоводителей — как любителей, так и профессионалов. Теперь им придется "дышать в трубочку" наравне с автомобилистами.
Разрешенная норма содержания алкоголя в крови для водителей всех видов гражданского водного транспорта будет той же, что и у автомобилистов — 0.8 миллиграммов алкоголя на 100 миллилитров крови. В случае превышения указанной нормы судоводитель будет считаться нетрезвым со всеми вытекающими последствиями. Новый законопроект предоставляет полиции право по своему собственному почину подвергнуть выборочной проверке любого судоводителя. Отказ от прохождения теста без уважительной причины будет также рассматриваться как нарушение. Для проверки может быть остановлено любое судно, находящееся в британских водах, в том числе и внутренних (на реках, озерах и каналах).
Указанное ограничение, однако, не будет распространяться на тех членов экипажа, которые на момент проверки не несут вахту (если только возложенные на них функции не связаны напрямую с безопасностью плавания — в частности. при возникновении экстренной ситуации). Пассажирам также беспокоиться не о чем.
Министр водного транспорта Великобритании Кейт Хилл пояснил, что в основу законопроекта легли рекомендации, которые содержались в опубликованном в декабре 1999 г. отчете Палаты лордов, освещающем вопросы безопасности движения на Темзе.
— Законопроект выражает наше твердое стремление ввести строгие и однозначные меры в той области, где неприемлемы полумеры и недосказанность. Безопасность — превыше всего, — подчеркнул министр. — Правительство рукоплещет тому факту, что многие добропорядочные судовладельцы, не дожидаясь вступления новых норм в силу, давно уже осуществляют строгую политику в отношении алкоголя, своей властью устанавливая "сухой закон" на борту. Предложенный законопроект ни в коей мере не затронет их интересы.
Помощь полиции будут оказывать представители различных водных служб, которым дается право задерживать суда до прибытия полиции и в случае необходимости брать управление на себя.
Несмотря на столь очевидно благие цели, преследуемые законопроектом, и законопослушный характер англичан, нововведение встретило немало протестов. причем не только среди частных лиц — возмутились и весьма серьезные и влиятельные организации.
Британская федерация морской индустрии (BMIF) считает, что закон будет трудно претворить в жизнь, а Королевская яхтенная ассоциация (RYA) вообще ставит под сомнение эффективность нового закона в деле повышения безопасности на воде.
Ховард Приддинг, исполнительный директор BMIF, заявил: "Я был потрясен, когда узнал, что правительство решило предпринять подобный шаг без консультаций с представителями индустрии и самими судоводителям. Дискуссии на эту тему между правительством и производителями малых судов проводились уже неоднократно. И всякий раз мы указывали на огромные трудности, связанные в применении подобных ограничений в сфере прогулочного ботинга".
Представитель RYA Эдмунд Велан был даже более категоричен: "Нет никакой уверенности в том. что предлагаемый законопроект окажет какое-либо заметное воздействие на безопасность. Что же касается воздействия на самих судоводителей. то его предсказать нетрудно — если, конечно, проект приобретет силу закона и правительство всерьез намерится претворить его в жизнь".
Правда, Велан уточнил, что RYA не возражает против проверки судоводителей на трезвость в случае аварии, превышения скорости или опасного управления на некоторых озерах и в прибрежных зонах.