За последние годы хотя и медленно, но все же происходит восстановление и расширение производства отечественных ПМ. Правда, объемы выпуска тех же "Салютов" и "Ветерков" намного ниже, чем десять лет назад, но первые шаги этими двумя — московским и ульяновским — предприятиями сделаны. Будет ли этот почин поддержан другими изготовителями лодочных моторов? Наверное, такой вопрос моторостроителям решать надо сообща, и немалая роль в этом может принадлежать журналу "Катера и яхты".
Дело в том, что практически все отечественные изготовители ПМ не начинают осваивать новые модели, а с трудом восстанавливают прежнее производство. К сожалению, эта продукция на сегодня уже выглядит довольно устаревшей, а небольшая серийность и новые необученные рабочие кадры не способствуют стабилизации высокого качества.
Необходимость участия в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными моделями даже на внутреннем рынке делает многих руководителей предприятий нерешительными. Вероятно, свежая информация о растущих количествах продаваемых в стране моторов и лодок, как и прогноз на ближайшее будущее, помогли бы освободиться от пессимизма.
Можно пропагандировать и возможность совместного выхода на рынок. Например, "Салют" и "Волжские моторы" на взаимовыгодных договорных обязательствах приступили к созданию на базе 2-сильного мотора ряда унифицированных современных ПМ "Салют", способных удовлетворить гораздо более широкий диапазон запросов.
Предполагается на модернизированном "Салюте" получить мощность 2.2 л.с. на гребном валу; заменить золотниковое распределение смеси на клапанный впуск; перенести карбюратор вперед; улучшить параметры системы зажигания; повысить надежность мотора заменой пластмассовой крыльчатки водяного насоса на резиновую (с введением стаканчика из нержавеющей стали в корпус помпы); усовершенствовать подвеску и румпель; уменьшить вибрацию на рукоятке румпеля; заменить двухлопастной слишком "легкий" для мотора гребной винт диаметром 140 мм, который выводит мотор на высокие обороты (более 6000 об/мин), на трехлопастной диаметром 180 мм; ввести антикавитационную плиту в редуктор; значительно снизить расход топлива (350 г/л.с.ч вместо 450 г/л.с.ч); улучшить дизайн и т.п.
Опытные образцы модернизируемого мотора "Салют" с новыми узлами изготовлены на ОАО "Волжские моторы" и прошли испытания в лаборатории КБ лодочных моторов отдела главного конструктора. При разработке мероприятий по усовершенствованию "Салюта" были использованы рекомендации и предложения владельцев моторов, опубликованные в целом ряде номеров "КиЯ". Намечается также создание более мощной модели на 3.5-4 л.с. с рабочим объемом 86.5 см3.
Хотелось бы привлечь к сотрудничеству с моторостроительными заводами предприятия-изготовители комплектующих изделий (карбюраторов; систем зажигания; полимерных кожухов и бензобаков; игольчатых подшипников; поршневых колец; резинотехнических изделий; кнопок электроостанова; малогабаритных термостатов; указателей уровня бензина в бензобаке и др.).
Можно ожидать оживления и в стане изготовителей плавсредств, которые комплектуются нашими моторами. Изготовителям "Салюта" хотелось бы получить предложения по созданию новых образцов надувных лодок для катания детей в местах массового отдыха. Двухсильный моторчик объемом 50 см3 мог бы открыть путь в спорт или привлечь к технике немало ребятишек.