В №175 "КиЯ" после длительного перерыва появилась информация о лодочном моторе "Салют". Говорилось в ней и о том, что существующие трудности финансово-технического характера моторостроителям лучше преодолевать совместно. За основу подобного утверждения был взят положительный опыт сотрудничества двух крупнейших предприятий: московского завода "Салют" и ульяновского моторного.
Сейчас можем сообщить, что за прошедшее со дня публикации время разработана конструкторская документация, изготовлены детали и узлы и собраны три опытных образца новых моторных головок. В настоящее время испытатели определяют в гидрование параметры внешних скоростных характеристик, величину наработок в комплекте с разными карбюраторами, электронными частями магнето и магнитами маховиков.
В заметке авторы через журнал "КиЯ" приглашали руководителей промышленных предприятий к совместному созданию нового ПЛМ "Салют". С удовольствием можем отметить, что призыв не остался неуслышанным. В конкурентную борьбу с традиционным поставщиком магнето — "Самарским заводом полупроводниковых приборов" (дочернее унитарное предприятие ГПП "ЗиМ") — вступили специалисты из Новгорода и Новосибирска.
Наиболее последовательно инженерно-техническое сотрудничество развивается с новгородским АООТ "ОКБ-Планета" (генеральный директор А.В.Петров). Высокая квалификация специалистов и наличие хорошего оборудования позволили методично улучшать не только запуск двигателя, но и его работу на всех режимах.
Многообещающе выглядит сотрудничество с калужским ООО "Эрго" (генеральный директор В.В. Котунов). Маховики магнето, оснащенные новыми магнитами НЖБ (никель — железо — бор). В сравнительных испытаниях моторы с новой электронной частью показывают более обнадеживающие результаты, чем старые "Салюты".
А вот в деле комплектации мотора современным карбюратором -малогабаритным, непроливаемым, диафрагменного типа, со встроенным насосом и фильтром — мы пока не очень продвинулись. Большие надежды связываем с пермским машиностроительным заводом им.Ф.Э.Дзержинского. Этот завод разработал для своих малогабаритных мотопил как раз такой карбюратор и, по нашей информации, запускает его в серийное производство.
Дело в том, что одними из основных достоинств ПМ "Салют" являются его малые габариты и малый вес, поэтому в новой конструкции мы постарались избавиться от всего стального — железного. А от применяемого карбюратора во многом зависит, какими будут глушитель впуска, насос, форма бензобака и кожухов. Уверен, что с помощью журнала сможем убедить руководство завода заключить на взаимовыгодных условиях договор о поставке "Салюту" модификации карбюратора КДД, адаптированной к 2—3-сильному лодочному мотору. Учитывая, что мы собираемся выпускать унифицированный типоряд лодочных моторов до 4—4,5 л.с., партнерские взаимоотношения заводов обещают быть длительными.
К сожалению, пока мы не нашли откликов "в стане изготовителей плавсредств", которые бы возобновили разработку и наладили выпуск небольших лодочек под маломощным мотором. Может быть, целесообразно продублировать в журнале архивные материалы, чтобы пробудить азарт бывалых рыбаков и охотников у его нынешних подписчиков и любителей отдыха на воде.