Миллионный Портленд — самый большой населенный пункт штата Орегон, что расположен на Тихоокеанском побережье, в 80 милях от океана. Еще недавно, в XIX в., на близлежащих холмах проживало, как минимум, 80 000 индейцев из племени чинук (королевский лосось или чавыча, по-нашенскому).
Они славились как превосходные строители каноэ и каяков. Ну а сегодня такой мелочи на глубоководной реке Колумбии не увидишь, сюда свободно доходят даже гигантские сухогрузы, растянулись доки, причалы, гавани, разрослись сопутствующие службы стольких сортов, что только перечисление их названий займет не одну машинописную страницу. Тут же прописаны буквально сотни яхт-клубов, где о серые деревяхи ухоженных бонов устало трутся обычные "Казанки" (в американском, правда, исполнении) и суденышки классом покрупнее, что, скорее всего, не по зубищам будут и самому Борису Абрамовичу со товарищи. Кроме того, вдоль берегов Колумбии и Виламете (соединяющихся в одно русло в северо-западной части города) и многочисленных протоков между ними беспорядочно рассыпана аляпистая мозаика плавучих домишек, что порою образуют целые мини-города с обустроенными водяными улицами, платными парковками, магазинами, ресторанами, спортзалами и деловито организованным "дорожным" — водно-моторным движением. Если к этому добавить, что в штате Орегон нашли пристанище 16 катеропроизводящих заводов с мировым именем, то станет ясно, почему Портлендское бот-шоу входит в десятку самых крупных ВДНХ капстран в мире.
Мне было интересно подглядеть, какие тенденции намечаются в "прогулочно-лодочной" отрасли в бесславном для бизнеса 2002 г., ибо все ежедневные издания да и многочисленные лысые оракулы из завораживающих воображение телеящиков, неустанно вещают о наступлении в США экономической рецессии.
Вход на выставку, принадлежащую семейству Ологуинов (дородных размеров очкастый папашка Билл и четыре сыночка, как Карлсоны, в самом расцвете сил), стоит 8 долл. С ними я знаком давно. Билл позвал меня "дринкнуть" в эксклюзивный бар, куда доступ открыт лишь особо почетным гостям. Питейная точка располагалась на втором этаже, откуда свободно просматривалась жужжащая кутерьма выставки со всеразмерными лодками, яркими парусами и монстрообразными моторами, которые уместились бы разве что в кузове "БелАЗа". Сэйлз-мэны громкими голосами пытались втереть зевакам высоколиквидный наисовременнейший судовой "разврат", а ушлый клиент ставил на голову владельцев солидных фирм "умными" вопросами типа: "Чем Бомбардье отличается от Депардье..." В общем привычный, хорошо налаженный балаган.
— Знаешь, о чем я думаю, — посасывая через соломинку противный слабоалкогольный коктейль, облобызал меня философским раздумьем стареющий владелец лодочного маскарада, по-кулацки поглядывая на хаотично снующих внизу мурашей-посетителей, — каждая голова — это восемь долларов плюса к нашему семейному бюджету. А посетит выставку не один десяток тысяч страдателей до яхтенно-катерного калейдоскопа! Сказать начистоту, ни в лодках, ни в моторах я не смыслю и на завалящий цент. Но наша семья проводит несколько охотничье-рыболовных и садоводческих ярмарок, по сути — подобных этой, уже около шестидесяти лет кряду. Я знаю, как правильно организовать процесс. Процесс получения денег, естественно!
Тут Билл широко заулыбался. Было отчего: корреспондент из "КиЯ" тоже улучшил благосостояние Ологуиновской семейки на целых восемь американских целковых.
Одной из целей моего променада было ознакомление с таким типом охотничьих лодок-"засидок", как "джонботы". Охотники на водоплавающую дичь отлично знают, насколько хорошее зрение и слух у летающей гусино-утиной братии. Поэтому на перелете, в заранее известных местах, егеря оборудуют скрадки, а охотницкое племя одевается в камуфляжные причиндалы и мажет щеки ритуальной боевой раскраской индейцев сиу — без этого рыльце блестит на свету почище дембельского сапога в увольнение. Ну, а если ты впервые приехал на водоем и еще толком не знаешь, куда и что полетит? Вот для того и были придуманы лодки-скрадки — тяжеленные, но довольно устойчивые тупорылые корыта. Это сплошь темно-зеленые или камуфлированные посудины от 3.5 до 6 м, предназначенные для сохранения максимальной устойчивости охотника после нескольких выстрелов из самых непредвиденных позиций. Как правило, на них не устанавливают моторы мощнее 40 л.с. Само железо меня не впечатлило: и тяжелое, и громоздкое, и удобств минимум. Хотя на шоссе довелось однажды углядеть прямо-таки произведение художника Дмитрия Налбандяна: к обоим бортам камуфляжного "джона" был накрепко принай-тован... складной частокол из жердей, тростника и пожухлых стеблей кормовой кукурузы, который, видимо, ставится шалашиком на время охоты. Даже 35-сильный "подвесник" был искусно и стильно размалеван опять же в камуфляжные тона — ни один чирок носа не подточит. Без мотора стоят такие тазики от 1500 до 3000 баксов в зависимости от размеров и маркетинговых уловок изготовителей. А уж движки, сами знаете, на вкус и цвет... Например, 5-метровый "джонашвили" компании "Crestlainer" с 50-сильной помповой "Ямахой" прямо со стенда можно было приобрести за 9000 зеленых.
Если бы меня спросили — какой презентационный слоган можно придумать для нынешнего бот-шоу, то без промедления услышали: "Скорость, скорость и, конечно же, большая скорость!" Такого количества пластиковых "спидстеров" я до того дня не видел ни разу. Просто какое-то засилье продукции катерно-увеселительного свойства. Лишь некоторые из этих электронно-космических чудовищ все-таки имели хоть какое-то практическое назначение — например, буксировка лыжников.
В дальнейшем повествовании, по мере упоминания приглянувшихся автору моделей, вы найдете пометки об интернетовских страничках, дабы собственноручно могли поподробнее узнать о заокеанских производителях. Тем более, что многие из них в России вообще не представлены (к сожалению, на нашем внутреннем "лодочном" рынке, фактически свободном от современного отечественного катеростроения, порою конкурируют не лучшие импортные образцы, а та продукция, которая приносит продавцу на выходе наибольшую маржу).
Как любого нормального любопытствующего странника, меня первым делом привлекла огромная толпа зевак вдоль длинного черного борта какой-то непонятной сигары. Подработав немного локтями, я ткнулся носом в ... минисубмарину на 2 персоны — "Marlin S101", изначально принадлежавшую королевскому флоту Швеции. Когда-то она погружалась даже до 100 м и ходила на глубине со скоростью до 4.5 уз. Еще совсем недавно эти малютки денно и нощно караулили советские подлодки, что ошивались неподалеку от скандинавских фиордов. Ну а теперь их осталось всего две штуки, эта, причем в исправном ходовом состоянии, принадлежит местному обществу любителей морской старины.
У двух солидно смотрящихся экспозиций я попытался было поинтересоваться мнением о новинках 2002 г. и видимых опытному глазу тенденциях, но оба раза представители крупных фирм давали ответ типа известного нам по старым временам: "Советский слон самый большой и счастливый слон в мире". Можно было понять, что все современные хитромудрые новшества стоят только за спиною говорящего — не дай Бог похвалить конкурента! Дошло даже до того, что, как минимум, две фирмы — "Crestlainer" и "Gregor" — одновременно настойчиво убеждали любопытствующих, что именно они подарили миру в 1964 г. первую полностью сварную алюминиевую лодку.
О новшествах здорово высказался лишь один дружелюбный полноватый типчик (при дальнейшем знакомстве оказался обычным механиком, и ему не надо было цеплять за портмоне очередного клиента) у стенда компании "Seaswirl":
— Что новенького в лодках, спрашиваешь? Да ничего нового я не увидел. Да и в моторах — после того как Бомбардье заграбастал Эвинруда и с ним начали корешиться "сузучники", а "ямашники" стали использовать разработки "Меркурия", скоро все мы будем ходить к одному дилеру. А лучший мотор — я тебе скажу — это дизель "Volvo Penta" , для него, что один человек, что десять на борту, одна малина, прет без оглядки!
Ну насчет лодок — это он, конечно, напрасно. Взять хотя бы "Seaswirl Striper 2600 CS" с двумя 150-сильными "Эвинрудами" на транце — прекрасный катер для морских походов или трол-линговой рыбалки. Тут на длине 7.77 м разместились и ходовая рубка, и каюта на 4 человека, где эргономично вписаны туалет и умывальник. Я бы предпочел эдакую водную лошадку хотя бы потому, что на шоу она продавалась за 62 тыс. долл. (магазинная цена в районе 75 тыс.). В то время как "Sea Ray 2001-400" неприступно блестел ценником в 432 тыс. зеленых (хотя пока я часов шесть болтался по выставке, и его благополучно успели пристроить в чью-то царскую конюшню).
Знатоки со мною, конечно же, основательно поспорят по поводу правильности сравнения морского "фольксвагена" и "феррари". Но я в жизни всегда руководствовался принципом разумной достаточности, хотя к "жигулям" и "запорам" отношусь не лучше вашего.
На стендах вышеобозначенного "Sea Ray" я наконец-то уяснил, где же все-таки катера переходят в моторные яхты — в метровом понимании сути вопроса. Так вот, по их версии, до длины 11.05 м идут спортивные круизеры, до 15.6 м судовые экземпляры классифицируются как спортивные яхты, а уж более 16.31 м вальяжно располагаются "просто яхты". Но, как вы понимаете, никаких парусов и гиков тут нет, это так, простенькая современная терминология, говорящая об уровне комфорта на борту и престиже владельца. Самая большая яхта "Sea Ray" имеет длину 21.46 м и чего только на ней нет — получше министерской квартиры после евроремонта; а стоит всего-то три зарплаты зам. руководителя Газпрома. Спецы украдкой шушукались, что за последние семь лет эта фирма инвестировала в автоматизацию производства и компьютерный дизайн поболее денег, чем кто-либо в лодочной индустрии. Проверить сложно, хотя, конечно, иначе не объяснишь, что за 40 лет компания прошла путь от обычного гаража в Детройте до крупнейшего мирового производителя.
Как обронил, разговорившись, упомянутый ранее правдивый механик, "разница между хорошей лодкой и плохой, между хорошим мотором и плохим лежит не только в материалах и конструкциях, но и в знании того, как с ними надо правильно работать". А по поводу полумиллионной блестючей "сиреевской" дюймовочки, он же ехидно заметил: "Новую даже дорогую модель спихнуть легче, чем прошлогоднюю со скидкой! Еще удивительно, что эта красавица простояла нецелованной целых три дня..."
Большинство лодок продавались в кредит, например ту 62-тысячную модель, что я отмечал выше, можно было свободно приобрести в рассрочку на 15 лет (под 8.5%, выплачивая помесячно 679.62 долл.); правда, тогда окончательная сумма превращалась уже в 122 тыс., т. е. возрастала вдвое. Как усмехались провидцы из "Золотого теленка" — все современные состояния нажиты нечестным путем.
Из класса люксово-бесполезных "спидстеров", как я их втихаря уже обозвал (ведь летают богатенькие буратино со скоростями 80 миль в час), выделил бы продукцию флоридской "Monterey" и "Baja" из Огайо. И если парни с Огайщины добиваются максимальных скоростей за счет использования конструкции бальсового дерева и установки "меркруизерских" V-8-стационаров (на модели "Baja Boss 302" их даже два — бок о бок запрягают 940 лошадок), то флоридцы придумали и запатентовали особую форму у корпуса, где по днищу проходят два-три углубленных луча. Разработчики уверяют, что таким образом воздушно-водяные потоки смешиваются "по самолетному типу", что дает экономию топлива при скоростях 18-22 мили в час. Нафаршированы лодочки — по самое "не балуйся", уж если есть каюта, то обязательно будет прицеплен телевизор с плоским экраном напротив коечки из дорогих африканских кож.
Как правило, такие модели покупают солидные люди (без детей), стремящиеся побыстрее вырваться на пикничок из повседневных городских удуший. Такие владельцы практически никогда не используют лодки для дальних морских походов, держат новинку подле себя всего три-пять лет, а после приобретают нового многосильного мустанга.
На сегодня чемпионом по скоростям в данном классе является компания "Formula". На моих глазах один американский толстосум выписал чек на 123 тыс. за трехтонную (длина 8.90 м) "Formula 292 fastech". И вот приблизительно такого класса лодок семейная компания (по фамилии Паркер) с 25-летней историей участия в судостроении продает до 1000 штук в год и только в США. А всего в 2002-м модельном году "формульцы" поставят ненасытному рынку 18 модификаций морских круизеров и спортивных катеров размером от 7.92 до 13.13 м.
Конечно же, на выставке присутствовали и несерийные образцы гоночной казуистики, способные выдавить из расточенных цилиндров до 800 лошадей одновременно (форсированный "шевролетовский" движок объемом 516 куб. дюймов).
— Ну и зачем нужна такая песня? — Я с удивлением рассматривал хромирован-но-трубное чудище, грузно возвышающееся над пятиметровой лодкой, рассчитанной всего на одного наездника.
— Скорость у меня в генах, а на чем еще разбежишься до 120 миль в час. — Недоумевал смешливый бородатый капитан лет 35. — Это мое дитя, я ухаживаю за катером больше, чем за женой!
Тут он ненароком наклонился к моему уху и заговорщически шепнул:
—Теток-то пруд пруди, а эта — единственная, только за выхлопные трубы 13 тысяч отмусолил!
— Сколько же тогда потянет вся "мадам" и каков ее рацион?
—Тут, конечно да, — капитан немного замялся, но врать не стал, — на максимальной скорости палит, собака, за 8 минут 120 л отборного 95-го. В экономичном режиме, всего ничего — 300 в час. Если будешь брать, уступлю. Вижу, ты парень из нашенских, ну, — он поглядел неопределенно в потолок, затем рассек несколько раз воздух правой рукой, после еще раз оценивающе рассмотрел мою внешность и выдохнул:
— Отдам за 60, если заплатишь сегодня...
Я таинственно заулыбался, по-брежневски принялся двигать бровями и бочком-бочком двинулся прочь, но конечно же, не в банк.
Любопытно, что в США не требуется никаких удостоверений на право вождения такими игрушками, как собственно нет и ограничения скорости. Например, в штате Орегон только два года назад был принят закон, что должна иметься карточка обучения у водителей возрастом до 30 лет, и у всех прочих, если вместе следует ребенок до 12 лет. Обучение пройти невероятно просто: надо вылезти на интернет и прочитать теорию, а после, опять же на компьютере, ответить на 75 вопросов. И правильную папиру тебе пришлют через пару дней абсолютно бесплатно.
Из прогулочных (лыже-доско-баллонотаскальщиков) в приемлемой для среднего американца ценовой категории (ниже 100 тыс.) хочется выделить "Maxum", "Centurion", "Reinell", "Glastron". На последней стоит особо затормозиться, во-первых, потому, что их вариационный ряд цен укладывался в промежуток от 13 до 35 тыс., во-вторых, — девиз фирмы звучал как "лыжи и рыбалка", ну а в-третьих...
Эксперты утверждают, что Миннесотский завод этой фирмы — единственный в своем роде. Дело в том, что прародитель фирмы — компания "Genmar" — потратила много миллионов на разработку новых конструкционных материалов (их концепция называется VEC — "Виртуальные инженерные композиты"). В корпусах нет ни одного деревянного стрингера, корпус представляет собою единое монолитное целое. Ими же разработано и запатентовано суперстабильное днище (SSV — дизайнер Арт Карлсон), снизу похожее на китовое брюхо у хвостового стебля.
"Вот тебе и пирог с капустой, — я мысленно присвистнул, — а судачили, что новенького ничего на выставке нету!"
Мне всегда по душе была забота инженеров в первую очередь об удобстве. Уж тут я видел ее в чистом виде. Вызывали восторг многочисленные функциональные рундучки (можно прятать либо лыжи, либо удочки), закрывающиеся отсеки для пойманной рыбы и отдельно для хранения живца, съемные стульчики на корме и носу, столь необходимые для ловли в отвес. Перечень можно продолжать бесконечно. И уж если есть на лодке гальюн, то без мраморных оформлений и позолоченных ручек — практично и гигиенично. Двигатели на подобных катерах в основном стационарные — либо "Mercruiser" (3 л, 4.3 л, 5.7 л), либо "Volvo Penta" (3 л, 4.3 л, 5 л, 5.7 л).
Только я успел вывалиться наружу после осмотра очередной пластиковой каюты, как нос к носу столкнулся с давнишним знакомцем — Полом Мейером, президентом "Stevens Marine". Мы корешим уже лет восемь — прорабатывали контракт для Главрыбвода по закупке высокоскоростных водометных катеров для рыбинспекций. Дело, конечно, не срослось — в ельцинской Москве поделить деньги было сложновато. Но дружбана я себе поимел, ежегодно отовариваюсь (со скидками, конечно) то моторами, то лодками для приятелей.
— Паша, как твое мнение по поводу экономического отката США?
Он тупо посмотрел на меня, словно я произнес фразу на эсперанто.
— Не-не-не, это не про нас. К лодкам и катерам рецессия не имеет никакого отношения, у нас продажи растут!
Вот и пойди разберись с заокеанскими тенденциями: индекс Доу-Джонса падает, а продажи катеров растут. Как славно высказался один эксперт: "Доллар падает, имея тенденцию к росту..."
Компания Пола торгует в основном "железом" (семейные понтоны-катамараны и скоростной пластик компании "Blue Water") по цене от 13 до 23 тыс. за единицу, увеселения я в счет не принимаю. Средняя цена проданного в 2001 г. алюминиевого катера с мотором и полными оснащением составила по их щепетильной бухгалтерии около 15 тыс. Уверен, что наш покупатель был бы доволен нижеследующим восьмимартовским набором от Пола Мейера: 5-метровая алюминиевая лодка со всеми причиндалами и мягкими си-душками, 15-сильный "Меркурий" и двухколесный гальванированный трейлер за 5595 американских.
Среди "железяк" мне очень приглянулись водометные "Custom weld" и, конечно же, "Tracker". Более демократичных цен я ранее, признаться, не встречал. Ну представьте себе: за без малого 5-метровую лодку со множеством прибамбасов, ковролиновым покрытием и двумя капитанскими креслами, а также с 25-сильным "Меркурием" и трейлером просит фирма всего 5395 долл. Чует сердце, что и поторговаться можно. Фирмачи уверяют, что эксклюзивный "тракеровский" MOD-V-корпус обеспечивает мягкий почерк езды при любых скоростях. "Tracker" производит лодки и с водометами — например, 6-метровую, по нашим понятиям люксовую, лодку с рулевым управлением, ну совершенно блатными цацками и фенечками, трейлером и 175-сильным водометом можно прямо в зале заграбастать за 14 000 кровно заработанных!
Вероятно, в память об индейцах-чинуках "Tracker" представил на выставке две модели 5-метровых туристских каноэ из упрочненного полиэтилена по цене 400 и 550 долл. (одно весит 45 кг, другое — 60). В принципе, к ним можно прицепить и мотор (по рекомендации — 5 л.с., значит, по-русски — все 12 л.с.). Посудины мне очень понравились, тем более что голова уже не первый месяц была занята проектами сплавов по речкам в Мурманской области.
Как обычно, на шоу была представлена водная полиция. Сегодня америко-сы-силовики, как по команде, переключились на шустрые гидроциклы и продукцию компании "Safeboats", производящей баллоны из материала типа пенополиуретана. Якобы непотопляемые (дайте в руки Мишке Лиханову — гонщику на "24 часа" из "Партнера", он янкам покажет, как тестировать лодки). Это, конечно, здорово, что в Америке и охоту, и рыбалку, и весь маломерный флот контролирует один и тот же орган — полиция. И госаппарата поменьше, и у инспекторов прав поболее, если надо кого по случаю заколбасить.
На десерт осталось помусолить "ри-бовский" леденец — ну столько пластиково-резиновых подражателей повылезало на рынок, прямо гонконгский грипп какой-то!
— Это еще не Европа, где творится настоящее "рибовское" сумасшествие, — сказал мне главный редактор ведущего американского журнала "Boatung" Дэйв Сайдман, — но все равно тенденция прослеживается четко: РИБов становится все больше. Даже "Sea Doo" возобновила для них выпуск 85-сильного водомета "Exploerer". Продают они его где-то за 9 тысяч.
Дошло до того, что "Zodiac" принялся рекламировать уже 8-метровый РИБ с водометом и крышей над головой; его можно было утащить с выставки за тридцатку.
Сегодня в Америке РИБы покупают, как правило, владельцы яхт или домов на воде, но тенденция к росту их производства просматривается отчетливо. На Портлендской бот-шоу было показано, как минимум, 50 моделей! На мое удивление, цены были вполне сравнимы с ценами родных петербуржцам Мневско-Федоровских произведений. Например, известная компания "Novurania" предлагала 3,1-метровый РИБ за 2998 долл., а "Zodiac XL" таких же размеров тянул и того менее — на 2495 зеленых (на аналогичных размеров обычную зодиаковскую "резинку" цена была совсем неприличной для зазнавшегося гиганта лодочной индустрии — 995 долл.). А вот эргономика и качество изготовления у западных образцов были намного выше родных сердцу питерских. Согласитесь, как удобно иметь рундук прямо в полу, под ногами, куда могут поместиться не только спиннинги, но и еще какая-то полезная утварь, да и доступ к бензиновым бакам у заморских производителей гораздо проще.
На РИБах стали активно устанавливаться водометы, а при том условии, что ведущие фирмы уже дают гарантию на комплектующие материалы до 10 лет, не за горами час, когда резиновые детки активно потеснят многих гордых надувателей щек с катерного рынка. Удивился я также тому, что "резинками" пробавляется даже солиднейшая из солидных — фирма "Mercury". У ее РИБов ("340-" и "400-Vanguard") очень интересная конструкция облегченного пластикового днища.
Конечно же, особняком стоит английская компания "Avon". Ее гигантский стенд издалека привлекал внимание всех шатающихся по залам. Шутка ли, фирма производит только РИБов 18 наименований, плюс к тому еще 6 моделей обыкновенных "резинок". Хотел бы я погоняться на "24 часах" вокруг Петропавловки на авоновской цаце "А 620" под "сто пятидесятый" мотор. Там бы и посмотрели, кто есть Мнев, кто Ершов, а кто Джон Мошкин. Борта их лодок четырехслойные, основным составляющим является хайпалон. Про технологические аспекты говорить не берусь, хотя всем известно, что по теории склейки лучше питерской фирмы "Фрегат" в поднебесной нету.
Интересно, что ведущие мировые производители предлагают покупателю пайолы четырех типов: надувные, секционные (привычные нам), складные (когда днище состоит из сегментов по 20 см в длину и заворачивается трубочкой при переноске), компактные (то же, что и складные, но с большими промежутками между сегментами, как правило, используются на лодках длиной до 3 м). И клиент может выбрать тип днища на свой вкус.
Собственно парусная экспозиция была представлена в Портленде весьма скромно — в дальнем зале маячили разноцветными парусами яхты длиной от 8 до 40 футов, представленные 12 фирмами. По палубам шастать фирмачи не давали никому, зато уверяли, что по безопасности и доступности цен нет ничего лучше простого парусника. В общем я на яхты обиделся — ну как это не пощупать и не подергать? Все равно, что знакомиться с девицами по интернету. Они там все смотрятся, как родные сестры Синди Кроуфорд.
Зато фирма "Deluxe Houseboat" не только разрешала поваляться на пухлых диванах самого настоящего дома на воде (с дизельными двигателями), но и угощала крекерами с сыром. Этот гигант отдыха (59х 14 футов, общая полезная площадь 500 кв. футов) имел три полноценных туалета, две душевые и 10 большеразмерных койко-мест. Конечно, это чудо-юдо гляделось на Ологуиновском шоу настоящим слоном в компании шаловливых тигрят.
Что поделаешь, в сегодняшнем мире самый счастливый и самый большой именно американский слонопотам.