Осторожное появление этой популярной японской марки подвесников сейчас сменилось более активным ее продвижением на нашем рынке. Уходит в прошлое практика "серого" дилерства, покупатели все чаще отказываются от услуг случайных перепродавцов, челноков. На смену этому приходят принятые во всем мире формы цивилизованной торговли с продуманной единой технической политикой.
Представительство корпорации "Yamaha" в России, которое возглавляет господин Татэо Мацумото, в этом году определило для себя новую концепцию работы на российском рынке. При этом оно будет опираться на нескольких общероссийских дистрибьюторов, в качестве которых были выбраны фирмы, уже сумевшие себя хорошо зарекомендовать. Одним из дистрибьюторов стала петербургская фирма "ПЕТРОСЕТ БОЛЬШОЙ", владелец торговой марки "Yamaha-центр на Петроградской". Представители этой фирмы организовали нам встречу с руководителем российского отдела корпорации "Yamaha" господином Мацумото, интервью с которым мы предлагаем вниманию читателей.
— Из трех японских моторостроительных "китов" "Yamaha" наиболее успешно противостоит своим заокеанским конкурентам. В России же она долгое время проводила выжидательную политику и делала очень небольшие шаги. Чем это было вызвано и каким образом это положение сейчас меняется?
— Как известно, мировой рынок товаров для работы и отдыха на воде в последние годы претерпел значительные изменения. Ведущие изготовители, вовлеченные в тяжелую конкурентную борьбу друг с другом, одновременно с этим были вынуждены инвестировать значительные средства в создание изделий, способных удовлетворить новым экологическим стандартам США, ЕС и Японии. "Yamaha Motor Со, Ltd." (YMC) успешно прошла этот этап, создав новые конкурентоспособные товары, позволяющие нам увеличить свою долю на всех вышеупомянутых рынках.
YMC всегда расценивала Россию как многообещающий рынок с очень высоким потенциалом. В то же время мы обязаны были иметь в виду то, что общий объем рынка (в абсолютных величинах) был невелик по сравнению с другими внешними рынками. Поэтому мы не считали необходимым свое непосредственное присутствие (как производителя) на российском рынке. Сейчас стало очевидно, что рынок начинает быстро расти вслед за возрастающей покупательной способностью населения. Это и есть та причина, по которой мы открываем представительство в Москве и создали в YMC российский отдел, который будет отвечать за развитие нашего бизнеса в европейской и азиатской частях России. Основная задача этого подразделения — помочь расширению российского рынка, направляя этот процесс.
— Какое место среди традиционных рынков сбыта занимает сейчас Россия и какие из ее регионов наиболее привлекательны для YMC?
— Как я уже сказал, YMC всегда расценивала Россию как рынок с очень высоким потенциалом. Сегодня мы отмечаем значительный рост этого рынка, это означает, что Россия становится одним из главных приоритетов для YMC среди развивающихся рынков.
Регионы России сильно отличаются друг от друга погодными и дорожными условиями, рельефом местности, покупательной способностью населения и т.д., что означает наличие специфических местных требований, предъявляемых к нашим изделиям. Но мы никогда не будем считать один регион привлекательнее другого. Vice versa — мы сделаем все, что в наших силах, чтобы удовлетворить специфические запросы всех регионов в наших продуктах и услугах.
— Какие модели моторов и в каком мощностном диапазоне по вашим наблюдениям наиболее успешно продаются в России?
— Подвесной мотор сам по себе не является транспортным средством. На первом месте всегда стоит лодка. Как мне известно, большинство лодок, выпускаемых в России, рассчитаны на моторы мощностью 20-50 л.с., в основном с короткой "ногой". Именно такие двигатели пользуются стабильным спросом. К тому же, в течение последних лет в России быстро растет производство надувных лодок, что определяет большой спрос на моторы мощностью 30 л.с. и менее. Также ощущается повышение спроса на моторы от 100 л.с. и более, который различается от региона к региону и сильно зависит от местных производителей относительно больших лодок или возможностей импорта таковых.
— По мнению некоторых экспертов, у наших северных соседей рыболовы отдают предпочтение именно марке "Yamaha". Наблюдается ли это в России и что конкретно привлекательно для рыболовов в ваших моторах?
— Мы глубоко удовлетворены высокой репутацией наших моторов среди профессионалов во всем мире. У нас есть одна очень надежная серия двигателей —"Enduro", которая особенно популярна у японских рыболовов. Поясним, какие именно характеристики приветствуются ими. "Yamaha" сравнительно поздно начала выпускать подвесные моторы, и ко времени нашего выхода на этот рынок уже существовало много конкурентов, таких как "Tohatsu", OMC, "Mercury". Поэтому мы решили производить очень надежные и высококачественные моторы для своего рынка (Япония окружена морями, и рыбная ловля здесь очень популярное занятие.) За многие годы своего развития YMC создавала и улучшала двигатели, которые в итоге имеют три ключевые особенности — механически простую конструкцию, надежные детали, легкое обслуживание.
В конце концов, японские профессионалы рыбной ловли, а вслед за ними и морские профессионалы других стран, распознали в двигателях "Yamaha" надежнейшие и наиболее выносливые моторы.
— В последнее время все большее признание в мире за.воевывают четырехтактные моторы. Какую долю на российском рынке они составляют и можно ли у вас заказать последние новинки из четырехтактников?
— Разумеется, рыночная доля четырехтактных моторов быстро растет во всем мире. Во многих странах люди готовы заплатить больше денег за ту же самую мощность по многим причинам, основными из которых являются низкий расход горючего и экологическая чистота. В России на сегодня ситуация иная. Поскольку цены на топливо много ниже, чем в большинстве стран, и экологические требования не такие жесткие, большинство предпочитает двухтактные моторы.
В то же время мы видим выросший за последний год спрос на четырехтактные моторы, особенно в самом низком и самом высоком мощностных диапазонах. Ожидается усиление этой тенденции, поэтому мы включили четырехтактные подвесные моторы в предлагаемый на российском рынке модельный ряд. В их числе — и новейший двигатель F200AETX.
— С этого года корпорация "Yamaha" существенно изменила свою концепцию присутствия на российском рынке. В чем заключаются эти изменения?
— Как вам известно, мы открываем свое собственное представительство в России и в то же самое время реорганизовали систему дистрибьюции. Мы выбрали несколько российских компаний в качестве официальных дистрибьюторов товаров с маркой "Yamaha" в стране. Они имеют теперь равный статус и одинаковые права по распространению нашей продукции на всей территории России. Разумеется, эти компании различаются по роду и направленности своей деятельности, профессионализму и прочим возможностям. Но мы считаем исключительно важным предоставить им на данный момент равные права, понимая, что время все расставит на свои места.
Беседу вел Константин Константинов.