В последние годы классический водно-моторный спорт в Санкт-Петербурге заметно сдал свои позиции, хотя питерские гонщики продолжали занимать призовые места на всероссийских соревнованиях. Однако нынешний, юбилейный для северной столицы год связан у спортсменов-водномоторников с определенными надеждами, которые во многом возлагаются на деятельность реорганизованной Федерации водно-моторного спорта и яхтенного туризма Санкт-Петербурга. О причинах реорганизации, планах, целях и задачах на предстоящий сезон наш внештатный корреспондент Анастасия Гаврусева беседует с президентом Федерации, заслуженным мастером спорта, трехкратным чемпионом мира в классе "О-500" и многократным призером многих международных соревнований Алексеем Ишутиным.
— Почему именно сейчас активизировалась деятельность Федерации? Что побудило вас выступить инициатором ее возрождения?
— Пришло время объединения сил для развития и поддержки водно-моторного спорта в Санкт-Петербурге. Почему именно я решил это сделать? Если бы этого не сделал я, то не сегодня, так завтра это обязательно сделал бы кто-нибудь другой. Как говорится, если ты не займешься "политикой", то она займется тобой. Поэтому я и решил именно сейчас включиться в активную работу
— С чего все началось?
— Мы должны были привлечь людей неравнодушных, тех, кому водно-моторный спорт интересен и кто с ним тесно связан. В первую очередь мы заручились поддержкой Федерации водно-моторного спорта России в лице ее президента Петра Филипповича Богданова. Встретили понимание и руководства комитета РОСТО города и области — прежде всего его председателя Вячеслава Владимировича Ирзака. Но самое главное, нас поддержали все спортсмены в Питере, все те, кому небезразлична судьба нашего спорта. Стало ясно, что мы будем работать не впустую.
Конечно, еще одним стимулом для активной работы Федерации стала поездка петербургской делегации на Генеральную Ассамблею UIM, которая состоялась в октябре 2002 г. Именно на этой ассамблее главный водно-моторный проект нашего города — гонка "24 часа Санкт-Петербурга" — получила статус чемпионата мира. Но для того, чтобы на высоком уровне организовать соревнования такого ранга, необходимо скоординировать и объединить общие усилия. В этом и заключается основная задача реорганизованной Федерации.
Самое сложное — начать, сделать первые шаги. Сейчас мы проводим политику консолидации усилий всех людей и организаций, которые имеют отношение к водному спорту. Федерация водно-моторного спорта Санкт-Петербурга будет работать в тесном контакте с городским комитетом РОСТО по развитию нашего спорта. Мы будем принимать самое активное участие во всех водноспортивных проектах города.
— Какие обязанности возложены на вице-президентов Федерации?
— Каждый из вице-президентов отвечает за определенное направление: П. Пылаев занимается международными связями с UIM, С.Атаманов — спортивными связями, Н.Мнев — вопросами водного туризма, А.Беляев — коммерческими вопросами, В.Ребриков — судейской коллегией.
В водно-моторном спорте существует четкая вертикаль взаимоотношений: UIM (Международный союз водно-моторного спорта), Федерация водно-моторного спорта России и региональные Федерации, в том числе и наша. Для координации работы питерской федерации по Северо-Западному региону я и П.Пылаев были избраны вице-президентами Федерации водно-моторного спорта России.
— Какие основные направления в работе Федерации складываются на будущий сезон?
— В первую очередь будем развивать и поддерживать два основных проекта — это детская "Формула будущего" и гонка "24 часа Санкт-Петербурга". Для начала надо совершенствовать и выводить на более высокий уровень уже существующие соревнования.
— Каким образом вы планируете поддерживать детский проект?
— "Формула будущего" на данный момент является одним из наиболее динамично развивающихся детских соревнований, перспективы которого еще далеко не исчерпаны. Этот проект сейчас очень развит в Европе: проводятся соревнования в Германии, Чехии, Португалии, Италии и многих других странах. Россия уже дважды принимала у себя чемпионат мира в классе "Формула будущего". Интерес к нему растет, информация распространяется быстро, желающих участвовать все больше.
Петербургская спортивно-техническая ассамблея, которая реализует этот проект в нашем городе, вкладывает в него немало сил и средств. Федерация, в свою очередь, будет делать все возможное, чтобы поддержать этот проект, помочь ему развиваться.
Уже сейчас в водно-моторном спорте ощущается огромная нехватка спортсменов, гоняться некому. Да, кто-то может купить технику, лодки, моторы, но ведь с одной только техникой далеко не уедешь — нужны профессионалы, нужны гонщики. А для этого необходимо их воспитывать, учить, передавать им свой опыт. Сейчас Федерация проводит активную работу среди молодежи. Водно-моторный спорт всегда пользовался большой популярностью у подрастающего поколения, детей в него не надо затягивать силком — они сами идут. Но, к сожалению, мы пока ограничены в средствах и не можем принять всех. Поэтому привлечение новых средств и возможностей — это одна из основных задач Федерации. Имея необходимую базу, мы сможем вырастить профессиональных гонщиков.
— В чем вы видите главную задачу Федерации на предстоящем чемпионате мира "24 часа Санкт-Петербурга"?
— Сейчас в сфере водно-моторного спорта активно развиваются международные связи, и наша Федерация будет всемерно способствовать их расширению.
У этого вопроса есть и коммерческая сторона. Проводя чемпионат мира, наш город представляет своих производителей, они выходят на международный рынок, получая возможность продемонстрировать свои товар в других странах. Вместе со спортсменами на соревнования приезжают и люди, связанные с бизнесом, что дает им возможность ознакомиться с российскими предприятиями и предпринимателями. Поэтому спортивные контакты нужны не только спортсменам, но и всему городу
— Есть и один спорный вопрос, касающийся гонки: цель ее спортивная или развлекательная? Изначально, когда первый марафон только стартовал, гонку провозгласили самой демократичной — в ней принимали участие не только опытные спортсмены, но и любители. Теперь, когда марафон "24 часа" получил статус чемпионата мира, изменится ли состав участников? Останутся ли в гонке "непрофессионалы"?
— Теперь, при новом статусе, марафон должен стать максимально спортивным, надо стремиться к большим скоростям, к высоким результатам. Соревнования "24 часа" будут проходить под контролем UIM, что предусматривает высокий профессионализм спортсменов, поэтому новичкам придется много тренироваться, вкладывать большие силы и средства в свою технику, чтобы добиться достойных результатов.
— Чем еще займется Федерация в 2003 году?
— Среди множества направлений нашей деятельности я особо выделил бы пропаганду водно-моторного спорта. Ведь не секрет, что средства массовой информации нечасто балуют нас вниманием. Эту ситуацию мы по мере сил постараемся исправить, причем наибольшие надежды возлагаем на телевидение, ведь наш вид спорта относится к наиболее зрелищным.
Продвижение сильных спортсменов — вот политика, которую проводит Федерация. Поддержка им должна оказываться не только техническая или информационная, но и имиджевая. В любом спорте есть свои "звезды". Должны быть такие и в водномоторном спорте. В конце концов, фанаты и любители должны знать их имена, болеть за них. И у молодого поколения должны быть примеры профессионального отношения к делу
Хотя по себе знаю — на девяносто процентов все зависит от самого спортсмена. Никакая поддержка не поможет, если сам гонщик не будет стремиться к более высоким достижениям, к победе.
— Будем надеяться, что совсем скоро мы услышим новые имена, узнаем новых лидеров, увидим новые лица. Водномоторный спорт должен развиваться, старых кумиров должны сменить вчерашние новички. Но наверняка не будут забыты и ветераны гоночных трасс?
— Конечно, одним из важнейших направлений работы Федерации станет поддержка заслуженных водномоторников. Ни в коем случае нельзя забывать тех людей, которые создавали водномоторный спорт Санкт-Петербурга, которые развивали его и готовы развивать впредь. Федерация обязательно будет привлекать к работе таких опытных и испытанных людей. Помощь водно-моторных ветеранов в судействе, консультировании молодых гонщиков и механиков поистине неоценима.