— Месье, — пытался я урезонить гонщика, — нам же некуда торопиться!
— Да? — тот задумчиво бросал взгляд через плечо, ненадолго снижал скорость где-то до 120, но не проходило и двух минут, как принимался за старое. Весь вид и манеры выдавали в таксисте типичного представителя «самой цивилизованной нации в мире, ведущей прочие народы по своим стопам», — так считают французы, говоря сами о себе. Теперь, побывав во Франции — на родине «Зодиака», я с ними согласен: что касается производства современных надувных лодок, это абсолютно справедливо!
Вот, наконец-то, мы с визгом тормозим у внушительного семиэтажного белого здания под номером два на улице имени Мориса Малле. Тут, на окраине Парижа, располагается мозговой центр корпорации «Зодиак», а господин, по имени которого названа улица, был его законным родителем. Случилось это в 1896 г., когда совместно с Полом Джовисом Морис зарегистрировал «Французское общество воздухоплавателей», главной задачей которого были эксплуатация и производство всевозможных надувных баллонов и шаров. Имя «Зодиак» впервые обозначилось на выпускаемой продукции позднее — лишь в 1909 г., и ныне никто не может объяснить, что подтолкнуло Малле при его странном выборе названия фирмы, тем более что автор отчего-то выбрал английскую орфографию...
В начале 30-х гг. прошлого века из этой странноватой воздухоплавательной конюшни вышли и первые в мире надувные лодки — собственно по этой причине я и пожаловал в Париж — «предмет зависти для тех, кто никогда его не видел, счастье или несчастье (смотря как повезет) для тех, кто в нем живет, но всегда — огорчение для тех, кто принужден его покинуть», — а вот это уже сказал Оноре де Бальзак.
«Зодиак» сегодня
Ныне детище Мориса Малле выросло до транснациональной корпорации, где на 55 производствах ( 40 в Европе и 15 в Северной Америке) трудится без малого 11 000 человек. Объем продаж «Зодиака» на 31 августа 2003 г. (когда заканчивается финансовый год) достиг 1 475 618 000 евро благодаря достижениям в пяти направлениях деятельности: обеспечение воздушной безопасности (спасательные трапы и поплавки — баллонеты, парашюты, например, для шаттла «Колумбия»), системы управления и оборудование самолетов (сиденья, туалеты, трапы, накопители отходов), универсальное технологическое оборудование (подушки безопасности автомобилей, телекоммуникации и программные управления) и морское — наиболее нам интересное.
Главный принцип организации структурных подразделений «Зодиака» — полный цикл создания продукта на одном предприятии, соответственно и полная гарантия его качественного исполнения. Работники корпорации славятся ответственностью и верностью приоритетам компании.
Не будем углубляться в заманчивую область воздухоплавания, попытаемся разобраться в морском сегменте, тем более что помогать нам будут первейшие люди в «зодиаковской» табели о рангах:
Нарсисс Кадавид — генеральный директор этого направления и Оливье Шауше — его коммерческий директор в Европе.
— В области производства надувных лодок «Зодиак» — не только пионер, но и абсолютный лидер в мировом масштабе, ведь мы продали их уже более миллиона штук! — говорит Кадавид. — «Зодиак» — автор таких концептуальных идей, как надувной киль, обводы днища по типу проекта «Футура», пайол «аэродек». Мы — единственные на планете, кто в полной мере владеет секретами холодной сварки многих композитных тканей. Компания обладает сегодня тремя брендами в мире надувных плавсредств. Во-первых, это «Авон» — семейные лодки (10% оборота морского направления, 29 моделей). Во-вторых — собственно «Зодиак»: здесь два ответвления — лодки общедоступные и специализированные для коммерческого использования и силовых структур (65%, 176 моделей). И, в-третьих, «Бомбар» — лодки для менее требовательных покупателей (25%, 33 модели). Длина наших «бортов» колеблется от 2 до 7.3 м! Но, кроме того, мы выпускаем спасательные плоты и комплексные системы средств спасения для судов всех типов и водоизмещений.
Нарсисс с улыбкой замечает: — Но это вам не «Меркурий» или «Маринер», где под разными колпаками скрывается один и тот же продукт, отличающийся лишь раскраской. Это три отдельные фирмы, полновесно присутствующие в одной и той же нише потребительского рынка, правда, с различным ценовым уровнем. Хотя, люксово-хайпалоновый «Авон» все-таки стоит несколько особняком — он продается в первую голову в Англии и США. Не буду скрывать, одни и те же конструкторские наработки используются нами в моделях всех трех брендов. И благодаря продуманному рыночному позиционированию между ними практически нет конкуренции.
— Как бы вы сформулировали стратегические задачи, стоящие перед вашим департаментом?
— В первую очередь думать о прибылях инвесторов, разрабатывать новейшие технологии, выпускать только востребованные модели, совершенствовать профессионализм персонала. Вести маркетинг на всех континентах и внедрятся на любые рынки с наибольшей маржей.
— Немного абстрактно. А можете ли вы назвать какие-нибудь абсолютные показатели?
Кадавид забрасывает руки за голову, откидывается на спинку кресла и пристально глядит в потолок:
— С нашей маркой рождается всего около 60 000 лодок в год (тут и «Зодиак», и «Авон», и «Бомбар»), из них 20 000 продается в США. Попутно замечу, что « Квиксилвер» — это ближайший наш конкурент и преследователь, производит менее 10 000 надувнушек за 12 месяцев!
В целом лодки дают около 250 млн. еврооборота! Хотя будет справедливо упомянуть, что 314 млн. принесла нашему направлению плавательно-спасательная продукция, на нее приходится 44% продаж; 21% дает в копилку реализация плавательных бассейнов, 23% — оборудование для обслуживания бассейнов и джакузи и 12% — изделия для пляжного отдыха и водных забав (сюда, кстати, попадает и продукция известной фирмы «Sevylor», также выпускающей надувнушки из легкого ПВХ и разнообразные каяки).
— А как распределяется продукция по регионам?
— На Европу приходится 48% покупательских сделок, на Северную Америку — 40%. Наибольший рост продаж отмечен в отчетном году в Адриатическом регионе — плюс 30%. Тут лидирует Испания. В Северной Европе мы подросли на 12%, а вот в восточноевропейском секторе остались по нулям. В связи с расширяющимися военными операциями США в последние два года заметно возросло производство специализированных РИБов с «зо-диаковской» символикой.
— Отдает ли предпочтение «Зодиак» какому-нибудь одному бренду лодочных моторов?
— Мы не привязаны ни к одному моторному имени, —отвечает Оливье Шауше. — По нашему мнению, покупатель в первую очередь выбирает лодку, а уж после этого бросает взгляд на мотор.
Хотя, конечно, наблюдаются отдельные закономерности в случаях, если сами дистрибьюторы продают какие-нибудь определенные моторные бренды. В Европе прослеживается комплектация наших лодок двигателями «Сузуки» и «Тохатсу», хотя вот в Италии «Бомбар» продается лишь с «Джонсоном» и «Эвинрудом». В США на «зодиаковских» транцах красуются в основном изделия от «Ямаха мотор». Мы отмечаем, что в России продаются прежде всего надувные лодки малых размеров, но рост продаж очевиден. В этом большая заслуга официального дистрибьютора по РФ — Александра Маркарова.
— Можете ли вы назвать отличительную черту ваших лодочных брендов?
— Приспособленность к любым существующим на планете условиям. — Кадавид смеется и поглаживает сытый животик. — Высокая технологичность всех процессов создания и сборки судов. Не побоюсь пофантазировать, в сегменте надувных баллонов на воде «Мерседес» — это мы! Все это тебе удастся посмотреть на нашем заводе в Тулузе, а вылет через полтора часа. Так что, поторапливайся, приятель!
К слову, французы часто бывают не очень пунктуальны, хотя, по их мнению, типичный француз «никогда не опаздывает».
Тулуза
Перелет из Парижа занимает чуть более часа, но симпатичные «стюрки» успевают разнести вкуснейшие сэндвичи из тунца с холодным «шардоне» в придачу! По моим наблюдениям, для французов любая еда — не менее значимая часть жизни, чем ритуал утреннего туалета или воскресное посещение родителей.
Тулуза — 360-тысячный город-музей, разросшийся в предгорьях Пиренеев на берегу Гаронны. Он известен с III в. до н. э. и по богатству архитектуры уступает лишь Парижу и Руану Это один из мировых центров самолетостроения, есть предприятия химической, металлургической и текстильной промышленности. Славен город, расположенный на плодородной равнине, и сельхозпродукцией: винами, овощами, фруктами и пармскими фиалками.
«Зодиаковский» завод в Тулузе — один из наиболее технологически продвинутых в лодочной индустрии (всего во Франции у морского департамента компании четыре предприятия), хотя тут выпускают лишь малорослые «борта» — до 3.5 м. Подобный же гигант построен компанией и в Венгрии, но там специализируются на изделиях из хайпалона.
В трех тулузских цехах трудятся 209 работников, в основном женского пола. Получают они немного, в среднем 12-15 тыс. евро в год. И это когда разовый проезд в метро — 1.30!
Мне не просто трудно, но даже больно писать об увиденном в этих цехах. Я искренне люблю отечественного производителя. Многих знаю лично, неоднократно бывал и на современных российских производствах, постоянно эксплуатирую продукцию питерских «ку-либиных». Но стоило лишь переступить порог просторной и чистенькой «зодиаковской» кузницы, наполненной умнющими компьютеризированными машинами, я сразу ощутил, что прежде посещал лишь галереи «самоделкиных».
Меня сопровождает и дает обстоятельные комментарии начальник производства Пьер Валакс — невысокий худощавый мужчина под 50, проработавший тут уже более 20 лет (на «Зодиаке» средний стаж сотрудников — 12 лет).
Мы шагаем по цехам, где везде висят, лежат, движутся в различных плоскостях надутые или спущенные баллоны, которые в ближайшем будущем станут основой знаменитой лодки-красавицы. Суеты не видно, хотя французы работают сноровисто, без напряжения, но очень тщательно и толково. Тут можно под одной крышей увидеть создание плавсредства, начиная от разворачивания рулона ПВХ и заканчивая проверкой надутой лодки. Есть цех по производству оранжево-черных спасательных плотов и гидрометеорологических шаров — зондов. Это самые большие помещения тулузского предприятия, от стены до стены более 200 м, так что озабоченному начальству иногда приходится передвигаться на велосипедах.
В день обычно изготовляется 150 надувнушек с использованием 10-12 типов ткани, в последнее время большей частью германского производства. На заводе есть возможность изготовлять восемь различных моделей одновременно. Раскрой ткани производится по забитым в мозг умнейшей машины программам, благодаря чему отход получается минимальным, да и обрезки здесь же умудряются использовать.
Установка для холодной сварки подобна обычной кухонной микроволновке. Здесь при 180° плавится ПВХ. В зависимости от операции, частота волн и длительность сварочного процесса различны. Опытным путем установлено, что такой сварной шов в три раза прочнее клеевого и при надлежащей эксплуатации может преспокойненько продержаться и лет 20! Сварочная машина представляет собой столешницу, на которую подаются раскроенные куски ткани. Сверху соединение придавливается специальной плоскостью, нагретой до определенной температуры и испускающей разночастотные волны. В зависимости от операции время сварки меняется. К примеру, приварка леерных проушин отнимает не менее полуминуты на штуку А вот швы варятся безостановочно — два работника направляют постоянно движущийся раскрытый шов баллона под сварочный модуль, куда одновременно подаются наружная и внутренняя «пэвэхашные» ленты. На поперечные швы в работу идет полоска шириной 6 см, на продольные — 4 см. (У «зодиаковских» деток длиной до 2.5 м — всего одна поперечная перегородка в баллонах, у старших братьев их бывает до пяти штук.)
— Наш девиз — скажем клею нет! — вдруг громко воскликнул Валакс. При этом француз принялся усердно теребить уже сваренный баллон, точно намеревался продемонстрировать его невероятную прочность.
На «Зодиаке» около 95% производственных операций ориентировано на сварку, лишь дно клеится к транцу, но и над технологией выполнения этого узла ведется кропотливая работа. С будущего года, вероятно, и на данной операции будет задействован сварочный агрегат. К тому же, на сегодня сварка — более дешевый процесс. Про стоимость оборудования Пьер не упомянул: инвестиции — не его забота. Скажу, однако, что одна единственная установка — робот, приваривающий на лодки «привальный брус» — отражатель брызг, тянет на более чем 350 тыс. евро! Вся виденная мною смышленая механизация придумана самими «зодиаковцами», ведь по своей сущности французы — отчаянные экспериментаторы.
Что особенно меня поразило, так это постоянный трехмерный контроль за изготовлением изделия, причем не только визуальный, но и при помощи мудреных лекал, уровней и обычной рулетки, когда надутые заготовки либо подвешиваются в специальные стропила, либо устанавливаются на фиксационные столы. Так с миллиметровой точностью размечают и место для приварки днищевой секции к баллонам, и углы установки транца. Кстати сказать, транцы вырезают из 23-миллиметровой морской фанеры.
Для проверки каждая лодка надувается до давления 340 мбар (положенное эксплуатационное давление — всего 240) и через сутки снижение давления замеряется: допустимое сдутие баллонов — 20 мбар, на практике же свежеиспеченные «Зодиаки» худеют в среднем всего на 10 мбар.
Есть на предприятии и специализированная лаборатория — главный мозговой трест, где тестируются все поступающие компоненты (в корпорации функционируют еще три центра, где материалы испытываются и в природных условиях). Определяют оптимальные параметрические данные для выполнения сварочных процессов, проверяют надежность и износостойкость материала. В обязательном порядке любой новый материал проходит динамометрию в диапазоне температур от -120 до +200°С, всестороннее исследование поверхностей, определение термомеханических и динамических характеристик, получение физико-химических данных на молекулярном уровне, спектроскопию и колориметрию...
С помощью лазерной установки изучают допустимую вязкость полиэфирных смол.
Заглянул я и в конусообразный бункер климат-камеры, где за железной дверью тканям создают погодные условия, типичные для различных регионов — от Антарктиды до Сахары. Обычная длительность погодного теста — 3500 часов!
Специалисты центральной лаборатории одновременно ведут и поиск новых поставщиков: они закупают пробные отрезки ПВХ и хайпалона со всех концов света, не доверяя ярким рекламным брошюркам и результатам чужих экспериментов. Здесь даже имеются многолетние данные по характеристикам материалов всех крупных химических заводов мира. Оказывается, на сегодня наиболее качественные ткани имеют немецкие корни, а вот корейцы что-то вовремя не учли.
Стандартный материал выдерживает нагрузку 350 кг на 5 см. У хайпалона этот показатель еще выше — уже 500 кг на 5 см. «Зодиак» сегодня в основном использует плетение ПВХ «два через два», характерное для современной ткани «Strongan Duotex».
В одном из цехов я обратил внимание на аккуратные стопочки «аэродеков» — надувных пайолов, которые становятся все более и более популярными у массового потребителя. По данным отдела маркетинга, на последней Лондонской бот-шоу лодок с надувными «полами» было куплено в два раза больше, чем обычных. Такими легкими деками оснащают «борта» длиной до 4.20 м. Главное отличие от уже появившихся российских образцов — металлические клапана транцевые фиксаторы, а также большое количество дополнительных приспособлений для крепления всевозможных грузов. Есть модели пола, которые накачиваются одновременно с килем.
В надувных «Зодиаках» применяются пайолы трех типов: надувной (более легкий и практичный, но несколько уменьшающий скоростные показатели), стандартный фанерный (морской вариант с антискользящим покрытием) и «вечный» из алюминия.
Вообще еще долго можно было слоняться по тулузскому заводу и развешивать налево и направо восторженные «охи и ахи», но когда сопровождавший меня менеджер международного отдела англичанин Марк Харт случайно обронил, что буквально через пару дней на рошфорском испытательном центре «Зодиака» будут «катать» новую «Футуру» — МК 2, то все мои помыслы сразу оказались на Атлантическом побережье. Как удалось просочиться на это режимное учреждение «Зодиака» и поучаствовать в ходовых испытаниях — это отдельный детектив. В основном помогли византийская дипломатия и опыт участия в 24-часовых питерских гонках на РИБах вокруг Петропавловской крепости.
Рошфор
Этот старинный городок расположен на самом западе страны на берегах Шаранты, всего в 6 км от ее впадения в Бискайский залив. Попасть в Рошфор сподручнее всего оказалось на скоростном поезде, где всего один вагон был выделен для некурящих, в остальных — смоли безфильтровый «Житан» («Дымок») без оглядки на укоризненные гримасы соседей. За окнами простираются бесконечные виноградники. Виноделием здесь занимаются с библейских времен и довольно успешно. Неслучайно современные справочники утверждают, что француз употребляет около 15.5 л чистого алкоголя в год (в переводе на «сушняк» — приблизительно 150 полновесных бутылок). По пути проезжаем городок Коньяк, где в XVII в. был впервые произведен всем известный напиток, на литр которого уходит около 9 л прекрасного белого вина...
Таксист улыбчиво вытолкал меня у какого-то бастиона, скороговоркой промямлив: «Это гостиница». Я к этому моменту и сам был рад освободиться от компании очередного гонщика, демонстрировавшего тот неоспоримый факт что правила дорожного движения в этой стране есть не более чем интересные предложения, которые можно было бы рассмотреть при наличии свободного времени...
На обветренной временем каменной стене красуется огромных размеров мемориальная доска: «Здесь жил вицеадмирал Рене де ля Туше-Тревиль», — как впоследствии мне рассказали, комендант Рошфора в конце XVIII в.
Оказалось, что гостиница располагается в здании арсенала и канатной фабрики (на то время — самой большой в Европе), построенных еще в XVII в.
— Месье приехал на «Зодиак»? — с любопытной заинтересованностью спросила миловидная консьержка. — Тогда положена скидка на проживание и бесплатный завтрак.
Сразу стало ясно, что к отечественным производителям французы относятся с большим уважением. Магический набор букв «Зодиак» и в дальнейшем давал автору возможность снизить стоимость ночевок процентов на 15-20! Тут все необычно — вокруг исключительно морская атрибутика, на стенах — сплошь картины с изображениями парусников, а из окна виден лес яхтенных мачт.
Если бы не знание нескольких десятков «агош-адруат» на местном наречии (а французы, пожалуй, самые большие националисты на Земле: говорят по-иноземному лишь под дулом пистолета), я до сих пор бродил бы вокруг низкорослого каменного здания верфи в северо-западной части Рошфора. Тут строились знаменитые французские фрегаты. Хроники утверждают, что гордые англичане, прежде чем вывесить «юнион джек» на построенном здесь и захваченном ими «Concorde», произвели его тщательнейшие обмеры. Построенный в Рошфоре 26-пушечный фрегат «Hermione» во время американской кампании (1780-1782 гг.) уничтожил девять английских судов. Интересно, что начиная с 1997 г. на этих же верфях, которые стали частью гигантского военно-морского музея, строится его точная копия (www.hermione.com). В поисках «зодиаковского» завода я волей-неволей нечаянно понаблюдал и за достройкой фрегата.
Информация об изображении
Никакая механизация не заменит при монтаже транца крепкие руки и ноги настоящей француженки
Ну вот и нужные ворота. Взгляд сразу же привлекает красноречивая чисто российская надпись «Охраняется злыми собаками». Да, попал.
Никакая механизация не заменит при монтаже транца крепкие руки и ноги настоящей француженки
Если завод в Тулузе был большой, то рошфорский оказался просто гигантским. Здесь не только «варят» баллоны для «Бомбаров» и «Зодиаков», но и делают корпуса для знаменитых французских РИБов. Тут трудятся 250 работников в четырех корпусах, плюс сотрудники главного международного центра инструктажа и сервиса и профессионалы тест-группы. Зарплата у рабочих, по европейским меркам, невелика (до 1500 евро в месяц, плюс частичная компенсация по медицинским страховкам), но 10-процентный уровень безработицы и большая привязанность местного населения к уютным родительским местам не дают возможности большинству рошфорцев даже для небольшого разворота.
В Рошфоре используют только ПВХ (как уже упоминалось, хайпалон задействован на «зодиаковских» подразделениях в Испании, Венгрии, Канаде и Англии). Так же, как и в Тулузе, применяются два типа сварки — высокочастотная и медленное плавление ПВХ.
О моем приезде уже знали, и в провожатые-наставники мне сразу же был отряжен 28-летний инструктор международного сервис-центра Борис Компаньон.
— Откуда у тебя русское имя?
— О! Это забавная история, — улыбается и свободно шпарит на чистейшем американском жаргоне худощавый блондин чуть выше среднего роста. — Моя мама преподает русский язык в Ла-Рошели и увлекается вашей историей и культурой...
Борис проводит меня по производству, но, в отличие от Тулузы, некоторые механизмы, которые выглядят еще более навороченными, чем на пиринейском предприятии, фотографировать не разрешает. Это и понятно: оборонка — она и в Африке оборонка!
Французы очень серьезно относятся к своей службе, но, в отличие от работяг других национальностей, стремятся не показывать усилий — прилюдно не кряхтят и не смахивают пот со лба.
Корпуса для РИБов делают трехслойными — пластик с заполнителем из полиэфирного мата (ровикор) и пропиткой смолой. Агрессивные продольные реданы на резком V-образном корпусе легко узнаваемы: как говорят на «Зодиаке», наши РИБы — это «4х4» современного маломерного флота, они «всепогодны и всепроходимы». В цехах чистота, везде видны проверочные шаблоны и измерительные инструменты всех размеров и конфигураций. Ни разу прежде не наблюдал, чтобы корпуса маломерных судов вымерялись и подгонялись с такой сноровистой тщательностью и вниманием. На рошфорском производстве все детали фурнитуры выглядят еще солиднее и надежнее, чем в Тулузе — везде сплошная нержавейка, если рым-ручка — то это вещь, если уключина или клапан — то ого-го! Сразу приходят на ум некоторые отечественные производители, которые подобным мелочам значения вовсе не придают (знаю случаи, когда при переноске напрочь вырывались леера, а из-за поломки «совдеповских» уключин лодки сносило в пороги — калечились люди).
Тут так же для контроля надувают баллоны на 24 часа до 340 мбар. Интересно, что на одном этапе лодочного изготовления — при наклейке бортовой накладки, технологический процесс требует, чтобы баллоны были надуты и вовсе до 400 мбар!
В сервисно-информационном центре, где и числится Борис, оформлены всего пять человек, но проходят стажировку дилеры, ремонтники и инструкторы со всего мира. От него я с удивлением узнал, что есть клиенты, эксплуатирующие надувные «Зодиаки» уже по 35-40 лет!
— Ни лед, ни мороз, ни жара баллонам не страшны, — демонстрируя мне образцы отслуживших свое материалов, подводит итог француз, — главную опасность для ПВХ представляет ультрафиолет. Хранить надувнушку желательно в рабочем, но чуть подспущенном состоянии. А вот для ремонта лучше привлекать специалистов из сервисных центров — так будет дешевле, ведь ткани из ПВХ очень чувствительны к подбору растворителей и клеев...
Незаметно подкралось время обеденного перерыва — сиесты, во время которого все французские «камарады» куда-то все испарились, оставив меня в опустевшем офисе один на один с «Зодиаком»...
Испытания
Согласуясь с существующими нормами, каждую новую модель на «Зодиаке» испытывают не один день. Лодки сбрасывают в воду с 15-метровой высоты с грузом на борту (например, для «Марк 2 Футура» это вес в 250 кг), раскачивают на лебедке и шваркают что есть мочи о бетонную стену причала или выходят на них далеко в открытое море. Ходовых испытаний при разных погодных условиях и загрузке на каждый свежеспроектированный «борт», по правилам, положено не менее 50 часов!
Мне повезло вдвойне. Мало того, что представитель «КиЯ» оказался первым иностранцем, участвовавшим в испытательной тусовке, тесты были намечены ходовые.
На кону стояли три совершенно новых изделия:
1. «Bombard Explorer CB». РИБ, 4.80 м . Судя по шильде, рассчитан на восемь взрослых. Оборудован четырехтактным мотором «Suzuki» 70 л.с. с электронным впрыском. С виду это очень устойчивая тупорылая посудина с пятью полновесными рундуками, один из которых расположен под консолью управления, откидывающейся вправо.
2. «Medline 11 Compact». РИБ, 5.40х2.50 м; диаметр баллона — 575 мм. Рассчитан на перевозку девяти человек (в автономных морских походах — пяти). Это — представитель комфортабельной и непотопляемой морской серии с оригинальными обводами «глубокое V» и встроенным бензобаком на 220 л (у флагмана этого проекта, «Medline 111» длиной 7.20 м топлива на борту еще больше — 345 л). Мы испытывали этот «компакт» под 100-сильной четырехтактной «Ямахой».
3. «Futura МК2С» длиной 3.70 м, рассчитана на шесть человек или 1000 кг груза. Сегодня стоит тоже под «ямаховским» 40-сильным движком. Принципиально новая модель «Футуры», разработанная лишь в мае 2003 г. Кто не знает, подскажу — под этим именем скрывается, образно говоря, катамаран, на лодках (в ряду всего три размера — 3.70; 4.10; 4.50 м) к днищу крепятся еще дополнительные «скоростные» надувные баллоны диаметром 18 см (в предыдущем варианте меньшего диаметра — всего 12 см). Если раньше они были стационарными, то ныне — съемные. Поддувать их можно и на воде изнутри лодки.
Испытуемых «скакунов» при помощи электрической лебедки и какой-то французской матери мы довольно споро спустили с 6-метровой высоты бетонного причала (а был тогда самый отлив) в мутнейшие воды Шаранты. Руководил тестами начальник испытательной группы седовласый Жерар Гарнье, отдавший «Зодиаку» целых 33 года (!). Поставленная им задача была исключительно заманчивой — выделывать любые идиотские трюки на разных режимах работы двигателя и под любыми галсами, стараясь выйти как можно дальше в море. Условие одно — не впилиться в берег или коряжник и не столкнуться друг с другом. Оценка ходовых качеств производилась лишь на глазок. Из приборов имелись только штатные тахометр, спидометр и показатель уровня топлива — вот и вся академия наук. Два других испытателя — прилично облизанные солнцем и ветром Жан-Пьер и Доминик, тоже были совсем не желторотые мальчики, так что компания подобралась отменная, но спасжилеты все же старательно затянули потуже.
Мгновенно подглядев и оценив, что в Петербурге тоже знают, где расположен триммер, французы галантно оставили меня в лодке один на один с ветром, брызгами и молочно-шоколадными водами реки. Пожалуй, впервые я столь беззаботно выеживался за штурвалом, ни секунды не думая ни о горючке, ни о баллонах, ни о загубленных винтах! Я носился, точно юный пионер по Красной площади, пытаясь во всех развесах, до полноты легких, почувствовать «Зодиака». Порой и вовсе казалось, что лодки скачут по песку — столь грязными были выбросы из-под винтов при резких поворотах. Чем ближе к океану, тем шире отстояли берега друг от друга, тем сильнее поднимался ветер и начинала вовсю куролесить неприятная колкая волна.
Для РИБов все эти выкрутасы были нипочем — они шли уверенно, хотя по скоростным показателям оказались не ахти как. Например, упрямую «Мадлен» мне с трудом удалось разогнать до 60 км/ч, хотя точно помню, что пару лет назад выжимал на таком же по размеру мневском «Мустанге» (с той же японской сотней на транце) 89 полноценных километриков. Может, виною был вес французских моделей (например, та же «Мадлен» тянет на 600 кг, в то время как 540-й «Мустанг» — всего 300), но вот по дизайну и качеству исполнения пластиковых элементов кокпита и консолей сверхнадежные и удобные «Зодиаки» намного превосходили известные нам образцы их российских конкурентов.
«Зодиаковские» пилоты были настоящими ювелирами — ни разу прежде мне не удавалось так просто делать фото на полном ходу: одного взмаха руки было достаточно, чтобы следующий за тобою РИБ занял нужное положение в кильватер или справа по борту именно в том месте, где это и должно было быть!
Забавно, что и букашка «Футура» (всего-то под «ямаховской» сороковкой) на некоторых режимах уверенно шла ноздря в ноздрю с РИБами, укомплектованными многосильными подвесниками. Скорость и отличная мореходность «Марка 2» достигались не только благодаря более современным гидродинамическим формам, но и за счет увеличения до 200 мм диаметра надувного киля. В тестируемой лодке алюминиевый пайол, к которому крепились (стрингера снабжены оригинальной системой направляющих фиксаторов) сиденья с углублением и небольшой спинкой, а также симпатичная консоль (в ней есть даже рундучок) с рулевым управлением, щитком приборов и ветровым стеклом. В носу виднелась хорошо принайтованная сумка из двух отделений, в одно из которых очень удобно укладывать якорь.
Эта новенькая «футурка» очень легла мне на душу. Я восхищался не только внешним видом и основательной напичканностью прибамбасами, но и маневренностью, комфортом, легкостью в управлении, устойчивостью. На любых галсах и скоростях она без вопросов «кушала» противные доводы разгулявшейся полноводной Шаранты. И лишь у самого моря, где река образовывала широченный лиман, а рваная волнишка поднялась до полуметра, начался откровенный прямой массаж моего позвоночного столба. Стали попадать через борт и брызги ( хотя к баллонам приварен широкопрофильный резиновый отражатель, надежно защищающий при более мягких условиях). Кстати сказать, со следующего года «Зодиак» устанавливает на надувнушки новую систему сливного клапана (на «Марке» их два), оборудованного защитной сеточкой с внутренней стороны транца.
Произвольная программа испытаний продолжалась около трех часов. Казалось, все было уже ясно, как «аз-буки-веди», тем не менее по выходе на спокойные воды местный начальник попросил меня покрутить восьмерки на полном газу при возможно малых радиусах поворота, сам же внимательно наблюдал за происходящим с тарахтевшего поодаль РИБа.
Что сказать вам, сэры? Никогда прежде Великанов не чувствовал себя в надувнушке столь уверенно на любых виражах! Лодка не дельфинировала, мотор не глотал судорожно воздух при резких маневрах, а консоль управления позволяла дополнительно зафиксировать стабильность вертикального положения пилота — удобно распереться ногами. Вдобавок вовремя обнаружился поручень — очень кстати расположенная ручка для переноски лодки.
Главный испытатель, довольный сегодняшними результатами, показывает пальцем вверх. Через несколько минут он принялся закреплять «Марка» на транспортировочные колеса (это возможная опция). На них лодка уверенно стоит и на шоссе, хотя мы ехали с довольно приличной скоростью.
Жерар — опытный рыбак, для выездов использует «зодиаковский» РИБ (5.20 м) под 85-сильной «Ямахой». Попутно замечу, что среди парижских начальников компании (а вопросы я с крестьянской прямотой задавал каждому встреченному) никто не числится в списках владельцев надувного флота.
Вместе с Борисом я еду в Ла-Рошель — конечную станцию на железной дороге в западном направлении. Город возник более 1000 лет назад, и во всем мире его знают благодаря «Трем мушкетерам» Дюма. Тогда, в начале XVII в., его осаждали гвардейцы всесильного кардинала Армана-Эммануэля-Софи-Септимани дю Плесси Ришелье (в итоге из 80 000 жителей в живых осталось не более 5000). До сих пор тут множество средневековых построек, по-прежнему вход в главную городскую бухту охраняют сторожевые башни — Цепная и Святого Николая. Между ними когда-то натягивались килевые цепи, препятствующие продвижению вперед больших кораблей.
Борис — счастливый обладатель старенького дизельного «опеля» (счастливый, поскольку солярка во Франции раза в три дешевле бензина), зато у «зодиаковского» инструктора в наличии собственная яхта: ведь он живет в Ла-Рошели, а здесь вторая по величине после Сан-Диего марина на планете: круглый год стоят у культурненьких бонов 3500 судов, из которых 60% парусники! Такого леса мачт я не видел ни разу в жизни — они повсюду, и кажется, словно двухметровые кирасиры идут ровными рядами до самого горизонта. На будущий год городские власти планируют увеличить стоянку еще мест на 800! Но все равно, чтобы попасть в эту тусовку , надо ожидать очереди не менее четырех-пяти лет. Плата за год сравнительно доступная — 120 евро с метра длины. Яхтенный спорт в этой части Франции, точно хоккей в Канаде.
В Ла-Рошели ежегодно стартует гонка одиночек на 6.5метровых яхтах до Бразилии. Допускают к этим соревнованиям не более 70 участников, так что записываться надо за несколько лет, а по распространенному здесь мнению, любой уважающий себя яхтсмен обязательно хоть раз должен тут заявиться.
Когда усталое осеннее солнце уже совсем завалилось в хмурые воды беспокойной Атлантики, на бархатном небосклоне между неясными очертаниями тупоконечных башен внезапно нарисовалась Маркаб — ярчайшая звезда созвездия Пегаса. Как известно, крылатый конь Пегас был любимцем девяти муз — дочерей Зевса и богини памяти Мнемозимы, а своим копытом он выбил на горе Геликон источник, вода которого приносила (и приносит) вдохновение поэтам. И хотя короткое знакомство с «Зодиаком» уже закончилось, а назавтра предстояла трехчасовая маята в курительном вагоне, внутри зрело странное ощущение приподнятости и необычайно хорошего настроения. Значит, и мне, грешному, нечаянно удалось прикоснуться к сокровенному источнику.
Андрей Великанов. Редакция благодарит компанию «Мореман» и ее генерального директора Александра Николаевича Маркарова за организацию поездки на фирму «Зодиак».