— На 15 минут могу рассчитывать? — Наивно поинтересовался корреспондент из "КиЯ".
— Ты что, с ума спятил! — Весело рассмеялся Шимицу-сан. — Максимум три. А может быть, просто заснимем рукопожатие на пленку а остальное — уяснишь из его выступления на открытии международной бот-шоу. Что не ясно будет, поможем.
Весь вечер я промучился чувством страшной несправедливости, стараясь придумать заоблачному президенту каверзу в стиле последнего грозного сёгуна (военные правители Японии) из династии Токугава. Но как только господин Хасегава подошел к микрофону вчерашние хмурости в моем мозгу немного порассеялись, поскольку выступление не только синхронно снимало на пленку несколько телеканалов сразу, но еще отовсюду торчали хищные объективы фотокамер стольких изданий, что, верно, и смазливый Ди Каприо позавидовал бы. Президент же сетовал на сложные экономические времена в японском царстве-государстве, из-за чего у рыбачащей публики (а это и есть основные потребители продукции морского департамента "Ямахи") появились тенденции инвестировать средства отнюдь не в дорогущие люксовые яхтенные "прилагательные", а в небольшие катера со среднемощностными подвесниками, совсем не четырехтактной породы. Говорил он и о непременных гармониях, что должны существовать между современным человеком и загибающейся природой и, как следствие, о разработке и внедрении везде и всюду четырехтактных двигателей или иных "приятных для экологии" новшеств типа HPDI (прямой впрыск под высоким давлением) для мощных двухтактников.
Лишь только пламенная речь главного впередсмотрящего японского моторостроения прервалась усердным хлопаньем в ладоши, как меня плотно ухватил за рукав Номура, один из менеджеров российского отделения "Ямахи", и уверенно потянул в сторону от шумной репортерской публики. И не успел я добыть из кармана походный блокнотик и ручку как уже пожимал крепкую руку Хасегавы — прекрасно говорящего по-английски, с иголочки разодетого японца лет шестидесяти, представившегося в довольно простецкой форме:
— Тим!
— Господин президент, — по-пионерски бодро вступил я, — не могли бы вы российскому читателю в двух словах объяснить, что такое "Ямаха"?
— Более точно название корпорации звучит "Ямаха мотор". Если сказать просто "Ямаха", то многие решат, что речь идет о роялях или других музыкальных инструментах. "Ямаха мотор" сегодня — это 60 предприятий в 35 странах мира с объемом продаж 7 млрд. 105.6 млн. долларов1. Это 14 различных направлений, где следует выделить в первую очередь мотоциклетное, дающее 52.4% от вышеназванной цифры. По 19% соответственно приносят динамично развивающиеся морской и силовой (генераторы, водяные насосы, снегоочистительные установки, машины для гольфа, картинги и т. д.) департаменты.
— А что, по вашему мнению, отличает сегодняшнюю "Ямаху" от прочих крупных игроков моторостроительного рынка? Не могли бы вы дать коротенькую характеристику конкурентам на рынке подвесных лодочных моторов?
— Во-первых, качество. Ведь лозунг основателя "Ямаха мотор" Геничи Каваками2 (Genichi Kawakami) — "Изделием может называться лишь тот продукт труда, что удовлетворяет вкусам потребителя в любой точке земного шара" — верен и сейчас. Наша корпоративная миссия — создать "кандо", что по-японски значит восхищение и глубокое удовлетворение. В тисках урбанизации, ограниченности природных запасов и хрупкости окружающей среды мы хотим дотянуться до сердца каждого покупателя. Не за горами 50-летие компании3. и, несмотря на плотность соревнования, различной ценовой и маркетинговой политики конкурентов. "Ямаха" — в силу обширного экономического потенциала и объективного присутствия в совершенно различных сегментах как рекреационного, так и коммерческого рынка в 180 странах мира — может рассчитывать на то, что одно наше имя в голове потенциального покупателя созвучно с заветной мечтой, будь то мотоцикл, подвесной мотор или генератор.
А по разработкам четырехтактников единственный достойный соперник — конечно же, "Хонда". "Сузуки" производит отличные моторы, но уж так сложилось, что они всегда вторые. "Тохатсу" — чрезвычайно маленькая фирма, просто забава, а компании "Ниссан" в Японии уже нет.
— А как быть с американским "Меркури"?
— О, это наши добрые партнеры! — Тим широко и хитро заулыбался, но при этом глянул на часы. — Вот уже 25 лет совместно с детищем Киекайфера мы реализуем значительные проекты. Если точнее выразиться—взаимно обогащаем друг друга, особенно с инженерной точки зрения.
И тут я, в ужасе вспомнив, что вчера пророчил пиарщик Шимицу: "Максимум три минуты", выпалил:
— В японском фольклоре существует семь богов, кого бы вы выбрали в качестве символа вашей компании?
По растерянному лицу президента было видно, самурайская каверза достигла цели, и потому читатели "КиЯ" могли рассчитывать на несколько более продолжительное общение. Пока же Хасегава-сан собирался с мыслями, я стал сам вспоминать, кто из синтоистских божеств и за что отвечал в Стране восходящего солнца: Эбису — бог удачи, изображался в виде рыболова с окунем под мышкой, Данкоку — бог торговцев, банкиров и плодородия, Хотэй значился вершителем человеческих судеб, Дзюродзина олицетворял мудрость, хотя горазд был побаловаться вином в женской компании, дедушка Фуку-Року-Дзю — это долголетие, единственная женщина Бентен покровительствовала людям науки и искусства, ее обычно изображали с лютней в руках...
— Мне по душе с детства был Данкоку, — рассмеялся Тим, — ведь его всегда изображают с мешком в руках. В мешке же деньги! А откуда такие познания нашей мифологии?
— Это уже при следующей встрече. — Настойчивые взгляды придворной свиты, стоявшей чуть поодаль, не давали малейшего повода для расслаблений. — Как бы вы могли охарактеризовать специфику рынков на различных континентах?
— Основной потребитель продукции "Ямахи" — Северная Америка (более 37% общего числа и 52.6% по морскому департаменту), а конкретнее — США. Например, около 90% продаж наших гидроциклов, снегоходов и ATV происходит исключительно там. В США у нас три собственных завода по производству пластиковых корпусов, есть крупное предприятие в Атланте, где создаются гидроциклы и их четырехколесные собратья. Велико значение этого рынка для солидных подвесных моторов и дорогих мотоциклов. Азия, Европа и Латинская Америка — тут превалирует мотоциклетное направление, особенно сегодня, когда мы выпускаем очень экономичные и доступные по ценам скутеры объемом 250 и 500 см34. Для сравнения приведу цифры по европейским продажам — 1 млрд. 227.5 млн. тут приходится на мотоциклы и только 179.3 млн. на "морскую" продукцию. В Европе у нас шесть собственных заводов, в том числе во Франции по производству лодочных моторов. Где подвесники действительно идут в гору, так это в Австралии и Африке. Для последней, а там не всегда найдешь качественный бензин, собственно говоря, и была разработана супернадежная серия "Enduro". Слышал, они популярны и в России?
—Уверен, что 40- и 25-сильные модификации данной "мужской" серии при правильной ценовой политике обязательно найдут покупателя не только в столицах, но и на окраинах, где моторная лодка порой является единственным средством передвижения.
— Ваш рынок очень быстро развивается, и мы предполагаем в ближайшем будущем взрыв покупательской активности. Поэтому на "Ямахе" год назад было принято решение о создании российского отдела, где трудятся 10 человек во главе с господином Мацумото (см. "КиЯ" №179). Хотя у вас есть интересные особенности, например ГОСТ (подобное существует еще в Китае) и система сертификации. К тому же, заранее невозможно спрогнозировать, что и сколько будет стоить. В прошлом году к нам приезжала комиссия из Госстандарта для изучения технологического процесса производства моторов. Зачем это было нужно? Ведь мы обладаем сертификатами международного стандарта ISO 9002, 9001 и экологическим 14001. Как эта инспекция повлияет на качество продукции "Ямахи", никто в Японии так и не понял, зато выложили 57 000 долларов на прием московской делегации.
— Зачастую и в России многим это не вполне ясно, оттого, наверное, серый импорт порой превышает легальный. Не собираетесь ли вы, господин президент, создать у нас структурно-производственное подразделение "Ямахи", ведь в одном только Китае у вас за последние годы выросло 10 дочерних компаний.
— КНР с более чем миллиардным населением и высокой степенью урбанизации представляет лакомый кусок для любого производителя небольших двигателей. Там мы собираем и продаем не только мотоциклы, мопеды, но и пластиковые катера. Несмотря на дешевизну рабочей силы, открытую инвестиционную политику китайского руководства, лодочные моторы из-за высоких стандартов и сложности технологий производить в КНР пока не думаем. С Россией же у Японии еще не урегулированы некоторые политические вопросы, нет мирного договора, сложно у вас и с инвестиционным климатом. Хотя. еще совсем недавно никто не предполагал, что у нас появится российский отдел. "Ямаха" пошла на этот шаг осознанно и раньше других конкурентов. Так что, поживем — увидим!
— И последний вопрос, Хасегава-сан, какой самый любимый подвесной мотор у президента "Ямаха мотор"?
— Мне по сердцу, — без промедления ответил японец, — четырехтактная четырехцилиндровая "шестидесятка" с длинной ногой. Идеальный, надежный двигатель на все случаи жизни. Этот мотор можно поднять вдвоем, вручную, а по динамическим и мощностным характеристикам он полностью удовлетворяет мои спортивно-возрастные и душевные запросы.
А. В. Редакция благодарит компанию "Петросет-Большой" за помощь в организации поездки в Японию.
Примечания
1. Данные за 2002-й фискальный год.
2. Многолетний президент корпорации; скончался 25 мая 2002 г.
3. В 2005 году.
4. Современный вариант нашенской "Вятки".