Мы все, конечно, давно привыкли, что промышленный монстр под именем «Yamaha» силен удивлять публику новинками в совершенно необычных ракурсах, вплоть до производства гитар, роялей и ударных установок. У «ямашников» всегда полно оригинальных придумок, только успевай поворачиваться, чтобы, как говорится, держать руку на пульсе. Поэтому когда в редакцию дозвонился Андрей Геращенко, руководитель департамента Yamaha ООО "Петросет-Большой", одного из самых сильных дистрибьюторов этой фирмы в России, и пригласил нас принять участие в испытаниях мотовездеходов, мы сразу согласились. Вообще-то эти модерновые всепролазные каракатицы во всем мире коротенько называют ATV (от английского all terrain vehicle, что в переводе означает "транспортные средства для любой местности").
За рубежом по уровню продаж и спектру применения средства передвижения этой категории на голову опережает снегоходы, не говоря уж о гидроциклах. Они могут широко использоваться как для спорта и отдыха (в нашем случае компания «Петросет-Большой» выкатила на тест две модели из этой группы: "YFA 125 4X2 Breeze" и "YFZ 350 4X2 Banshee"), так и для серьезных работ и профессиональных увлечений. Данную реальность на тест-драйве представлял полноприводной темно-зеленый красавчик "YFM 660 FWA Grizzly". Он имел за пазухой все элементы классического внедорожника: понижающая передача, блокировка дифференциала, независимая подвеска всех четырех колес, возможность переходить на режим 2WD. Даже цена «Grizzly» походила на автомобильную - по розничной цене вам придется выложить за него 11 490 самых настоящих американских. По признанию экспертов, у этой модели наилучшее соотношение мощности и веса (всего 272 кг) среди всех выпускаемых сегодня «атэвэшек» на нашей планете.
При этом «Grizzly» может спокойно тянуть за собой на форкопе более 600 кг полезного груза, что в наших специфичных условиях делает его незаменимым помощником, когда вам, например, надо дотянуть до реки катер или экспедиционный груз по вполне вескому российскому бездорожью, где и сам господин «лэндкрузер», без сомнения, скажет беспомощное «аля-улю»!
Мне и раньше доводилось испытывать подобного стального «медведя» в деле во время охоты на благородного оленя в горах — тогда всего минут за двадцать на закукорках этого трудяги мы вдвоем с приятелем, карабинами и солидной поклажей для обустройства засидки забрались так далеко, о чем ранее и меч-тать-то не могли. Сразу скажу, что управлять им чрезвычайно легко — спасибо автоматической трансмиссии, но вместе с тем при езде по пересеченной местности нужны определенные навыки, чтобы сводить скорость, ухабы и центр тяжести ездока в единую движущуюся константу. Не зря же в Северной Америке запрещается укрощать подобные мотовездеходы лицам, не достигшим 16-летнего возраста.
За рубежом полноприводные АТВ очень широко используются в фермерских хозяйствах: тут тебе и быстроходность, и маневренность, и тягловый потенциал, да и расход топлива — не в пример обычному трактору.
"Banshee" ближе всего стоит к мотоциклетным собратьям: здесь есть кик-стартер, вместо вариаторного ремня — цепь, обычное ручное сцепление и переключение скоростей левой ногой (всего их шесть). В отличие от мотоциклов, ручка газа представляет собой привычную снегоходовскую конструкцию — рычаг под большой палец правой руки, что в данном случае чрезвычайно удобно. По снегу эта двухтактная синенькая фитюлька носилась как надо и прыгала со снежных трамплинчиков, хотя на все сто мы японский агрегат так и не раскрутили из-за погодных условий. На асфальте уже обозначилась легкая корочка льда, и на лицах встречных водителей легко читался немой вопрос: «А не взлетит ли эта малютка в следующую секунду в серые небеса?» Ведь журнальные статьи утверждают, что двухцилиндровый двигатель на 347 см3 разгоняет 175-килограммовую "Banshee" быстрее, чем любая другая модель из существующих ныне двухтактников. Оптимально ее использовать на песчаных пляжах, где, скорее всего, она и скажет веское «банзай!»
125-кубиковый «Бриз», по нашим оценкам, пригоден не только для детских развлечений (на Западе им пользоваться разрешено с 12 лет, при этом предусмотрена система ограничения хода дроссельной заслонки, чтобы родители могли заранее установить максимальную скорость движения), но и, например, для фермерских хозяйств, где надо преодолевать значительные расстояния по полям и перелескам. Весит он всего 135 кг, и поэтому выдрать "мотик" легко из любой внедорожной сумятицы и одному человеку.
Коробка передач вариаторная, с очень логичным ручным переключением в нейтраль и назад. Стоит игрушка чуть более 4 тыс. и заводится электрическим стартером (скоростная модель, описанная выше, тянет на 7390 долл.).
Однако устроители теста не были бы самими собой, если бы под конец демонстрационных «па-да-де» мотовездеходов не учинили самые настоящие гонки.
Кто бывал на Орлиной горе в Кавголово, соврать не даст, что, несмотря на близость уснувших на зиму дачных построек, местность там довольно пересеченная, со множеством луж, канав, прочих дорожных неровностей и колючих неприятностей. В таких сценариях, как говорят бывалые снегоходчики, сидеть надо опираясь на ноги, только тогда можно «подбросить в топку уголька», не боясь вылететь. Одним словом — адреналин в квадрате!
Километров 15 мы накрутили по заснеженным лесным тропинкам, прежде чем мне удалось на вроде бы малосильном «Бризе» все-таки протиснуться вперед настырного директора «Yamaha-Центра на Петроградской». Правда, сделал я это не совсем корректно. Пока Андрей на элегантном «Banshee» обруливал стороной глубокую лужу, мой 125-кубовый "гигант" продемонстрировал, что иногда и 8 л.с. достаточно, чтобы обдать соперника липкой осенней грязью и пусть не на долго, но сорвать зрительские симпатии и кокетливые женские улыбки: смотри — "Yamaha" наступает!