Начавшееся с середины 90-х гг. снижение численности участников гонки продолжилось и на этот раз — всего на старт регаты вышли 37 участников. "Золотые дни" Транзата, когда количество участников превышало сто (самой многочисленной была гонка 1976 г. — 125 яхт), миновали, похоже, навсегда — сейчас участие в этом соревновании уже не по карману даже многим профессиональным яхтсменам и командам. Именно высокая стоимость вынудила одних спортсменов совсем отказаться от участия в ней, а других, побогаче, — от постройки новых яхт специально для гонки. "Эпидемия строительства", которая обычно сопровождала подготовительный период каждой новой регаты завершилась — подавляющее большинство участников выступали на судах, построенных два-три года назад, а то и ранее: так, лодку "Quicksilver Edition" можно было видеть еще в "Vendee Globe" 1989 г. (в то время она носила имя "Fleury Michon").
Впрочем, были и исключения. Пожалуй, главное из них — "Аквапланер", как его окрестила пресса, или необычный крылатый катамаран с реданными обводами, построенный Ивом Парлье (о нем "КиЯ" писали уже дважды — в №184 и №189). Болельщики, равно как и журналисты, буквально изнемогали от нетерпения — им хотелось увидеть необычное судно в деле — сиречь в океане, а не на прибрежных тренировках. Еще одним новым многокорпусником стал 50-футовый тримаран "Trilogic" — очень легкая и потенциально быстрая машина конструкции Жубеля Нивера и Марка Ломбара.
Среди однокорпусников главными новинками стали две радикально новые "Open 60", спроектированные все тем же Ломбаром — спущенные на воду зимой и весной систершипы "Sill" и "Bonduelle". Почему главными? Потому что все знали: участие в "The Transat" для этих яхт — только генеральная репетиция. Их основной старт еще впереди — им будет кругосветная безостановочная одиночная гонка "Vendee Globe", начинающаяся 7 ноября 2004 г.
Эти лодки, относящиеся уже к новому поколению "шестидесяток", довольно сильно отличаются от многих других яхт этого класса — даже от "Virbac" ("КиЯ" №189). Их основными особенностями являются, во-первых, поворотная мачта-крыло, поддерживаемая дополнительными аутригерами и, во-вторых, заметно иные обводы корпуса. В отличие от большинства своих одноклассниц, чья ширина от миделя до кормы остается практически неизменной, новые яхты имеют чуть меньшую максимальную ширину (5.20 м против 5.40-5.50 м у конкурентов), которая вдобавок заметно уменьшается в кормовой трети корпуса. Благодаря этому их обводы более сбалансированы, что делает эти две лодки гораздо лучшими лавировщиками, нежели, например, упомянутая "Virbac". Интересно отметить, что обе яхты имеют и меньшую площадь парусности на полных курсах, чем большинство их соперниц — это сделано для облегчения управления ими и уменьшения риска брочинга. Еще одной архитектурной особенностью является несколько оттянутая в корму рубка с большим, чем обычно, объемом внутреннего пространства (площадь каюты на "Bonduelle" — целых 20 м2). Она оборудована качающимся на кардане штурманским столом, интегрированным с капитанским креслом. Фактически получился единый модуль, позволяющий гонщику спокойно работать независимо от крена и качки — идея, впервые предложенная еще Э.Табарли, учеником которого является капитан "Bonduelle" Жан Ле Кам, внимательно надзиравший за постройкой "своей" яхты.
"Bonduelle", которую по приглашению Ле Кама крестила внучка Табарли, уже успела хорошо проявить себя — в начале мая она с блеском, "в одни ворота", выиграла регату "1000 Miles Calais", значительно опередив флот остальных "Open 60" (которые одни только и могли участвовать в этой гонке). Некоторую конкуренцию ей смог составить лишь новый же "Ecover", остальные яхты просто "провалились", катастрофически отстав на трое суток и более. Оставалось, однако, решить — кому (или чему) следует отдать должное, говоря об этой победе: высоким техническим качествам яхты или опыту ее капитана — Жан Ле Кам хорошо известен в мире океанских парусных гонок хотя бы тем, что трижды(!) выигрывал трансатлантическую регату на яхтах "Figaro" ("КиЯ "№188).
Но перед "The Transat" у "сестричек" что-то не заладилось. Еще в ходе "1000 Miles Calais" одна из них — "Sill" — столкнулась с серьезными проблемами: отклоняемый киль лодки на максимальных скоростях начинал сильно вибрировать. Дело дошло даже до того, что от вибрации стала расслаиваться углепластиковая обшивка плавника, и яхта была вынуждена сойти с гонки. Конструктор определил причину как флаттер — срыв потока с задней кромки плавника. Был отлит новый бульб (со смещенными центрами тяжести и бокового сопротивления), но это не помогло. В итоге уже в конце мая капитан "Sill" Ролан Журдэн принял тяжелое и мужественное решение — отказаться от участия в Транзате. Тяжелое потому, что для него это был последний шанс осуществить квалификационное плавание, необходимое для участия в "Vendee Globe"3. В подвисшем состоянии оказался и Ле Кам — формально у него вроде бы не было оснований беспокоиться, ведь его яхта не сталкивалась с подобными проблемами. Но и "Sill", и "Bonduelle" были построены по единому проекту на одной верфи и, как следствие, могли иметь одни и те же конструктивные недостатки. После долгих размышлений Ле Кам тоже снял свою яхту с дистанции.
Изучение проблемы привело к следующим выводам: в тех случаях, когда тонкая поверхность (в данном случае — боковина плавника) композитного материала (углепластика) одновременно подвергается нескольким перпендикулярно приложенным нагрузкам (на сжатие-растяжение, изгиб и кручение), теоретические представления о прочности углепластика зачастую перестают соответствовать действительности. На самом деле ряд конструкторов уже довольно давно располагал информацией о подобном неклассическом поведении анизотропного материала но делиться ею с коллегами не собирался. Знание именно этого обстоятельства позволило в свое время "Morelli & Melvin Yacht Design" спроектировать "вечную" углепластиковую мачту4 катамарана "Playstation" ("КиЯ" №191). Напомним, что первые догадки о подобной особенности углематериалов появились еще в результате анализов катастрофы во время Фастнетской гонки 1979 г. ("КиЯ" №84), правда практически никто из яхтенных конструкторов не мог позволить себе провести многочисленные дорогостоящие испытания работы углепластика в разных сложных режимах нагрузки. С той же "M&MYD" перед началом работ по "Playstation" подобной информацией поделилось NASA — мало кто из яхтсменов и конструкторов имел и имеет такую поддержку. Тем не менее шила в мешке не утаишь, и новые методы расчета и конструирования сложно-нагруженных узлов из углепластика, демонстрируемые сегодня в первую очередь американскими конструкторами, нужно надеяться, скоро станут нормой в парусном судостроении.
Вышеупомянутая "Ecover" Майка Голдинга конструкции "Owen Clarke Yacht Design" — еще одна новая яхта класса "Open 60". Она проектировалась специально для "Vendee Globe" и была спущена на воду весной 2003 г., поэтому смогла принять участие в ряде гонок прошлого сезона и выйти на старт Транзата хорошо обкатанной и настроенной. К работе над новым судном были привлечены многочисленные "варяги" — начиная от кудесников из "SP Technologies" и заканчивая инженерами сразу из двух команд Кубка "Америки". Характерно, что, в отличие от ломбаровских "сестричек", "Ecover" имела плавник киля, изготовленный из специальной высокомодульной стали — это казавшееся год назад излишне консервативным и осторожным решение сегодня с учетом известных проблем "Sill" и "Bonduelle" выглядит весьма мудрым. Есть и другие отличия, выделяющие "Ecover" среди соперников: например, ее поворотная мачта оснащена обычными краспицами, а не аутригерами, как у тех же "Sill"/"Bonduelle". На фоне другого грозного соперника — "Virbac" — вооружение "Ecover" выглядит довольно радикальным: ее мачта ниже, чем у конкурента почти на 2 м, но зато к площади грота добавляется площадь мачтового крыла. Это должно свидетельствовать о хороших лавировочных качествах подобного вооружения, что и подтвердило успешное выступление яхты в "The Transat 2004". К сожалению, как и в случае с мачтой "Playstation", никаких комментариев о конструкции мачты-крыла нам получить не удалось — известна лишь одна, но немаловажная деталь: делала ее та же фирма (и даже та же бригада специалистов), что и мачту для суперкатамарана Стива Фоссетта. Точное водоизмещение яхты (в последнее время это уже становится нормой) — также секрет, но известно, что были приняты все мыслимые меры для его снижения. Яхта построена целиком из углепластика с использованием номекса в качестве заполнителя, везде при малейшей возможности применялись наиболее "легкие" (с точки зрения массы конструкции) решения: например, перья рулей и квадранты на баллерах сделаны из углепластика, штуртросы — из вектрана, штурманский стол в каюте имеет сэндвичевую конструкцию с сотовым наполнителем. Конструкторы "Owen Clarke Yacht Design" обращали максимум внимания на всевозможные мелочи, способные облегчить жизнь гонщика и управление судном в долгом одиночном плавании. Например, асимметричные шверты оснащены развитым набором подшипников для снижения усилия их подъема (на "Virbac", как выяснилось, на высокой скорости гидродинамическая сила настолько плотно прижимает шверты к стенкам колодца, что поднять их на ходу крайне затруднительно), в каюте усилена теплоизоляция, для защиты от ветра и волн увеличен козырек "веранды" кокпита и внесен еще ряд дополнений, о которых так часто забывают теоретики от яхтостроения.

Павел Игнатьев. Фото Жиля Мартин-Раге, Бенуа Штихельбота и Джона Нэша
Примечания
1. International Monohull Open Class Association — Международная Ассоциация однокорпусных яхт открытого класса.
2. Ocean Racing Multihull Association — Ассоциация океанских гоночных многокорпусников.
3. Последовавшее позднее изменение регламента "Vendee Globe" все же позволило Р.Журдэну успешно провести квалификационное плавание. К гонке он допущен.
4. Кстати, как считается сейчас, частые загадочные поломки мачт на новейших французских многокорпусниках — свидетельство недооценки именно этого свойства углепластика.