Сегодня "Brunswick" привез сюда — в набитую битком Вильфраншевскую марину — перспективные модели из серии "Bayliner" и "Maxum". Мы уже упоминали эту старейшую транснациональную корпорацию (зарегистрирована в 1845 г. в США, объем продаж в 2003 г. превысил 4 млрд. долл.) в репортаже с "Меркури", двигатели от которого устанавливаются на суда всех фирм, принадлежащих "Brunswick". Напомню, что кроме двух вышеупомянутых катерных имен за гигантом развлекательной индустрии (основную прибыль приносит производство столов для бильярда и оборудования фитнесс-центров) значатся следующие известные во всех уголках света судовые бренды: "Sea Ray", "Baja High Performance", "Boston Whaler", "Trophy", "Princecraft Deck", "Hatteras Yachts", "Meridian Yachts", "Sealine Sportcruisers and Yachts". Список, как видите, представительный. Да и сам "Bayliner", которому уже 48 лет от роду, считается компанией номер один в мире по количеству производимых катеров. В прошлом году 10 заводов фирмы (семь находятся в США, по одному в Бразилии, Мексике и Болгарии) выдали на гора более 20 тыс. корпусов! Причем братский славянский народ под чутким американским руководством сумел преодолеть уже 1000-й рубеж, выпуская три модели "Bayliner".
По грубым подсчетам, на сегодня мировые воды бороздят около 150 тыс. (из этого числа 60 тыс. — в США, 15 тыс. — в Европе) катеров с "бейлайнеровской" фамилией или отчеством. Естественно, их очень много и на вторичном рынке.
Информация об изображении
"Bayliner 175" — самая популярная модель серии из восьми прогулочных катеров фирмы
Главный девиз компании — "сделать семейное удовольствие на воде общедоступным". Посудите сами, где вы еще умудритесь приобрести катер из композита да еще с мотором и трейлером за 15 тыс. долл.1 (именно столько стоит один из хитов прошлого сезона — 7-местный "В175", оборудованный стационарным 3-литровым 135-сильным "MerCruiser"). Ровно за такие деньги "Honda" продает лишь 150-сильный подвесной мотор.
"Bayliner 175" — самая популярная модель серии из восьми прогулочных катеров фирмы
"В175" чуть дешевле, чем следующий в модельном ряду "В184" (5.49х2.29 м; 852 кг) со 115-м "Mariner OptiMax". По словам Франсуа Себирэ — управляющего директора европейского отделения "Брунсвика", на "стосемьдесятпятку" создалась очередь даже в пресыщенной всеми судостроительными баловствами Франции. По планам же на 2004 г. будет выпущено около 4400 единиц данной модели — приблизительно 22 катера в день.
— За счет чего компания достигла таких показателей? — мы сидим с Франсуа в баре старинной гостинички. Окна ее смотрят на уютную бухту, вокруг которой в тесноте и в совершенном беспорядке прилепились строения различных эпох, самых причудливых стилей и размеров.
— Как ты знаешь, "Брунсвик" — весьма солидная корпорация, — широко улыбается высокий, чуть с сединой на висках, породистый француз, — которая практически без потерь преодолевает многие болячки, присущие ныне практически всему рекреационному катеростроению. Мы, например, можем приобретать расходные материалы и производить отдельные компоненты для любой модели в разных странах, использовать инженерно-конструкторские наработки от других собственных брендов, не беспокоиться о ходовых соответствиях между двигателем и корпусом — тут помогут испытатели из "Меркури". Кстати, все обводы "бейлайнеровских" катеров сразу проектируются в объеме и разрабатываются лишь под двигатели этой марки.
— И какие же общие особенности этих корпусов?
— У нас нигде и ни в какой форме не присутствует дерево. Применяется оригинальная и особо прочная конструкция узла пересечения поперечного и продольных реданов, отформованных за единое целое с корпусом, наружные слои которого образованы на основе винилэфирной смолы.
Точность воспроизведения обводов при изготовлении стандартного корпуса равняется 0.25 мм.
— Конкуренты уверяют, что "бей-лайнеровская" дешевизна базируется на штамповке и малом запасе прочности корпуса как раз при использовании композита. Как однажды сказал один менеджер с "С-Dory", такие катера покупают лишь зеленые новички, ни разу не выходившие на воду. Якобы все владельцы "Bayliner"впоследствии дорастают до более полноценных "имен".
— Все наши модели проходят очень суровые ходовые испытания, — уже серьезно кивает головой Себирэ, — и строго соответствуют требованиям Службы Береговой охраны США, ведь около 90% "Bayliner" продается в Северной Америке. К тому же, у нас лучшие в индустрии гарантийные обязательства, как по целому изделию, так и по материалам корпуса (пять лет). Вообще же география продаж — это поистине весь мир! В этом году мы реализовали 400 позиций в Австралию, первые катера ушли в Индию и Казахстан, даже ледяная Гренландия купила 20 штук...
— А что происходит нынче в Европе и на просторах бывшего Советского Союза?
— Европейские дилеры, а их 150, продали в текущем году около 2000 катеров. Румыния приняла 40 штук, 80 плавают где-то на Украине, стремительно развивающийся российский рынок лишь официально "проглотил" 200 катеров.
"Брунсвиковские" воротилы пригнали для журналистов ведущих европейских изданий семь новинок из своей конюшни — четыре модели под именем "Bayliner" и три "Maxum". Нам предоставлялась возможность не только послушать лекции и поглядеть слайды, но и самим выйти на блестящих белых глянцем красавцах в открытое море. Оно, к величайшему сожалению, не слишком радовало — штормило. Плюс еще сверху беспрестанно что-нибудь да лилось. Напрямую скажу, семейный отдых в такую погоду был бы не самой удачной придумкой. Зато сразу стали видны слабые места тестируемых "лошадок" — недостаточное количество поручней и ручек, за которые можно схватиться, чтобы уверенно держаться в случае непредвиденной болтанки. Но уж если занял козырную позицию у лобового стекла (например, на "В225" для пассажиров есть только одно такое место, где можно удобно взяться обеими руками за поручни), то оно как раз придется тебе по центру переносицы, и при неосторожном вождении можно легко оказаться в серьезном нокауте.
"В225" рассчитан на 10 пассажиров; на нем установлен 5-литровый "MerCruiser Alpha 1". При стоимости 27 тыс. долл. катер очень хорош для проведения выездных "научных семинаров" — тут даже водительское кресло вращается на 180°, что позволяет быстро развернуться к столу по известной команде: "Налито!". По всей ширине транца расположена площадка для купания с трехступенчатым нержавеющим трапом. Очень много рундуков и комфортных сидений, но вот прочных держалок на случай чего — нету! Именно эта конструктивная недоработка и стала причиной моих кровавых разборок с опционным умывальничком, установленным на палубе в корме, на уровне моторного отсека. Рулил в то утро бесшабашный мореман Жозе Кариано, решивший показать писакам, как надо прорезать на полном ходу двухметровую волну. Хитрый англичанин сразу же вцепился в место с двумя поручнями, я же волею судьбы оказался у единственной ручки чуть позади этого треклятого умывальника, когда пришлось на практике изучить гравитационную составляющую человеческого пребывания на Земле.
Организаторы пытались нас убедить, что представленные на обозрение бренды — конструктивно различные модели. На деле же мы видели одни и те же корпуса (добавим сюда еще близнецов под именем "Trophy"2, ориентированных исключительно на рыболовный мир) только с разной раскраской и различной комплектацией.
Катера "Bayliner" стремятся быть базовыми и более доступны по цене, тогда как "Максумы" выпускаются с претензией на "супер". Отличить по ходовым качествам "М 1800 МХ" со 135-сильным "Меркруйзером" от "В175" не удалось ни мне, ни зарубежным коллегам. Зато, по словам хозяев, во Франции последний стоит 16 тыс. евро, а окрашенный в темно-вишневые тона "1800-й" тянет на целых 19 тыс.!
Если тебя, уважаемый читатель, не волнуют дополнительные рундуки, стильность покраски и дорогие отделочные материалы, а магнитолу ты в состоянии установить собственноручно, то путь твой прямиком к букве "В". Если же ты любитель с расстановкой и удобством пролистать свежую прессу в хорошо оборудованном гальюне, без задирания ног выйти на транцевую платформу, убрать лыжи в специальное отделение и после обеда подремать в уютном кокпите (все это относится к 38 000-долларовой модели "2400 SCP" с 5-литровым "Меркруйзером" и трейлером, то идти тебе, конечно, следует на букву "М". Этот катер очень хорошо слушается руля (установлен гидроусилитель) даже на скорости 80 км/ч. Можно выжать еще больше, если заказать опционный движок мощностью 375 л.с. (8.1 л, "MPI Bravo 3"). Кстати, в последнем случае на 2400-й предусмотрена установка специальных спортивных сидений. Современная приборная доска чем только не напичкана, есть даже небольшая затемненная пластиковая каемка для своевременного отлова непрошеных солнечных зайчиков. А вот объемистая каюта, хоть и оборудована многочисленными полками и стереосистемой, все-таки смотрится довольно дешевой для пижонистых "Максумов". Из положительных моментов, кроме изумительной окраски корпуса и отлично продуманной деталировки оборудования кокпита, надо отметить тихую работу мотора, легкий доступ в моторный отсек и разъяснительные надписи на всей электрике, включая провода.
Катера обоих семейств могут оборудоваться подвесными моторами в диапазоне от 50 до 115 л.с., стационарными бензиновыми движками объемом 3; 4.3; 5; 5.7; 8.1 л или 1.7-литровым дизелем (такая опция, например, предусмотрена для модели "В602").
Как общую закономерность можно выделить хорошо продуманную планировку и оборудование внутренних помещений — испытываешь ощущение, что есть где развернуться, хотя находишься всего-то на шестиметровом катере. Как мне сказал представитель компании, у модели "Bayliner 552 Cuddy" каюта — самая большая среди всех конкурентов в данном размерном классе.
— В текущем году, — провожая меня, заметил мсье Себирэ, — "Bayliner" планирует как минимум в три раза увеличить продажи в России.
Что ж, после всего услышанного и увиденного трудно было ему не поверить.
Примечания
1. На выставках катера можно приобрести еще дешевле — например, на январском Портлендской шоу каютную модель "В192" (5.72x2.31 м; 987 кг; бак на 87 л; 3-литровый стационар) в рыболовном исполнении (полностью закрывающийся тент, эхолот, держатели для спиннингов, троллинговая пластина для мотора и оцинкованный трейлер продавали за 16 500 долл. А упомянутый ранее "В175" — "революция в катеростроении", как его гордо называют сами "бейланеровцы", со всей начинкой был оценен всего за 9995!
2. Сейчас и у чистых катеров "Bayliner" стали появляться рыболовные варианты. Когда я поинтересовался на головном заводе фирмы, что под Сиэтлом, то там сразу разъяснили, что позиционируя "Трофи", маркетологи делают акцент на морскую рыбалку, а вот "Bayliner", по их мнению, должны прийтись по душе любителям поспиннинговать в пресной воде.