Первый российский адмирал
Младшему из семи детей аптекаря Лефорта — Францу (1656-1699) — суждено было умереть от ран в далекой Московии, будучи генералом гвардии, генералом от инфантерии и, что особенно удивительно для уроженца удаленной от всех морей высокогорной Швейцарии, — адмиралом. Благодаря ему Петр I обратился к мыслям о важности связей с Европой, снарядил Великое посольство, начал строить флот. "Это человек огромного ума", — пишет Лейбниц, несколько восторженных страниц посвящает ему Вольтер, но есть отзывы и иного толка — отмечающие "невиданную выносливость при возлияниях".
Малоизвестный памятник
В Восточном парке Саутгемптона стоит величественный монумент в память механиков, погибших при катастрофе "Титаника".
Проще некуда
Эти самодельные аэросани повстречались нам на Волге неподалеку от Саратова во время редакционного теста амфибии "Патруль". Примитивный деревянный корпус, смахивающий на хлебный лоток, сборный мотор с мотоциклетным цилиндром, воздушный винт да пара подпружиненных коньковых рулей для управления — вот и вся конструкция. Шумит это сооружение почище серьезной аэролодки или СВП, поскольку глушитель отсутствует — но едет, исправно везет своего хозяина от лунки к лунке!
Новое слово в архитектуре
В Гамбурге для интереснейшей музейной коллекции "Art maritim", собранной профессором Петером Таммом, строится специальное здание. По идее архитектора Б. Кайспейшера к фасаду здания будет пристроен огромный стеклянный балкон, в котором поместится то или иное старинное судно в натуральную величину.
Тихоокеанское чудо
Этот 22-метровый катамаран "Te Marama" с волноломом по ДП моста интересен со всех точек зрения. Наиболее любопытно его дистанционно управляемое парусное вооружение — что-то вроде сочетания высоких пирамидальных парусов и рангоута типа "аэрориг". Скорость под парусами 15-20 уз. Корпуса — алюминиевые, надстройка — композит.
Бесценная реликвия
В городском сквере Адамстауна (о. Питкерн) можно видеть подлинный якорь трехмачтового военного транспорта "Баунти", сожженного в 1790 г. мятежным экипажем, возмущенным жестоким обращением капитана Блая.
Судьбоносный колокол
Английский 52-пушечный фрегат "Лютин" шел на Гамбург, имея особо ценный груз (на 1175 тыс. фунтов), и затонул у голландских берегов. Права на подъем груза переходили из рук в руки, а в результате понесло грандиозные убытки страховое общество Ллойда. С 1896 г. колокол, поднятый с "Лютина", висит в зале Регистра Ллойда. При поступлении известий о бедствии судна делают один удар, когда оно гибнет, или два, если оно спасено.
Молекулярный человек
Странная композиция под таким странным названием установлена на р. Шпрее у одного из берлинских мостов. Три человеческие фигуры высотой 30 м вырезаны из 30-миллиметровых листов легкого сплава. Автор — Джонатан Боровски.
Очередной велосипед
Ассоциация лодок, приводимых в движение мускулами человека, продемонстрировала очередное достижение — легкий (28 кг) тримаран с педальным приводом. С двухлопастным гребным винтом 406х458 мм аппарат развивает крейсерскую скорость 10 км/ч при 60 об/мин и максимальную до 13.6 км/ч при 85 об/мин.
Еще одна кругосветка нон-стоп
В ряду слокамов прибыло: на 12-метровой яхте класса "Open-40" под названием "3M Innovation" Ян Меллер успешно завершил 31400-мильное безостановочное плавание вокруг света. Рекорда скорости он не поставил, но временами яхта развивала 21 уз... под 5-метровым штормовым стакселем.
Сверхдейственная реклама
Реклама пива переходит в наступление на водников. На палубе огромной 100-метровой самоходки, плавающей по немецким водам, в течение трех дней красовались семь "наполненных пивом" бокалов 6.5-метровой высоты и кружек. Эта акция "попробуйте немецкое пиво" заставляла шкиперов торопиться к ближайшему портопункту.
Новинка от доктора Мая
Венский изобретатель доктор Мартин Май, о котором не раз сообщалось в "КиЯ", на этот раз привлек внимание странным сочетанием вертолета и катамарана длиной 6.5 м. Диковинное сооружение развивает скорость до 40 уз под двумя 120-сильными подвесными моторами.
Чудо корабельной архитектуры
Эту мотолодку — комбинацию плота, жилого автоприцепа и летучего мостика с дорогого катера — сфотографировал в Майами Петер Валум из немецкого журнала "Skipper".
Сколько в мире настоящих "Оптимистов"?
Вопрос не так прост, как кажется. Ассоциация класса с 1974 г. присваивает свой номер каждому швертботу, получившему ее мерительное свидетельство. Таких "Оптимистов" несколько более 110 тыс., так что по официальным сведениям этот класс по численности судов занимает лишь второе место (на первом 160 тыс. "Лазеров"). Однако с учетом незарегистрированных судов численность "Оптимистов", по крайней мере, в три-четыре раза больше. В отдельных соревнованиях одновременно участвуют до 790 швертботов из 22 стран.
Моряки с младых ногтей
Дидрику всего четыре года, но он выразил горячее желание быть участником детского шлюпочного похода по Осло-фиорду, организованному редакцией "Praktisk Batliv" в течение 18 дней прошедшего лета. Кстати сказать, при смене экипажей побывали на борту и еще более молодые моряки, например 3-летний Фредерик. Есть глухие упоминания о том, что в шлюпке появлялись иногда и чьи-то мамы.