Права собственности на водные объекты и прилегающие к ним береговые земли регулируются Водным Кодексом РФ. Но мосты и набережные по существу являются объектами недвижимости, точнее нежилого фонда города, и входят уже в компетенцию Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ). Принятое в этом году в Санкт-Петербурге законодательство устанавливает новый порядок предоставления участков набережных в аренду юридическим лицам. За разъяснениями мы обратились к председателю КУГИ города Игорю Михайловичу Метельскому.
— Каким был порядок пользования набережными до сих пор?
— До недавнего времени действовало распоряжение от 1995 г., согласно которому предоставление в пользование набережных для швартовки к ним разнообразных плавучих объектов в любом случае осуществлялось на основании договоров с ГУП "Мостотрест" с согласия КУГИ. Это противоречило Уставу Петербурга; набережными владеет город, и он должен получать плату за их предоставление заинтересованным организациям.
— На какие объекты распространяется действие принятого закона?
— Объектом является городская оборудованная набережная от моста до моста или по иным границам, которые мы будем определять на месте, исходя из технической конструкции. Для того чтобы не порождать конфликтные ситуации, мы уже перезаключили договоры с добросовестными арендаторами сроком на 11 месяцев. Но мы придерживаемся открытой позиции и принимаем, что предоставление участков будет осуществляться на открытых торгах. В конце этого года проведем такие торги по аренде на будущий год, при этом предполагаем, что для обеспечения стабильности следует заключать договоры ориентировочно на три года. Сдавать на больший срок не имеет смысла — рынок может существенно поменяться, и мы упустим арендные деньги, сдавать же на год — это терять время наше и арендаторов на подачу заявлений и их утверждение. Начальная цена будет определяться на основании рыночной оценки, а дальше комиссия будет смотреть, кто предложит больше. Конечно, проще сдавать набережные целиком, но реальнее — по частям, точнее по спускам к воде — именно они в данном случае объекты аренды. Сдавать будем лотами, подразумевая, что основное использование объектов — с целью организации сети внутригородского водного транспорта, и их расположение определится маршрутами.
— Достаточно ли будет трехлетнего срока аренды?
— Три года считаем достаточным минимальным сроком, но для владельцев крупных стационарных объектов, таких как плавучие гостиницы, установим особые условия. Если будут инвестиционные вложения в оборудование объектов, подойдем к договору индивидуально. Все-таки городу сдавать объект на срок более трех лет экономически невыгодно из-за меняющейся конъюнктуры. Пока мы видим, что количество желающих достаточно велико, и полагаем, что в результате конкуренции арендные расценки станут выше, чем до сих пор.
— Насколько свободно и в каком порядке частные владельцы малых судов могут использовать набережные для швартовки и стоянки?
— Вообще говоря, если за пределами городов пользоваться берегом можно свободно, то в городской черте будет действовать соответствующий порядок. Частные судовладельцы без согласования с КУГИ либо с арендаторами вправе пользоваться набережными только для кратковременных остановок в экстренных случаях. По поводу субаренды: формально, следуя Гражданскому Кодексу, сдача объектов в субаренду допускается только с согласия арендодателя, т.е. города, но мы будем прописывать это право в самих договорах. Списки сданных в аренду набережных будут публиковаться, а схемы сдаваемых объектов — прилагаться к арендным договорам.
Что касается долговременных сооружений для малого флота, таких как стоянки, то этот вопрос должен решаться Комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) и Комитетом по охране памятников (КГИОП). Понятно, что решения о любых долговременных постройках должны приниматься на этом уровне, наш город все-таки исторический... Я считаю, что эта сфера требует развития. Должны быть понятные всем правила. Сроки аренды при наличии инвестиционного проекта будут, конечно же, значительно более длительными. Все портовые города имеют свое морское лицо, развитую сеть стоянок и яхт-клубов, и мы тоже придем к этому.