Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Катера / 1964 год / Пластмассовый катер «МК-31»
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Глиссирующий пластмассовый катер «Нимфа» для туризма
    Пластмассовый одноместный водометный катер
    Новый пластмассовый катер серии «Орлан»
    Пластмассовый спортивный катер «Донци-16»
    Норвежский пластмассовый катер «Фьордлинг-17»
    Пластмассовый каютный катер-тримаран «С-54»
    Пластмассовый пятиместный катер «ПК-26М»
    Пластмассовый комфортабельный катер «Комет-26»
    Туристический катер Ленинградец
    Катер Тисса с закрытой каютой
    Катер МК-29 для тренировок и соревнований
    Катер из стеклопластика на полиэфирной смоле
    Туристский катер Персей
    Туристский катер Мечта с разборной рубкой


    Пластмассовый катер «МК-31»

    Год: 1964. Номер журнала «Катера и Яхты»: 3 (Все статьи)
              0



     
    Пластмассовый катер «МК-31» с открытым кокпитом, снабженный подвесным мотором «Москва», предназначен для служебных разъездов, туризма и спортивных целей. Катер имеет остроскулые обводы, наклонный форштевень и транцевую корму. При выборе обводов и разработке теоретического чертежа наряду с удовлетворением требований ходкости и мореходности ставилась цель уменьшить боковое подскальзывание на поворотах (путем придания днищевой части катера особой формы) и обеспечить жесткость конструкции безнаборного днища.

    При конструировании корпуса катера были использованы преимущества нового конструкционного материала — стеклопластика. Так, например, днищевую часть цельноформованного корпуса удалось выполнить профилированной (зигован-ной) в продольном направлении. Это мероприятие позволило отказаться от установки ребер жесткости по днищу. Жесткость бортовой части наружной обшивки корпуса была обеспечена благодаря приданию ей двоякой кривизны, а также одиночным зигом, идущим от средней части корпуса в корму. Палубе также была придана форма, обеспечивающая наибольшую жесткость конструкции при сравнительно малой толщине.

    Корпус катера представляет собой цельноформованную безнаборную оболочку с приформованными переборками, переборками-диванами и воздушным ящиком. Основными продольными связями корпуса служат вертикальный киль, продольные гофры днищевой обшивки и отфланцовки палубы. Опорами пластин обшивки служат внутренние элементы корпуса— переборки-диваны и т. п.

    Палуба формуется отдельно от корпуса и соединяется с корпусом на прокладках из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, и винтах Мб с шагом 200 мм.


    На воздушном ящике и поперечных переборках установлены пробки для контроля водонепроницаемости корпуса во время эксплуатации.


     
    Корпус катера, воздушный ящик и переборки-диваны выполнены из стеклопластика на основе ненасыщенной полиэфирной смолы холодного отверждения марки ПН-3 (по ВТУ ЛСНХ № 33112-60), армированного стеклотканью марки АСТТ(б)Сг (по ВТУ 1381—56) и жгутовой стеклотканью марки ТЖС-0,85 (по ВТТ 47—61).

    Палуба имеет толщину 2,4 мм; носовая часть палубы на длине 1,5 м от форштевня сплошная, на остальной длине катер имеет открытый кокпит. По периметру кокпита имеется цельноформованный фланец шириной 60 мм. На 1 и 2-м теоретических шпангоутах установлены бимсы из фанеры (8X50), оклеенные стеклотканью. В местах установки детали швартовного устройства, а также уключин предусмотрены местные утолщения и подкрепления палубы.

    Основные элементы и характеристики катера

    Длина габаритная, м4,11
    Длина расчетная, м3,80
    Ширина габаритная, м1,56
    Ширина расчетная, м1,375
    Высота борта расчетная, м0,57
    Вес пластмассового корпуса, кг102
    Вес катера со снабжением, мотором и топливом, кг205
    Водоизмещение в полном грузу (4 чел. на борту), кг505
    Водоизмещение в полном грузу с подводными крыльями, кг535
    Суммарный объем воздушных ящиков, м30,7
    Скорость хода с подвесным мотором «Москва», км/час:
    без крыльев с 1 чел32
    без крыльев с 4 чел17
    на крыльях (с 4 чел32


     
    Профилированная обшивка имеет толщину на днище до скулы 2,7 мм и на бортах — 2,4 мм; по верхней кромке борта отогнут фланец шириной 30 мм для соединения с палубой. Транец имеет подкрепление в районе установки подвесного мотора.

    Поперечные переборки в районе 5—6 и 8—9-го теоретических шпангоутов имеют толщину 2,4 мм. Для придания жесткости переборки отформованы с трапецеидальными гофрами высотой 50 мм. Переборки-диваны выполнены толщиной 2,4 мм и имеют удобную для сидения форму.


    Формование деталей корпуса, за исключением оболочки корпуса, производилось в неразъемных матрицах контактным методом. Введением соответствующих пигментов в смолу наружного слоя обшивки обеспечивалась окраска катера в необходимый цвет. Детали катера, выполненные таким методом, в процессе эксплуатации не требуют окраски.

    Общее расположение катера представлено на чертеже. На палубе катера расположены: в носу — буксирный рым, по обоим бортам в районе 3 и 9-го теоретических шпангоутов — утки-ручки, а в районе 7-го теоретического шпангоута — подуключины. Стакан для флагштока расположен на палубе с правого борта в районе 10-го теоретического шпангоута.


     
    В первом и втором отделениях кокпита установлены переборки-диваны; вместе с поперечными переборками они образуют герметические объемы, выполняющие роль воздушных ящиков, которые обеспечивают непотопляемость катера (кроме того, имеется носовой воздушный ящик). Два отделения используются для размещения людей, а в третьем установлен топливный бак и закреплен якорь с якорным канатом.

    Во втором отделении по бортам укреплены лопасти разборных весел, древки которых подвешены на поперечной переборке. В первом и втором отделениях установлены съемные елани из фанеры, опирающиеся на киль и опоры на переборках и бортах.

    Снаружи, по бортам, в районе 2—9-го теоретических шпангоутов укреплен спасательный леер. На катере установлен ветроотбойный козырек из органического стекла в рамке, изготовленной из легкого сплава.

    Перед внедрением катеров в серийное производство на Стрельнинской судоверфи Ленинградского СНХ были проведены испытания установочной партии катеров в условиях эксплуатации. Эти испытания позволили выявить наряду с положительными качествами катера ряд недостатков, которые были учтены при корректировке чертежей на серию.


    Для проверки на прочность катера неоднократно выбрасывались с полного хода на берег; несмотря на легкий корпус катера успешно выдержали все испытания. Катера можно хранить вверх килем без всякой защиты от атмосферных осадков. С помощью специальных уток-ручек четыре человека легко переносят его по суше.

    Один из катеров проекта «МК-31» был поставлен на подводные крылья, выполненные из легкого сплава АМг-5В. Испытания, проведенные на Неве в 1962 г., выявили, что применение крыльевого устройства позволяет увеличить скорость катера при полной нагрузке с 17 до 32 км/час. Подробное описание крыльевого устройства катера приведено в статье Э. А. Афрамеева и В. В. Вейнберга.


    Выводы


    Применение стеклопластика в качестве конструкционного материала позволило:

    1) создать легкую безнаборную конструкцию катера с хорошими эксплуатационными качествами;

    2) упростить конструкцию и технологию серийного изготовления;

    3) обеспечить непотопляемость катера при аварии благодаря наличию герметических объемов;

    4) свести до минимума расходы по уходу за катером в период эксплуатации.

    Постройка и эксплуатация установочной партии катеров подтвердили высокие качества нового конструкционного материала — стеклопластика.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Французские крейсерские яхты
    Катамаран из картона, ткани и бумаги
    Моторная лодка ПК-5 из стеклопластика
    Откидные крылья для Казанки
    Быстро убирающиеся крылья для Казанки
    Моторная лодка на подводных крыльях
    Прогулочно-туристский катер Комета
    Плавучая дача Березка
    Малый туристический катер Бемби
    Конструкции буеров для спортивных соревнований
    Малая крейсерская яхта Юность
    Учебный швертбот Пионер
    Улучшаем крейсерский монотип Фольксбот
    Переоборудование шлюпки в яхту
    Переоборудование швертбота класса «М» в туристическую яхту

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Пластмассовый катер «МК-31»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Пластмассовая яхта голландской постройки
    Легкая пластмассовая яхта «Финн»
    Прогулочно туристский катер «Тайфун»
    «Золотая рыбка» с металлическим корпусом
    Скоростная прогулочно-туристская мотолодка Мустанг
    Катер-амфибия «Гном»
    Мелкие разборные суда комплекта «Ладога»
    Новый гоночный катамаран класса «В»
    Крейсерский катамаран «Спрут»
    Проект гоночно-крейсерского катамарана «Замбар»
    Швертбот «Юнга» бесшпангоутной конструкции
    Швертбот «Оптимист» для подростков
    Морская крейсерская яхта «Новинка» из стеклоцемента
    Стеклоцементные суда сборной конструкции
    Стеклопластиковый катер с водометным движителем


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 21 + 24 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории