Для самостоятельной постройки можно рекомендовать прицепы двух типов, проверенные в длительной эксплуатации. Первый — так называемый «рамный» прицеп с подвеской на полуэллиптических рессорах, мощность которых подбирается в зависимости от типа и веса перевозимой лодки. Для «казанки» или «МК-1», например, лучше всего применить рессоры от «Москвича-401» или «407» (в последнем случае один лист можно удалить).
Сварная рама изготовляется из уголка 50—60 мм, дышло — из трубы 050—60 мм; рекомендуется делать дышло телескопическим, чтобы конструкция занимала меньше места. Колеса, как показала практика, лучше всего использовать от инвалидной мотоколяски «С-ЗА» размером 5X10/7; ось делается из трубы с вставными наконечниками под ступицы «С-ЗА».
Второй вариант прицепа — более легкий и современный — так называемого безрамного типа. Он обладает и более высокими ходовыми качествами благодаря независимой подвеске и наличию амортизаторов. В качестве пружинящих элементов применяют мотоциклетные подвески любого типа («Ява», «Паннония», «ИЖ-56» и т. п.). Поскольку каждая подвеска объединяет пружину и гидравлический амортизатор — получается компактно, красиво и очень надежно. Расчет грузоподъемности делается исходя из того, что одна пара подвесок выдерживает нагрузку до 200 кг; если прицеп с катером весит больше, следует ставить по две подвески на каждую сторону, в параллель.
Особое внимание следует обратить на установку прицепного устройства и замка. Как известно, заводскими инструкциями, прилагаемыми к автомобилям «Волга» и «Москвич», пользование прицепами противопоказано. Однако жизнь выдвигает свои требования, и автомобилисты-любители применяют прицепы для самых различных нужд. Беда в том, что, к сожалению, делается это сплошь и рядом неправильно, на низком техническом уровне. Прицепы чаще всего крепят просто к заднему бамперу, а когда он, не выдержав нагрузки, отрывается, начинают удивляться и возмущаться. Между тем при грамотном креплении, распределяющем нагрузку от прицепа на несколько точек кузова, можно возить за любым легковым автомобилем и даже за мотоциклом с коляской весьма большие тяжести. Автор этих строк на опыте двенадцатилетней эксплуатации автомобилей «Москвич», «Победа» и «Волга» с лодочными прицепами-трейлерами убедился в том, что никаких деформаций и преждевременных износов автомобильных конструкций при этом не наблюдается.
Конструкция усиливающих элементов крепления буксирного крюка в простейшем виде представляет собой рамку из стального угольника или трубы, которая связывает между собой точки крепления заднего бампера и продольных элементов кузова или рамы, например задних ушков подвески рессор. Буксирный крюк с замком может быть выведен наружу под бампером или сквозь бампер; в последнем случае необходимо между бампером и коробкой жесткости кузова ставить распорные втулки.
Центр тяжести прицепа вместе с погруженным на него катером должен находиться на 150—200 мм впереди от оси колес прицепа, чтобы конец дышла стремился опуститься вниз и оказывал на буксирный крюк давление порядка 4—5 кг. Такая регулировка трейлера наиболее благоприятна и для автомобиля и для водителя во время движения, а также при перевозке трейлера вручную (например, при сцепке, спуске на воду и т. п.).
В качестве буксирного сцепного устройства лучше всего применять какое-либо шаровое соединение (например, цанговый захват от мотоциклетной коляски, шаровой наконечник рулевой тяги грузового автомобиля и т. п.).
Никаких демпфирующих приспособлений — пружин и т. д. — в систему вводить не следует. Наличие страхующего троса или цепи обязательно. Как сцепное, так и страхующее устройства должны иметь «контровку», препятствующую самопроизвольному отцепливанию; очень удобны для этой цели так называемые «морские болты».
Это — основные правила, которых следует придерживаться. Для облегчения эксплуатации лодок, перевозимых на прицепах, существует много дополнительных устройств (например: лебедки, с помощью которых лодку втаскивают на прицеп; откидные рамки с роликами для облегчения подъема лодки). Советую просматривать специальную литературу, в частности журналы «За рулем» и «Техника — молодежи».