Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Рыболовные суда / 1968 год / Черноморская фелюга для рыбной ловли
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Конструкции лодок для любительской рыбной ловли
    Катер для семейного туризма и рыбной ловли «Норд-вест-57»
    Лодка из фанеры «Бриз-42» для прогулок, рыбной ловли, охоты
    Буер, ложки и аэратор для зимней рыбной ловли
    Приспособление для морской рыбной ловли с яхты
    XV Черноморская парусная регата
    XVI Черноморская парусная регата
    XX Черноморская парусная регата
    XXXII черноморская регата в Сочи 1983 года
    Оснастка для ловли рыбы с катера
    Несколько вариантов жерлиц для ловли рыбы
    Рыболовные кружки для спортивной ловли
    1300-мильная Черноморская кругосветка на трех яхтах
    Советы по рыбной ловле ручьевой форели


    Черноморская фелюга для рыбной ловли

    Год: 1968. Номер журнала «Катера и Яхты»: 15 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииОбщий вид фелюги
    Общий вид фелюги
     
    Для рыбной ловли и ближнего туризма в Одесском заливе применяются в основном два типа лодок: шаланды и фелюги.

    Плоскодонные, длиной от 5 до 7 м шаланды с треугольным транцем и выдвижным деревянным швертом появились в заливе давно. Они обладают хорошей остойчивостью, могут ходить под парусами. Еще и сейчас встречаются шаланды с так называемым очаковским (шпринтовым) парусом. С внедрением на малых судах механических двигателей шаланда утратила свое значение, так как при плоскодонных обводах никакой мотор не в состоянии заставить ее делать более 5—6 узлов. Кроме того, удары днища о волну изрядно портят настроение экипажу. Однако есть у шаланды и существенное преимущество: на Черноморском побережье, где мало защищенных бухт, ее сравнительно легко вытаскивать на берег.

    В послевоенные годы шаланду вытесняет фелюга. Длина этой лодки от 5,5 до 7 м; ширина на миделе 1,8—2,4 м; высота борта в носу 1,2—1,6 м, на миделе 0,7—0,9 м, в корме 0,8—1,0 м; осадка 0,3—0,5 м. Острый высокий нос, широкий развал бортов в носовой части, острая внизу корма с наклонным «сердцевидным» транцем и круглоскулые обводы делают фелюгу очень остойчивой, мореходной и надежной.

    Парусное вооружение состоит из стакселя и гафельного грота общей площадью 16—25 м2. Фелюга снабжается выдвижным швертом, двумя парами весел, шполиком (черпаком), якорем с канатом длиной не менее 60 м и спасательными средствами.

    Форштевень, носовая кница, киль, кормовая кница, ахтерштевень, транец, привальные брусья и нижний пояс швертового колодца делают из дуба, шпангоуты и стрингеры — из ясеня. Гнутые шпангоуты сечением 20X35 делают следующим образом. Отрезок трубы диаметром 3—4 дюйма и длиной 3—3,5 м с одной стороны забивают деревянной пробкой, наполняют водой, погружают в нее заготовку шпангоута и греют над огнем. Хорошо прокипяченная заготовка легко сгибается в шпангоут любой кривизны. Обшивку делают из еловых досок толщиной на днище 16—20 мм, на бортах 12—16 мм. Банки, подлегарсы, планширь, буртик, бимсы, весла, мачта, руль, шверт и верхний пояс швертового колодца — сосновые. Из ели или сосны делают также пайол и настил палубы в оконечностях.


    Информация об изображенииТеоретический чертеж фелюги
    Теоретический чертеж фелюги
     
    Для того чтобы фелюгу можно было легко вытаскивать на берег, к днищу прибивают параллельные накладки-салазки на расстоянии 500—700 мм от киля. К кормовой оконечности киля крепят стальную полосу толщиной 10 мм с проушиной на конце для крюка лебедки. Салазки и киль снаружи окантовывают стальной полосой сечением 25X3.

    На фелюгах применяют только стационарные четырехтактные двигатели. Наиболее распространены модели «Л6/3», «Л12/6» и двигатель от автомобиля «Москвич-402». Только на самых больших фелюгах можно встретить двигатели «М-20». Подвесные моторы не применяются.

    Двигатель фелюги должен удовлетворять следующим требованиям: во-первых, быть достаточно мощным, чтобы рыбак мог вовремя прибыть на место скопления рыбы; во-вторых, часами безотказно работать на холостых оборотах — зачастую лодка должна двигаться как можно медленнее, только чтобы не запуталась леска. Этим противоречивым требованиям лучше всего удовлетворяют автомобильные двигатели, снабженные коробкой скоростей, а также многоцелевые четырехтактные двигатели «Л6/3» и «Л12/6». Подвесные двухтактные моторы, к сожалению, очень неустойчиво работают на холостых оборотах, часто выходят из строя.

    Несколько слов о постройке фелюги. Заранее изготовленные детали и узлы набора — киль, мидель-шпангоут, носовую и кормовую кницы, форштевень, ахтерштевень, транец, швертовый колодец и банки — выставляют на стапеле при положении лодки килем вниз, соединяют болтами и схватывают с боков тонкими длинными досками (рыбинами). Две-три рыбины с каждого борта четко обозначают внутреннюю сторону обшивки фелюги. Затем устанавливают шпангоуты, подгоняя их по месту таким образом, чтобы их наружные кромки плотно прилегали к внутренним кромкам рыбин. Установленные шпангоуты скрепляют с килем и рыбинами, после чего переворачивают остов фелюги килем вверх.


    Обшивку начинают со шпунтового пояса, прилегающего к килю. Предварительно вымоченные на протяжении двух-трех часов в холодной воде доски плотно подгоняют одну к другой (вгладь). После того как обшивка высохнет, между досками образуются ровные, одинаковые по ширине зазоры, которые следует законопатить. Следует отметить, что изготовление обшивки — самая сложная н трудоемкая часть работы. Необходимо иметь три-четыре струбцины с раствором 200—300 мм для прижимания досок к шпангоутам и одну струбцину 150 мм для прижимания досок кромками друг к другу.

    Готовую, хорошо просохшую обшивку перед окраской пропитывают горячей натуральной олифой.

    В море на фелюге выходят обычно не более пяти человек, чтобы не мешать друг другу при рыбной ловле, но не менее трех, так как вдвоем очень тяжело вытащить лодку на берег, а при волнении уже в три балла — просто невозможно. Вытаскивают фелюгу с помощью веревок и катков.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +15

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Парусное вооружение байдарки «Ладога»
    Парусный тузик «Кузя»
    Миниатюрная яхта «Дюймовочка» с каютой
    Надувная мотолодка «ЛН-3М» с маломощным мотором
    Надувная лодка для моторов «Москва» и «Вихрь»
    Постройка мореходного катера «Помор»
    Фанерный вариант мотолодки «ПК-5»
    Прогулочно-туристский катер «Селигер»
    Моторная лодка для автомобиля
    Открытый разъездной катер ЛС-1 «Спорт»
    Моторно-парусная яхта «Дельфин»
    Дуралюминовая мотолодка «Лада»
    Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
    Четырехместная пластмассовая мотолодка «Аралия»
    Трейлер для легкой лодки

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Черноморская фелюга для рыбной ловли

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Самодельная байдарка с обшивкой из ткани
    Чертежи буера класса «DN-60»
    Парусно-моторная яхта «Марс»
    Шлюпка из стеклопластика проекта «Ледянка»
    Дюралевая мотолодка «Стрекоза»
    Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
    Катамаран из долбленой осины
    Разборный секционный катамаран вместо байдарки
    Стальной трамплин для прыжков
    Герметичный гидрокостюм для воднолыжника
    Крейсерский тримаран «Тритон»
    Катер «Саламандра» для водомета «СМ-500В»
    Небольшая быстроходная мотолодка «Микро»
    Легкий и скоростной катамаран «Хобби»
    Крейсерская яхта-компромисс «Грация»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 20 + 22 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории