Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Рыболовные суда / 1968 год / Черноморская фелюга для рыбной ловли
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Конструкции лодок для любительской рыбной ловли
    Буер, ложки и аэратор для зимней рыбной ловли
    Приспособление для морской рыбной ловли с яхты
    Катер для семейного туризма и рыбной ловли «Норд-вест-57»
    Лодка из фанеры «Бриз-42» для прогулок, рыбной ловли, охоты
    Советы по рыбной ловле ручьевой форели
    XV Черноморская парусная регата
    XVI Черноморская парусная регата
    XX Черноморская парусная регата
    XXXI Черноморская парусная регата 1982 года
    XXXII черноморская регата в Сочи 1983 года
    XXXIII Черноморская регата в Сочи 1984 года
    Оснастка для ловли рыбы с катера
    Несколько вариантов жерлиц для ловли рыбы


    Черноморская фелюга для рыбной ловли

    Год: 1968. Номер журнала «Катера и Яхты»: 15 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииОбщий вид фелюги
    Общий вид фелюги
     
    Для рыбной ловли и ближнего туризма в Одесском заливе применяются в основном два типа лодок: шаланды и фелюги.

    Плоскодонные, длиной от 5 до 7 м шаланды с треугольным транцем и выдвижным деревянным швертом появились в заливе давно. Они обладают хорошей остойчивостью, могут ходить под парусами. Еще и сейчас встречаются шаланды с так называемым очаковским (шпринтовым) парусом. С внедрением на малых судах механических двигателей шаланда утратила свое значение, так как при плоскодонных обводах никакой мотор не в состоянии заставить ее делать более 5—6 узлов. Кроме того, удары днища о волну изрядно портят настроение экипажу. Однако есть у шаланды и существенное преимущество: на Черноморском побережье, где мало защищенных бухт, ее сравнительно легко вытаскивать на берег.

    В послевоенные годы шаланду вытесняет фелюга. Длина этой лодки от 5,5 до 7 м; ширина на миделе 1,8—2,4 м; высота борта в носу 1,2—1,6 м, на миделе 0,7—0,9 м, в корме 0,8—1,0 м; осадка 0,3—0,5 м. Острый высокий нос, широкий развал бортов в носовой части, острая внизу корма с наклонным «сердцевидным» транцем и круглоскулые обводы делают фелюгу очень остойчивой, мореходной и надежной.

    Парусное вооружение состоит из стакселя и гафельного грота общей площадью 16—25 м2. Фелюга снабжается выдвижным швертом, двумя парами весел, шполиком (черпаком), якорем с канатом длиной не менее 60 м и спасательными средствами.

    Форштевень, носовая кница, киль, кормовая кница, ахтерштевень, транец, привальные брусья и нижний пояс швертового колодца делают из дуба, шпангоуты и стрингеры — из ясеня. Гнутые шпангоуты сечением 20X35 делают следующим образом. Отрезок трубы диаметром 3—4 дюйма и длиной 3—3,5 м с одной стороны забивают деревянной пробкой, наполняют водой, погружают в нее заготовку шпангоута и греют над огнем. Хорошо прокипяченная заготовка легко сгибается в шпангоут любой кривизны. Обшивку делают из еловых досок толщиной на днище 16—20 мм, на бортах 12—16 мм. Банки, подлегарсы, планширь, буртик, бимсы, весла, мачта, руль, шверт и верхний пояс швертового колодца — сосновые. Из ели или сосны делают также пайол и настил палубы в оконечностях.

    Информация об изображенииТеоретический чертеж фелюги
    Теоретический чертеж фелюги
     
    Для того чтобы фелюгу можно было легко вытаскивать на берег, к днищу прибивают параллельные накладки-салазки на расстоянии 500—700 мм от киля. К кормовой оконечности киля крепят стальную полосу толщиной 10 мм с проушиной на конце для крюка лебедки. Салазки и киль снаружи окантовывают стальной полосой сечением 25X3.

    На фелюгах применяют только стационарные четырехтактные двигатели. Наиболее распространены модели «Л6/3», «Л12/6» и двигатель от автомобиля «Москвич-402». Только на самых больших фелюгах можно встретить двигатели «М-20». Подвесные моторы не применяются.

    Двигатель фелюги должен удовлетворять следующим требованиям: во-первых, быть достаточно мощным, чтобы рыбак мог вовремя прибыть на место скопления рыбы; во-вторых, часами безотказно работать на холостых оборотах — зачастую лодка должна двигаться как можно медленнее, только чтобы не запуталась леска. Этим противоречивым требованиям лучше всего удовлетворяют автомобильные двигатели, снабженные коробкой скоростей, а также многоцелевые четырехтактные двигатели «Л6/3» и «Л12/6». Подвесные двухтактные моторы, к сожалению, очень неустойчиво работают на холостых оборотах, часто выходят из строя.

    Несколько слов о постройке фелюги. Заранее изготовленные детали и узлы набора — киль, мидель-шпангоут, носовую и кормовую кницы, форштевень, ахтерштевень, транец, швертовый колодец и банки — выставляют на стапеле при положении лодки килем вниз, соединяют болтами и схватывают с боков тонкими длинными досками (рыбинами). Две-три рыбины с каждого борта четко обозначают внутреннюю сторону обшивки фелюги. Затем устанавливают шпангоуты, подгоняя их по месту таким образом, чтобы их наружные кромки плотно прилегали к внутренним кромкам рыбин. Установленные шпангоуты скрепляют с килем и рыбинами, после чего переворачивают остов фелюги килем вверх.

    Обшивку начинают со шпунтового пояса, прилегающего к килю. Предварительно вымоченные на протяжении двух-трех часов в холодной воде доски плотно подгоняют одну к другой (вгладь). После того как обшивка высохнет, между досками образуются ровные, одинаковые по ширине зазоры, которые следует законопатить. Следует отметить, что изготовление обшивки — самая сложная н трудоемкая часть работы. Необходимо иметь три-четыре струбцины с раствором 200—300 мм для прижимания досок к шпангоутам и одну струбцину 150 мм для прижимания досок кромками друг к другу.

    Готовую, хорошо просохшую обшивку перед окраской пропитывают горячей натуральной олифой.

    В море на фелюге выходят обычно не более пяти человек, чтобы не мешать друг другу при рыбной ловле, но не менее трех, так как вдвоем очень тяжело вытащить лодку на берег, а при волнении уже в три балла — просто невозможно. Вытаскивают фелюгу с помощью веревок и катков.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +12

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Парусное вооружение байдарки «Ладога»
    Парусный тузик «Кузя»
    Миниатюрная яхта «Дюймовочка» с каютой
    Надувная мотолодка «ЛН-3М» с маломощным мотором
    Надувная лодка для моторов «Москва» и «Вихрь»
    Постройка мореходного катера «Помор»
    Фанерный вариант мотолодки «ПК-5»
    Прогулочно-туристский катер «Селигер»
    Моторная лодка для автомобиля
    Открытый разъездной катер ЛС-1 «Спорт»
    Моторно-парусная яхта «Дельфин»
    Дуралюминовая мотолодка «Лада»
    Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
    Четырехместная пластмассовая мотолодка «Аралия»
    Трейлер для легкой лодки

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Черноморская фелюга для рыбной ловли

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Самодельная байдарка с обшивкой из ткани
    Чертежи буера класса «DN-60»
    Парусно-моторная яхта «Марс»
    Шлюпка из стеклопластика проекта «Ледянка»
    Дюралевая мотолодка «Стрекоза»
    Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
    Катамаран из долбленой осины
    Разборный секционный катамаран вместо байдарки
    Стальной трамплин для прыжков
    Герметичный гидрокостюм для воднолыжника
    Крейсерский тримаран «Тритон»
    Катер «Саламандра» для водомета «СМ-500В»
    Небольшая быстроходная мотолодка «Микро»
    Легкий и скоростной катамаран «Хобби»
    Крейсерская яхта-компромисс «Грация»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 43 + 40 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории