При проектировании промышленного образца трейлера конструкторы столкнулись с рядом трудностей, вызванных, в основном, отсутствием четких технических требований, предъявляемых как к конструкции прицепов, так и к мерам по обеспечению безопасности движения. За рубежом выпускается множество трейлеров, каждый для перевозки лодок определенных размеров и типов. В наших условиях было признано целесообразным создать универсальную конструкцию. В дальнейшем, после накопления достаточного опыта эксплуатации трейлеров, возможен будет переход к выпуску нескольких моделей, рассчитанных на определенные типы лодок.
Техническая характеристика трейлера
Грузоподъемность, кг | 175 |
Вес трейлера, кг | 105 |
База, мм | 3500—2600 |
Колея, мм | 1420 |
Дорожный просвет, мм | 200 |
Размер шин | 4.00X10 |
Распределение веса (груженого прицепа), кг: | |
на ось | 230—250 |
на буксирное устройство | 30—50 |
Максимальная скорость транспортировки, км/час | 70 |
Подвеска зависимая, пружинная, с гидравлическими амортизаторами, с продольными тягами и стабилизатором поперечной устойчивости. | |
Электрооборудование трейлера состоит из указателей поворотов (УП-5), задних фонарей (ФП-101, ФП-101Б) и штепсельного разъема (ПС-300А). | |
Габаритные размеры перевозимых лодок: | длина — 3—5 м, ширина — 0,8—1,5 м, высота борта — до 1 м. |
Ходовая часть трейлера модели «ПЛ-150» собрана на базе переработанной задней подвески грузового мотороллера «ТГ-200» («Тула») и ряда стандартных деталей, серийно выпускаемых промышленностью. Длительная эксплуатация многих тысяч мотороллеров подтвердила надежность этой подвески, а благодаря применению стандартных деталей значительно упрощается ремонт и приобретение запасных деталей.
Отечественные легковые автомобили не имеют буксирных устройств и наружных электровыводов, поэтому трейлер пришлось укомплектовать буксирным устройством к автомобилю «Волга» (разработанным с участием конструкторов Горьковского автозавода) и штепсельным разъемом для присоединения приборов освещения и сигнализации. Сцепка в устройстве шарового типа, с шаровым элементом диаметром 50 мм. Желательно, конечно, в конструкции легковых автомобилей всех марок сразу предусматривать возможность буксировки прицепов, но это зависит уже от автомобильной промышленности.
Испытания трейлера производились Межведомственной комиссией под руководством НАМИ с привлечением специалистов из различных отраслей промышленности по программе, утвержденной Министерством автомобильной промышленности. Суммарный пробег составил 20 ООО км, в том числе 2000 км по булыжнику. Кроме испытаний трейлера на прочность были проверены маневренность, устойчивость и проходимость автопоезда, соответствие конструкции прицепа требованиям ГАИ по обеспечению безопасности движения, удобство в эксплуатации, динамические качества автопоезда, тормозные качества, топливная экономичность. Трейлер прошел также длительные (более двух месяцев) эксплуатационные испытания пробегом в различных условиях.
Испытывались два трейлера, загруженные лодками длиной 3 и 5 метров. Вес полезной нагрузки составил 180—200 кг.
Пробег проходил по маршруту Москва — Киев — Николаев — Феодосия — горные дороги Крымской области (на участке Алушта — Солнечногорское — Ай-Петри) — Геническ — Москва — автополигон в г. Дмитрове. В результате испытаний было установлено, что маневренность и устойчивость автопоезда в различных дорожных условиях вполне удовлетворительны.
Сцепку и расцепку трейлера и автомобиля может производить один человек за 1—1,5 мин., причем основная часть времени тратится на закрепление страховочного пояса. Спуск лодки, как и установка и закрепление ее на трейлере, занимает 5— 7 мин.; выполняют эту работу два человека.
Техническое обслуживание трейлера несложно и обеспечивается обычным комплектом шоферского инструмента. Ремонт может производиться в полевых условиях.
Проходимость автопоезда практически не хуже проходимости одиночного автомобиля, если только неровности дороги не превышают по глубине 200 мм.
При буксировке трейлера автомобилем «Волга» расход топлива увеличивается на 0,5÷1,5 л на 100 км пути, в зависимости, от режимов движения.
По результатам испытаний Междуведомственная комиссия рекомендовала трейлер ПЛ-150 к серийному производству. В настоящее время выпущена первая партия трейлеров — около 100 штук. Розничная цена — 350 руб. Трейлеры пользуются хорошим спросом.