Разборную туристскую байдарку-одиночку с мягкой оболочкой, показанную на фото, автор изготовил путем несложной, но коренной переделки популярной двухместной байдарки «Прима», попавшей к нему в совершенно изношенном состоянии. Конечно, рекомендовать такой путь всем особого смысла не имеет, поэтому приводятся эскизы и необходимые пояснения и для переделки, и для самостоятельной постройки «от нуля».
Длина одиночки 3,4 м; ширина 70—73 см. При таких размерах полезная грузоподъемность составляет 120—I40 кг, т. е. вполне достаточна для одного человека со всем его походным снаряжением.
Вариант переделки из старой «Примы»
Кроме штевневых наборов, включая стрингеры и привальные брусья с имеющимися на них замками, используются: два шпангоута (шп. 2 и 5), три секции кильсона (1—2 и 4), две секции привального бруса без замков, четыре секции стрингеров без замков, две изогнутые секции комингсов, мидельвейсы в носу и корме, спинка кокпита и одно весло.
В средней части привального бруса придется поставить дополнительные петли для крючков заднего или, соответственно, переднего шпангоута. Петли берутся с неиспользуемых секций привального бруса и укрепляются на новом месте заклепками впотай или винтами М3. Под петлями следует выбрать дерево и просверлить отверстия для штырей шпангоутов.
Носовая и средняя секции кильсона, соединенные шарниром, идут без переделок. Кормовая часть соединяется со средней без шарнира и запирается вставленным шпангоутом. Никаких вертушек, надежность которых весьма сомнительна, в конструкции замка нет.
Простейшее крепление заднего комингса, показанное на эскизе, изготовить несложно.
Укорачивая оболочку, разрез проще всего делать в районе заднего шпангоута, чтобы сохранить готовыми сложные по форме оконечности и необходимую часть выреза на деке. Кроме того, останется на месте и двойной слой оболочки под шпангоутом. После тщательной разметки («семь раз отмерь») и примерки вырежьте часть оболочки и деки с таким расчетом, чтобы перекрой кромок соединяемых половин был равен ширине шва в 5—7 см и находился точно в районе шпангоута.
При сборке оболочка растягивается примерно на 5 см, поэтому концы частей свободно надетой па набор оболочки делайте с запасом не более 2—3 см или даже вообще без запаса. Затем оболочку надо тщательно выровнять на наборе и наметить па ней в районе стыка контрольные продольные линии; после снятия с набора половины оболочки раскладываются с совмещением этих продольных линий и сшиваются, начиная от середины к бортам. Затем соединение проклеивается. причем промазывается клеем и сам шов; поверх наклеивается защитная полоса. После очередной примерки на наборе сшивается дека и ушивается по верху излишняя ширина оболочки в средней части, а при необходимости также вдоль бортов к носу и к корме.
Полезно снять оковки с оболочки на штевнях, так как в отверстия под заклепками проникает вода, и поставить снаружи и изнутри резиновые заплаты. Вместо оковок на деку у штевней лучше нашить петли из прочной тесьмы: они пригодятся и при буксировке, и при швартовке.
Сборка байдарки начинается с носовой части набора с кильсоном, шпангоутом и средними секциями стрингеров и привальных брусьев. Полезно сразу же подвязать стрингеры к шпангоуту прочной, но тонкой тесьмой. Затем в оболочку вставляется кормовая часть набора, но без шпангоута. При распрямлении секций кильсона обычным образом натягивается оболочка, после чего соединяются привальные брусья и стрингера. После этого вставляют задний шпангоут, запирающий замок кильсона, укрепляют комингсы и — байдарка готова. Сборка занимает 10—12 минут, а разборка (в обратном порядке) вдвое меньше.
Рекомендую заменить сиденье и спинку резиновыми, не слишком сильно надутыми кругом и подушечкой, привязанными к набору. Стоит пошить (переделать) укладочный мешок так, чтобы, кроме разобранной байдарки, в него помещалась и большая часть походного снаряжения.
При весе места до 30 кг в него, как показала практика, умещается все необходимое на 10—15-дневное водное путешествие. Вес самой байдарки будет в пределах 12—14 кг в зависимости от марки ткани оболочки.
Байдарка эксплуатируется уже в течение трех сезонов. Многодневные походы подтвердили ее достоинства. Легка на ходу, в походе не отстает от байдарок с двумя гребцами. Хорошая маневренность и малая длина позволяют проходить узкие и извилистые протоки. Одиночка имеет большой запас прочности, поскольку использованы детали более крупной двухместной байдарки; ее можно спокойно переносить без разгрузки (за штевни вдвоем или за шпангоуты одному). Отсутствие шпангоутов и подкосов в носу и корме заметно упростило погрузку и разгрузку байдарки.
В нос и корму желательно поместить по хорошо надутой волейбольной или баскетбольной камере, несмотря на то, что байдарка без груза при заполнении водой сохраняет плавучесть и без этих поплавков. Дополнительная плавучесть обеспечивается в аварийных ситуациях надувными сиденьем и спинкой, а также герметичными мешками со снаряжением, привязанными к набору. Разумеется, во всех опасных ситуациях должен быть надет спасательный жилет.
Постройка байдарки по приводимым эскизам
Ту же самую одиночку можно построить и самостоятельно. Это потребует, конечно, больших затрат труда, понадобятся столярные инструменты, но зато обойдется намного дешевле.
Оба шпангоута одинаковы и выпиливаются из водостойкой фанеры толщиной 10—15 мм. Можно собрать каждый из них из двух симметричных частей, соединенных фанерными накладками на заклепках или винтах. Это дает возможность вырезать сразу все четыре заготовки из пакета фанерных обрезков.
Три секции сдвоенного кильсона собираются из реек сечением 15X30 (длина заготовок 900 мм — 2 шт. и 950 мм — 4 шт.) и перекладин — поперечных планок из фанеры. На средней секции поперечины шириной 80 мм врезаются вровень с верхней кромкой реек, а на концевых накладываются поверх реек. Крепление поперечин к рейкам, как и всех соединяемых друг с другом деревянных деталей набора, на водостойком клею с запрессовкой шурупами. Передняя (носовая) и средняя секции соединены шарнирно (например, двумя болтами М6). В соединениях секций кильсонов фиксируется и положение шпангоутов, так как планка в их нижней части заводится под поперечные планки кильсонов.
Штевни совершенно одинаковы и собираются из фанерной части и нижнего брусика, соединяющего штевень с кильсоном.
Секции привальных брусьев сечением 10x30 мм имеют длину; средние 1200 мм (2 шт.), концевые 1070 мм (4 шт.). Стрингеры сечением 15X15 мм имеют длину: средние 1080 мм (4 шт.), концевые нижние 1000 мм (4 шт.) и верхние 1100 мм (4 шт.). Размеры эти, естественно, уточняются при подгонке, но во всех случаях надо обеспечить взаимозаменяемость одинаковых деталей. Можно сделать стрингера и из дюралевых трубок диаметром 12—15 мм с соединением при помощи трубчатых муфт. Деревянные стрингера и привальные брусья соединяются простейшими замками; присоединение концов продольного набора к штевням осуществляется при помощи металлических накладок-наконечников и шплинтов.
На расстоянии 190 мм от штевней привальные брусья распирают поперечины длиной 220 мм, шарнирно подвешенные к мидельвейсу (карленгс в ДП; 2 шт.) сечением 15X25 и длиной 1175 мм. Поперечина-распорка входит своими концами (металлические язычки-наконечники) в прорези в привальных брусьях. Мидельвейсы в принципе можно и не доводить до штевней, закончив сразу за поперечинами, а можно и накинуть наконечником-вилкой на тог же верхний штифт, что и концы привальных брусьев.
Устройство комингса, обычно довольно сложное, можно значительно упростить, применив обрамление кокпита при помощи жесткой полиэтиленовой или даже дюралевой трубки, вшитой в деку и закрепляемой на шпангоутах. Размеры кокпита задаются самостоятельно с учетом комплекции гребца и удобства посадки в байдарку.
Применяя сухую древесину, а главное — тонкую и прочную ткань для оболочки, которая раскраивается по собранному набору, можно довести вес байдарки до 8 кг. Естественно, все что говорилось об оборудовании байдарки, переделанной из «Примы», вполне применимо и при подготовке этой самоделки.